Эксклюзив
28 декабря 2010
4509

Сергей Роща: Английская активность школы

Main dsc0332
- А ведь до такого до сих пор так никто и не додумался! Действительно, все гениальное просто!

Очередное "ноу-хау" в подшефной Краснознаменному объединению Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа хабаровской школе N 68.
Здесь настоящим образом проявилась английская активность, и не где-нибудь, а во 2-В классе, где впервые была создана "Школа маленького учителя", не имеющая аналогов в дальневосточном регионе по изучению английского языка.

- Инициатором такой идеи в рамках краевой программы общественно-активной школы стала, наш учитель английского языка Наталья Викторовна Чернова,- рассказывает директор школы N 68 Светлана Валентиновна Филатова.

Наталья Чернова родилась 19 сентября 1975 года в городе Шуя Ивановской области, где в 1997 году окончила Шуйский государственный педагогический университет. Потом вышла замуж за молодого офицера и оказалась в военных гарнизонах дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Долгое время учила детей таких же военных английскому языку, и когда карьерный рост мужа привел семью в Хабаровск, то после собеседования ее все-таки приняли в одну из лучших школ Хабаровского края.
- Меня в университете приучили работать творчески и нестандартно,- делится своими задумками Наталья Чернова,- а первые мысли по изучению английского языка в новом формате появились, когда муж проходил военную службу на семьдесят третьем километре федеральной трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. И только в школе N 68, учитывая имеющийся опыт, смогла собраться с мыслями и предложить свой экспериментальный проект по изучению английского языка на начальном этапе, не в обязательном порядке, а только для желающих.

Таких желающих набралось двенадцать человек из отдельно взятого второго "В" класса.

И 19 сентября 2010 года, что оказалось очень символично, состоялось первое занятие в "Школе маленького учителя". Суть всей творческой и нестандартной английской деятельности заключается в том, что в учебном процессе принимают участие и родители детей.

Для справки: в Российской Федерации, если верить ресурсу Глобальной информационной сети Интернет, только в школе N 8 города Нефтеюганска также есть свое "ноу-хау", но с использованием новых технологий в обучении английскому языку в начальной школе под названием "В гости к королеве Великобритании". Там обучение английскому языку проводят с использованием интерактивной доски, слайдовых презентаций, дисков DVD и других общеобразовательных компьютерных программ.
- Почему мы согласились, чтобы наш ребенок начинал изучать английский язык не только на уроке, но и дополнительно в "Школе маленького учителя"? Да все очень просто! Прежде всего, потому, что здесь идет живое игровое общение ребенок-учитель-родитель, где, заметьте, ребенок, зачастую, играет первую скрипку,- доказывает правильность своего выбора Галина Санклер.- А что касается новых компьютерных технологий, то они никогда не заменят живое общение.
Казалось бы, что может быть проще, набрал в Интернете "школа маленького учителя", прочитал, и сделал все по-своему. Только, увы, ответа на поставленный вопрос там нет, так как еще нигде нет подобных школ маленького учителя по английскому языку.
- И еще, здесь многое зависит от личных качеств учителя, его способностей, знаний, умений и навыков не только в предмете обучения, но и в общении с детьми,- дополняет Евгения Рау.- У Натальи Викторовны есть все эти качества под общим названием, и обозначим его как талант. Мы приняли от нее основную цель реализации идеи, которая заключается в постепенном движении к качественному улучшению разговорного английского языка для достижения, как в теоретических, так и практических делах применительно не только для школьного учебного процесса, но и в повседневной жизни и деятельности. Например, дома, на работе, во время прогулки, и всегда общение с ребенком на английском языке, и даже по телефону. Попробуйте, это очень интересно!

Кроме цели деятельности, для всеобщего обозрения учитель с двенадцатилетним стажем с первого же дня занятия еще изложил и задачи:

- целенаправленно помочь детям стать активными действующими лицами в учебном процессе, прежде всего для осознания ими того факта, что изучение нового языка напрямую связано с личностью и интересами каждого, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;

- постоянно обеспечивать ситуации, в которых не учитель является центральной фигурой, а именно дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом, и все это коренным образом меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником, в том числе и детских игр в изучении английского языка;

- конкретно учить детей работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- сознательно указывать направления для детей, как узнавать новую информацию и определенным образом правильно ее оформлять одному или с детьми и взрослыми, так сказать, коллективно;

- постепенно исключать у детей формальный подход в изучении английского языка и активизировать взаимодействие друг с другом для достижения практического результата, при этом образно поместив их в ситуацию успеха;

- добровольно сблизить детей со своими родителями и сделать пап, мам, а также бабушек и дедушек активными участниками учебного процесса, чтобы в последующем сделать их как команду победителей;

- серьезно подходить к проведению различных конкурсных и итоговых программ, как индивидуальных, так и семейных, в различных ракурсах изучения английского языка, выделяя при этом практический аспект применения в среде социального обитания, как родителей, так и детей;

- ответственно исключать первые признаки появления фактов недовольства родителями результатом обучения английскому языку в школе, тем самым уйти от шаблонной фразы "Ничему не научили" и уверенно держать курс к утверждению "Я вижу, что мой ребенок получил знания, потому что я - свидетель и активный участник учебного процесса".

Теперь уроки в "Школе маленького учителя" проходят каждую субботу в кабинете английского языка N 38, начало в 11 часов 30 минут.

- В этот день могут приходить родители, да и время выбрано самое оптимальное для детской мозговой активности,- продолжает Наталья Чернова.- При обучении детей младшего школьного возраста английскому, да и любому другому иностранному языку преподавателю в обязательном порядке необходимо хорошо разбираться в психологии и философии, знать все социальные окружающие факторы и перспективы развития региона, и многое другое, все пригодится для того, чтобы дети вместе с родителями уловили общий фон речевого звучания.

Наталья Чернова может часами рассказывать о планах реализации своей идеи "Школы маленького учителя", первые практические ростки которой свой отсчет ведут из военных гарнизонов объединения ВВС и ПВО.

- Для любого военного гарнизона, как я поняла, всегда было есть и будет, присутствие там образованных людей, дающих знания другим,- уже с эмоциями начинает излагать учитель английского языка Наталья Чернова свои воспоминания.- Изначально я относилась к числу тех, кто берет знания, но постепенно, с переездами, когда багаж знаний начал пополняться, только тогда мне дали негласное право стать человеком, дающим знания другим людям. Не ошибусь, если отдельной строкой выделю детей военнослужащих, ведь именно они всегда стремятся к знаниям больше, чем дети из других семей, но это мои наблюдения, которые также частично подтверждаются и в школе N 68. И всегда, в каком военном городке приходилось нашей семье жить, жены офицеров, прапорщиков и контрактников вместе со своими детьми всегда принимали активное участие в изучении английского языка, но особенно русского языка и литературы. Условия иногда такие, что у жен военнослужащих только одна работа - воспитание детей, и другой работы там нет, очень трудно устроиться по специальности. Так что, образование, полученное в родной Шуе, пригодилось во благо Отечества. А чтобы как то обозначить сделанное, всегда необходимо проводить запоминающиеся подведения итогов.

И в канун Новогодних и рождественских праздников в "Школе маленького учителя" прошло итоговое занятие за первое полугодие. Оно имело соревновательный оттенок, где каждая семья это, прежде всего команда, и таких набралось девять из двенадцати. Немаловажное значение кроме разговорного жанра имели еще и артистические способности, а также костюмы собственноручного приготовления, не ушли незамеченными и импровизации, а даже те моменты, как родители и дети благодарят друг друга после исполнения своего номера.

Для выявления победителя необходимо было пройти номинации конкурсных программ, где жюри представляли сами родители детей. Порядок голосования также оригинальный - собственноручная запись на классной доске, где можно указывать только одного участника, кроме своей команды.

О том, что и дети, и родители готовились серьезно, показал первый конкурс из домашнего задания. Каждая команда, а это в основном были только дети со своими мамами и бабушками, на английском языке в разговорном диалоге между собой представляли свою команду. И когда необходимо было назвать победителя, то все восемь голосов получила команда "Зима красавица" Валерии Зайцевой.

Второй конкурс был посвящен фонетике английских букв, их звучанию, где в упорной борьбе, набрав четыре голоса из девяти, победила команда "Тигры" Кирилла Зайцева.
Но когда дети со своими мамами и бабушками стали придумывать различные истории о буквах и звуках из английского алфавита на английском языке, вот здесь и раскрылся настоящий творческий потенциал команд. По три голоса из девяти набрали "Аватар" Аркадия Санклера, "Лямда" Артема Скрипко и "Звездочка" Юлианы Раковской.
А в четвертом заключительном конкурсе страсти разгорелись нешуточные - ведь команды исполняли простенькие детские песенки на английском языке. И как в третьем конкурсе, также три команды набрали одинаковое количество голосов: "Снежный кот" Яны Рау, "Зима красавица" Валерии Лубской и песенка Арины Кондаковой с попугаем.

- После таких насыщенных конкурсных программ было уже не важно, какая команда станет победителем,- завершает наш рассказ Светлана Раковская,- и для нас, родителей, выбравших в качестве дополнительного обучения "Школу маленького учителя" Натальи Черновой важно совсем другое. А именно то, что все мы своим детям подарили первую в их жизни победу над языком страны с названием Англия. Вперед, Россия!

P.S. Таким образом в хабаровской школе N 68 получила реализацию, но уже в своем ракурсе, инновационная программа Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Владимира Путина в изучении иностранных языков в общеобразовательных школах России. Да и Министр обороны Анатолий Сердюков не раз говорил о необходимости повышения уровня образования детей военнослужащих, как в военных гарнизонах, так и в подшефных школах. А вот для Министра образования и науки Андрея Фурсенко такие вспышки творческой активности среди учителей все равно что "бальзам на душу".

Фото автора
Хабаровск
28 декабря 2010 года.
viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован