Эксклюзив
10 сентября 2010
10884

Сергей Роща: Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!

Main jmllllljxlmjsjkjejb
- Без сбоев и эмоций - закон жизни военных летчиков!

В то время как Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Николай Макаров на строевом плацу штаба Восточного военного округа проводил опрос военнослужащих, в зале досуга библиотеки-филиала N 13 Централизованной системы массовых библиотек Хабаровска шла агитация "Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!".

Заслуженный военный летчик Российской Федерации полковник запаса Валерий Иванович Бурштын рассказывал суть военной летной работы учащимся восьмого класса "В" подшефной хабаровской школы N 53 Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

- Профессии, как и люди, имеют свое лицо, свой характер, свой престиж,- говорит Валерий Иванович,- и даже свою мораль. Это в первую очередь указывает на взаимосвязь деловых и нравственных качеств, особенно в тех профессиях, которые требуют максимальной самоотдачи, которые немыслимы без высочайшей ответственности и гражданственности. Профессия военного летчика стоит в их ряду.

До 1 декабря 2009 года такие мероприятия по агитации в военные учебные заведения Военно-воздушных сил России проводились на военном аэродроме "Переяславка", где базировались самолеты Су-24 канувшего в лету 302-го бомбардировочного авиационного полка.

- Каждый месяц на военный аэродром привозили по три автобуса школьников от двенадцати до шестнадцати лет, как раз в разгар полетов,- говорит бывший командир расформированного 302-го авиаполка, а ныне с 2008 года начальник службы безопасности полетов объединения ВВС и ПВО, полковник Юрий Малахов.- И после практического наглядного показа старшеклассники ведь шли осваивать профессию военного летчика.

Статистика свидетельствует о том, что начиная с 2001 года, профессию военного летчика уже освоили 18 человек из Хабаровска. В основном это дети военнослужащих, из них у 8 человек отцы военные летчики.

В этом году в училища военных летчиков такого массового набора, как в прошлые годы, нет, в связи с проводимыми преобразованиями, в коих одну из главных скрипок играет Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Николай Макаров.

Отсюда, итогом проведенных преобразований в Вооруженных Силах Российской Федерации на военном аэродроме "Переяславка" сегодня самолетов нет, все они под Комсомольском-на-Амуре, в Хурбе.

Так как военный аэродром, где летают боевые самолеты, далеко от Хабаровска, то на этот раз встреча школьников с военным летчиком, два года как военного пенсионера, началась с просмотра документального фильма "Хурба: бомберы" из серии Лучшие воинские части России.

- Для нашей библиотеки большая честь принимать таких гостей, настоящих защитников Отечества, коим, безусловно, является военный летчик Валерий Иванович Бурштын,- говорит главный библиотекарь Наталья Дмитриевна Никитина.

Полковник запаса Валерий Бурштын родился в Белоруссии, в Брестской области 20 сентября 1953 года. Для сравнения, когда-то давным-давно в этот день в 1519 году в свое кругосветное путешествие отправился мореплаватель Фернан Магеллан.

Почти семнадцатилетний Валерий в мореплаватели не пошел, решил стать не строителем, как отец, а военным летчиком, и с 1970 по 1974 годы прошел обучение в Барнаульском высшем военном училище летчиков.

Первые полеты в офицерском чине выполнил в Латвии, потом была Военная политическая академия имени В.И. Ленина в Москве, а с 1985 года - Дальний Восток.

- Дальневосточное небо сразу покорило своим простором, и после первых полетов стало окончательно понятно, почему из этих краев выходят лучшие военные летчики,- говорит Валерий Бурштын.- Здесь созданы все условия, как природой, так и человеком, чтобы стать настоящим профессионалом летного дела.

Еще совсем недавно, в свои 54 года Валерий Иванович выполнял полеты на бомбардировщике Су-24.

Кстати, он был одним из первых военных летчиков, кто в 1977 году начинал летать на этих самолетах.

- Сегодня на смену этим старичкам идет современный всепогодный бомбардировщик Су-34, первые полеты которого на Дальнем Востоке состоялись 2 июля 2010 года,- говорит полковник запаса Бурштын.- Их сверхдальний перелет из Липецка в Комсомольск-на-Амуре с двумя дозаправками в воздухе помнят многие по новостям из средств массовой информации.

В 2008 году Валерий Иванович завершил свою военную карьеру начальником службы безопасности полетов объединения ВВС и ПВО.

В библиотеке военного летчика в первую очередь заинтересовала выставка книг, посвященная летчикам "Небо зовет".

- С детства люблю читать книги,- говорит Валерий Иванович,- а здесь очень интересная подборка. Но я их все читал.

Среди школьников, как оказалось, наоборот, эти книги никто не читал.
Восьмиклассники с интересом слушали рассказ настоящего профессионала летного дела, особенно где говорилось о статистических данных самолетов и бомб, и, как ни странно, о здоровом образе жизни.

- В фильме видели, что у самолета Су-34 изменяемая геометрия крыла.
Но главное было после рассказа, ведь действительно, каждый смог почувствовать себя хоть на миг и Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым, и Премьер-министром Владимиром Путиным, и даже Министром обороны Анатолием Сердюковым, но только на фотографии.

Валерий Иванович на мероприятие пришел подготовленным человеком, и принес с собой не только фотографии, значок "Заслуженный военный летчик" с удостоверением к нему, но и взял шлем военного летчика.

И каждый, по собственному желанию, в этом летном шлеме мог сфотографироваться!
- А что в профессии военного летчика есть главное?- спрашивает, не снимая летного шлема, ученик восьмого "В" класса Саша Николаев.

Юноши и девушки перестали шумно рассматривать фотографии, принесенные Валерием Ивановичем, подняли головы и стали ждать ответа.

- Военному летчику свою деятельность нельзя делить на главное и второстепенное, так как все должно работать без сбоев и эмоций,- говорит Валерий Бурштын.- Начну с того, что если водителя автомобиля можно подготовить за три месяца, продавца за месяц, значит быстро, то военного летчика за такой короткий срок не подготовить, как и специалистов технического и тылового обеспечения полетов. Минимум четыре года. В этой профессии необходимо приучить себя к нелегкому каждодневному труду, который еще называют ратный, то есть, защищающий родную землю.

Например, было интересно узнать, что сегодня остаточная стоимость самолета Су-24 с учетом срока службы составляет почти сто девяносто миллионов рублей, а вот за такой же, но новый самолет придется заплатить в десять раз больше.

Школьники также узнали и о том, как избежать авиационных инцидентов, и об интересных полетах дальневосточных военных летчиков. Ведь информация была, как говорится, из первых уст, так как Валерий Иванович десять лет возглавлял службу безопасности полетов объединения ВВС и ПВО.

Кроме Валерия Ивановича, агитировать за военную авиацию также взялись полковники запаса Александр Кузиванов и Владимир Попович, бывшие командиры 302-го бомбардировочного авиаполка из "Переяславки".

- Такие мероприятия для школьников необходимо проводить, прежде всего, как встречи с интересными людьми,- говорит классный руководитель восьмого класса "В" Светлана Олеговна Шелекетто,- а что касается выбора профессии военного летчика, то явный интерес проявил только Саша Николаев. Будет он военным летчиком, сегодня не суть важно. Главное, что встреча прошла организованно, и было интересно! Подтверждением тому читательский интерес со стороны школьников.

На следующем мероприятии из библиотечной серии "Небо зовет" будет показан также двенадцати минутный сюжет, но уже о военных летчиках гвардейского авиационного полка объединения ВВС и ПВО, где летают на самолетах Су-27, также Лучшей воинской части России и также с участием Заслуженного военного летчика Российской Федерации, полковника запаса Валерия Бурштына.

Но с другим классом, а какой школы, пока неизвестно.

Библиотекари уверены: все пройдет без сбоев и эмоций!

Как-никак, а благодаря военным преобразованиям и для библиотекарей нашлась тема в военной авиации, впору скоро хоть свою эскадрилью создавать.

Фото автора
Хабаровск
10 сентября 2010 года.

www.viperon.ru

viperson.ru

viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован