Когда в 1991 г. Сергей Саркисов основал "РЕСО-гарантию", то наверняка не предполагал, что через 15 лет задумается о продаже акций компании на бирже. Вместе с братом Николаем, пришедшим в РЕСО в 1993 г., он владеет одним из крупнейших в России страховщиков, также занимаясь девелоперским и медицинским бизнесом. Продать часть РЕСО в этом году Саркисовым не удалось - виновата конъюнктура рынка и организаторы IPO, которые привели на роуд-шоу одни хедж-фонды. Первое после несостоявшегося размещения интервью братья Саркисовы дали "Ведомостям".
- Весной "РЕСО-гарантия" объявила о продаже 10% акций компании Европейскому банку реконструкции и развития. Дала ли сумма сделки - $150 млн - представление о том, сколько стоит компания?
Сергей Саркисов: ЕБРР - непростая и бюрократическая организация. Наши переговоры начались в конце 2005 г., а на параметры сделки мы вышли в середине 2006 г. Оценка компании и формирование цены происходили по результатам компании за 2005 г. Мы понимали, что ЕБРР проводит свои сделки с неким дисконтом к цене, исходя из того, что это свидетельство признания европейского качества менеджмента и перспективности как самой компании, так и страхования в России в целом. Сделка с ЕБРР для нас была не только экономической, но и политической: за всю свою историю банк сделал крупнейшую инвестицию в финансовый сектор России и крупнейшую страховую инвестицию вообще. Для нас это знак качества.
- Во сколько вы сами сейчас оцениваете компанию?
С. С.: Сложно оценить себя объективно. Мы знаем больше, чем кто-либо другой, и верим в те цифры, которые показываем. Неким ориентиром может служить цена выкупа акций, который совершила компания, на ее основании РЕСО оценена в $2,05 млрд. Конечно, мы сами себе переплачивать не будем, но и недоплачивать не собираемся, мы под очень жестким контролем ЕБРР, а также должны соблюдать вещи, которые касаются IPO. Чистая прибыль компании по МСФО в 2005 г. составила $30 млн, в 2006 г. - $67 млн, в первом полугодии 2007 г. уже превысила $60 млн.
- Оценка в $2 млрд - ориентир для стратегических инвесторов?
С. С.: Про стратегов я бы не говорил, они зачастую готовы покупать с большой премией, которая может достигать 70%.
- С кем еще из инвесторов вы вели переговоры? Вы говорили, что несколько крупных зарубежных страховщиков интересовались возможностью купить РЕСО. Что это за компании и с кем из них вы разговариваете сейчас?
С. С.: Переговоры идут постоянно. Как с портфельными инвесторами, так и со стратегами мы встречаемся каждые полтора-два месяца. Мы никогда не говорили, что отказываем портфельным инвесторам.
Мы против стратегов, потому что уверены: цена компании в будущем будет выше, чем сейчас. Продажа стратегу сегодня невыгодна.
Назвать имена компаний я не могу, при любых переговорах подписываются соглашения о конфиденциальности. Могу сказать, что портфельщики - это крупнейшие фонды Европы и Азии (сингапурские, японские), а стратеги - компании, входящие в первую десятку европейских страховщиков. Были среди стратегов и японцы, они интересуются покупкой "РЕСО-гарантии" все время.
- А стратеги готовы купить небольшой пакет?
С. С.: Готовы, но с обязательным условием дальнейшего опциона. Но мы на это пока не идем, а они не готовы ждать пять-десять лет, если мы им предложим такой срок исполнения опциона. Хотя это вопрос цены, конечно. Никогда не говори "никогда". Все, кроме семьи и Родины, продается. (Смеется.)
- "РЕСО-гарантия" могла стать первой российской страховой компанией, разместившей акции на бирже. Почему вы перенесли IPO?
С. С: Все очень просто, причины две. Ценовой коридор перед размещением был таким - $1,8-2,2 млрд за компанию. По итогам предварительных встреч с инвесторами мы испугались, что IPO может пройти по нижней границе коридора. Вторая и главная причина - среди потенциальных инвесторов, как показало роуд-шоу, были одни хедж-фонды. Это абсолютно не входило в наши планы. Безусловно, это недоработка инвестбанков, ведь хедж-фонды покупают бумаги не для того, чтобы их держать. Мы не хотим, чтобы акции "РЕСО-гарантии" были объектом краткосрочных спекуляций, мы финансовый институт, а из-за резких колебаний котировок могут нервничать клиенты и партнеры. Тему IPO для себя мы не закрыли, были планы возможного размещения осенью, но с учетом нынешней ситуации на рынках мы решили, что это преждевременно.
Мы получили ряд предложений от портфельных инвесторов - по верхней границе оценки, но взяли паузу, подождем результатов 2007 г. Для нас самих промежуточные результаты оказались неожиданными: в прошлом году мы собрали около $700 млн страховой премии, а в первом полугодии пришли к такой же цифре.
- Николай, вы, совладелец "РЕСО-гарантии" и всей группы "РЕСО", не публичный человек. Расскажите о структуре собственности "Декра групп". Какие у совладельцев компании пакеты?
Николай Саркисов: Это доступная информация. Я номинальный держатель 33% акций "Декры" за обоих братьев. После реструктуризации группы наши акции "Декры" будут переданы в холдинговую компанию "РЕСО". Остальные акционеры - группы Станислава Мироненко и Сергея Денисова.
С. С.: В "Декре" происходят большие изменения, реструктуризация, наняты консультанты, которые приводят группу в товарный вид.
- Владельцы у "Декры" останутся прежние?
С. С.: Да, и их доли не изменятся.
- Каким бизнесом вы занимаетесь еще, кроме РЕСО и "Декры"? Есть какой-то личный бизнес?
Н. С.: У нас нет личных бизнесов, у нас все бизнесы общие. Есть какие-то личные вещи: машины, квартиры. Хотя и этим мы пользуемся вместе! (Оба смеются.) Что бы мы ни начинали делать, владеем все равно вместе.
На самом деле в "РЕСО-гарантии" мне приходится заниматься многим, у меня самый большой портфель среди продавцов, подо мной все корпоративные клиенты и VIP-страхователи. Хотя в корпоративном блоке мы активно предлагаем сотрудникам клиентов розничные программы.
- Общие дела и интересы - у вас с детства так повелось?
С. С.: Николай - младший брат, в детстве он у меня все отнимал. Чтобы не отнял все, я решил поделиться. (Оба смеются.) Лучше ведь, когда делишься не по-братски, а пополам.
- На бирже акции "РЕСО-гарантии" тоже будете пополам продавать?
С. С.: Да. У нас еще есть третий партнер, [президент группы "РЕСО"] Андрей Савельев, он будет продавать свои акции пропорционально. Впрочем, нет такого, что мы продаем только так и не иначе. Будем продавать как выгоднее.
Н. С.: Мы всегда стараемся найти компромиссное решение. Если не получается, у второго партнера есть право вето.
- Речь по-прежнему идет о продаже 15-20% акций "РЕСО-гарантии"?
С. С.: Да.
- На что потратите деньги, если "РЕСО-гарантия" продаст акции?
С. С.: Одно из направлений - поглощения в страховом секторе.
- Александр Мамут несколько лет назад был акционером "РЕСО-гарантии". Каким пакетом он владел и почему ваши пути разошлись?
С. С.: Об этом лучше спросить у самого Мамута. Я не отрицаю и не подтверждаю, что он был акционером, но сегодня таковым Александр Леонидович не является.
- Что означают заявки на приобретение крупных пакетов акций "РЕСО-гарантии", которые в ФАС направлял Dresdner Bank и которые служба одобрила? Вас что, собирается купить Allianz?
С. С.: Нет, Allianz нас не покупает. В январе - феврале 2007 г. мы согласовали открытие крупной кредитной линии в Dresdner Bank, разглашать условия кредита я не могу. В обеспечение этой сделки заложен крупный пакет акций "РЕСО-гарантии". Речь идет о пакете вплоть до контрольного. Группа "РЕСО" занимается лизингом, девелопментом, другими бизнесами, и нам необходимо дешевое финансирование этих проектов. Кредит выбран пока частично.
- В ноябре 2005 г. вы заявили, что "РЕСО-гарантия", один из лидеров рынка ОСАГО, может покинуть его, если правительство в течение полутора лет не повысит тарифы. Вы до сих пор настроены так категорично?
С. С.: Тарифы по ряду регионов были рассчитаны неверно, и сегодня в этих регионах мы стараемся не продавать ОСАГО. Например, почти на всем Урале, в Западной Сибири - Тюмени, Сургуте, Нижневартовске - машины дорогие, стоимость ремонта выше, чем в Москве, а тарифы экономически невыгодные. Продажа ОСАГО там становится нерентабельной. Таким регионом стала и Нижегородская область. Основной упор мы делаем на Москву и Санкт-Петербург, где ОСАГО пока прибыльно, а мы занимаем более 20% рынка. При сегодняшних продажах каско, которые сравнялись по объемам с ОСАГО, мы не боимся уйти с этого рынка. Хлопать дверью мы не будем, но ряд шагов, чтобы не наращивать продажи в убыточных регионах, предпринимаем.
- Вы старожил страхового рынка, он менялся и развивался на ваших глазах. Назовите главные отличия отрасли десятилетней давности от сегодняшнего страхового рынка.
С. С.: Страхование в России до ОСАГО и после - два совершенно разных рынка. Уход серых схем - большое достижение для рынка и самих страховщиков, это позволило сконцентрироваться на классическом страховании. Третий фактор роста - рост кредитования и лизинга, что неизбежно влечет развитие страхования. В США 90% техники продается в лизинг и обязательно страхуется, у нас - пока лишь 3%. Чувствуете, какой потенциал?
Алексей Рожков
"Ведомости", 07.11.2007