Катастрофу Ми-8 в Красноярском крае, в которой погиб губернатор Александр Лебедь и еще семь человек, нельзя считать случайностью. Как передает Вести РТР, об этом заявил министр по чрезвычайны ситуациям Сергей Шойгу. Как выяснилось, до места посадки вертолет губернатора края не долетел полутора километров. Единственным ориентиром была трасса Абакан-Кызыл. Они шли над ней навысоте около 30 метров со скорость почти 200 километров в час. И здесь на перевале винтокрылая машина зацепилась за линию электропередачи. Катастрофа стала неминуемой. Вертолет рухнул на землю. То, что несколько человек остались живы, просто настоящее чудо. Если бы произошел пожар, погибли бы все.
Трое летчиков и 16 пассажиров могли сгореть заживо еще в воздухе, если бы Ми-8 зацепился за высоковольтные провода линии электропередачи. Но вертолет врезался в так называемый нулевой, обесточенный провод, поэтому не взорвался, а, потеряв хвостовую балку, перевернулся на лету и рухнул на землю.
Сергей Шойгу в понедельник, 29 апреля, лично участвовал в первом осмотре места происшествия вместе с правительственной комиссией. Предварительный вывод он сообщил журналистам через несколько часов уже в Красноярске. "Отказа в технике не было, это раз. Второе, в условиях сложных климатических условиях, в условиях ограниченной видимости столкновение с проводом ЛЭП, обрыв этого провода, в результате чего произошло эта катастрофа", - такой предварительный вывод о причинах трагедии сделал министр по чрезвычайным ситуациям.
В момент катастрофы рядом с Александром Лебедем сидел глава "Красэнерго" Михаил Кузичев, который не только чудом уцелел, но даже не получил серьезной травмы. Он сидел возле входного люка. Через этот люк его и выбросило наружу при ударевертолета о землю. Как только Михаил Кузичев пришел в себя, тотчас начал спасать других людей. "Вытащил первого, потом уже второй пришел в себя, начал делать попытки вылезти я помог ему, вытащил его, - рассказывал потом Михаил Кузичев. - Александр Иванович, когда его вытащили, он был живой. Его быстро отравили на машине, но, к сожалению, травма была уже очень опасна".
Так как вертолет упал рядом с оживленной трассой федерального значения, сразу на помощь потерпевшим в авиакатастрофе бросились десятки автолюбителей. Средипервых из них, был Сергей Захаров. Он говорит, что все трое пилотов были в сознании и просили только об одном отключить, еще работавшие, двигатели, чтобы не вспыхнул пожар. Бывший вертолетчик Захаров знал, что нужно для этого сделать: "Заглушили двигатели. Их, двигатели, просто забрасывали снегом. Я проник в кабину,выключил АЗС и выключил аккумулятор".
Как стало известно в понедельник, разбившийся вертолет был сделан в 92-м году и поэтому считался относительно новой машиной с хорошими характеристиками, к тому же недавно он прошел плановый ремонт. Командир экипажа Тагир Ахмеров налетал более 11 тысяч часов и, по некоторым данным, неоднократно проходил этим маршрутом, специально проложенным над перевалом для малых воздушных судов. Но ни опытный пилот, ни надежная техника не застрахованы от трагических случайностей. Впрочем, Сергей Шойгу не склонен рассматривать произошедшее как трагическую случайность: "Я бы назвал это трагической случайностью, если бы ей не сопутствовало довольно большое количество отклонений от норм и правил".
И через день после катастрофы появилась информация о том, что у экипажа погибшего вертолета была старая карта, на которой линии электропередач через Буйбинский перевал не обозначена. "Механик тоже лежал со мной там, в больнице, - рассказал телеоператор красноярской компании "7 канал" Станислав Смирнов. - Он сказал, что шли нормально. Там, как бы, карты тоже вроде бы старые были. И там не былоотметки о линии электропередачи".
Прояснить ситуацию может дальнейшее расследование. Все полетные документы находятся у правительственной комиссии. Найдены и оба бортовых самописца: речевой- с записью разговоров экипажа и параметрический - запись показаний всех приборов. Всего погибло 8 и госпитализировано 11 человек. Двое из них в тяжелейшем состоянии до сих пор находятся в Ермаковской центральной районной больнице. Остальные эвакуированы отсюда в Минусинск, Абакан, Красноярск.
www.regions.ru
30.04.2002