В преддверии первого единого выборного об особенностях донского парламентаризма, о традициях дней минувших и проекции на сегодняшние электоральные процессы, корреспонденту "Росбалта" рассказал председатель избирательной комиссии Ростовской области Сергей Юсов.
- Сергей Владимирович, так каковы же донские выборные традиции, наверняка они связаны с особенностями казачьего образа жизни и соответственно менталитета?
- Дон в этом отношении - земля совершенно уникальная. Здесь уже с 16 века существовали своеобразные формы демократического управления, которых не было ни в одном регионе России. Мы сами мало об этом знаем, потому что на протяжении и всего царского времени, и всего советского периода демократичность управления на Дону самым грубым образом извращалась и замалчивалась. Почему? Потому что и при самодержавии и в советское время боялись казачьей культуры, казачьей демократии, всё время подозревая раскольничество.
Немногие знают, что здесь сложилось фактически особое демократичное казачье самоуправление. Станицы на вполне свободных выборах выбирали себе атаманов, а они, в свою очередь, собираясь на большой войсковой круг в Новочеркасске, выбирали атамана Войска Донского. Так было до Петра I, потом Пётр I очень сильно прижал казачью вольницу, да и здесь уже некоторое расслоение началось. После последнего восстания за вольницу, которое возглавлял избранный атаман Войска Донского Кондратий Булавин, атаманы стали наказными. Многие мои сверстники учились по учебникам, в которых это называли "крестьянской войной". Смех просто, да и только! После этого часть вольницы была порушена, то есть, атаманы назначались указом царя. А вот на уровне местного самоуправления, на уровне казачьих округов оставалась выборность, которой не было нигде в это время в России. Могло ли быть, чтобы в крови людей, живущих на Дону это не осталось каким-то образом и не отразилось на выборах в первую Государственную Думу? Конечно, нет! Поэтому на Дону эти выборы воспринимались совсем по-другому. Осознанно, серьёзно, выборы эти были поддержаны фактически всем населением. Кстати, в газетах были опубликованы полные списки всех избирателей по указу атамана. И многие атаманы судились, мы вот как-то думаем, что всегда всё хорошо было, кроме того, как сейчас.
- То есть, прецеденты исторические есть!
- Да, огромное количество судов было. Казаки через суд пытались доказать своё право участвовать в голосовании, если по каким-то причинам их не оказывалось в списке. И они доходили до высшей судебной инстанции - Синода. Осталось много архивных материалов об этом.
- А почему судились-то?
- Для казачества предыдущих времён не участвовать в выборах атамана на круге считалось большим позором. Он как бы считался не мужчиной, не казаком в этом случае, понимаете? Каждый человек, который считался казаком, обязательно участвовал в этой процедуре, она была почётной. И поэтому, когда им вдруг по каким-то причинам отказывали в праве голосовать за какую-то новую власть, тоже демократическую, они воспринимали это как оскорбление.
- Сергей Владимирович, а каков был портрет донского депутата тех времен?
- Это были, конечно, разные люди. Знаете, когда смотришь на их фотографии, это благородные, честные, красивые лица. Двенадцать депутатов, все с усами (смеется).
- Ну, ясное дело.
- Такие все солидные, они были почти все казачьего происхождения, но по должностям разные: несколько атаманов, один священнослужитель, учителя. Почти все с высшим образованием. Вообще, люди в основном образованные и очень авторитетные на этот момент, то есть, там не было случайных людей. Должен сказать, что сами выборы очень активно проходили. В то время казаки, собираясь на сходы, принимали так называемые "приговоры". Пусть слово вас не пугает, это современный аналог "решения" или "наказа". И наряду с экономическими требованиями, казаки требовали, как это ни странно, казалось бы, множества новых свобод - демократических свобод. Они хотели свободы собраний, свободы слова, свободы союзов, вероисповеданий, неприкосновенности личности, требовали демократизации избирательного процесса. Кроме того, они требовали расширения числа избирателей, ведь в это время в России всего порядка 15-20% населения пользовалось правом участвовать в выборах. До последних дней существования Думы, которую царь разогнал своим указом, не прекращалась связь населения с депутатами. Я хотел бы сразу оговориться ещё раз: это касалось в основном территории Войска Донского, где демократические традиции отражались в том числе и на выборах депутатов Государственной Думы.
- Вот на этом месте, мне кажется, нам хорошо бы перебросить мостик в день сегодняшний. Насколько сохранились избирательные традиции, выборные традиции Всевеликого Войска Донского? Ведь казачья вольница - это не вольница, в том смысле, что это не анархия, это система управления, система выборов, система участия.
- Да, с достаточно жёсткой дисциплиной и представлениями о том, кто на что имеет право.
- И насколько сегодня Вам удаётся как главе избирательной комиссии уже современной, все эти традиции воплощать в жизнь?
- Мне кажется, что мы не имеем никакого права быть хоть как-то выше традиций. Их надо просто не забывать, показывать, использовать в нашей работе по просвещению наших избирателей, в первую очередь, молодёжи, для того, чтобы они просто знали свои права. Я всё время подчёркиваю: права! Я не склонен говорить о долге, это государство всё время должно избирателям, а у избирателей есть права по отношению к государству. И эти традиции не могут не быть видны. У нас выше активность избирателей во время выборов. На федеральных выборах, где все регионы в примерно равных условиях, у нас голосование более осознанное, оно проходит без грубых массовых нарушений, без баррикад и разборок, которые, к сожалению, бывают характерны во многих регионах. Я уж не говорю про другие страны СНГ, где часто кровь проливается во время выборов. Могу сказать, что у нас более заметна роль партий, которые тоже являются, несмотря на их критику, часто законную, серьёзным фактором избирательного процесса. У нас значительно большее число выдвинутых от партий кандидатов, и это важно, потому что партии, в конце концов, должны взять на себя часть ответственности за то, как действуют эти депутаты после того, как они избраны.
Эрик Соловьев
www.rosbaltsouth.ru