12 августа 2004
2827

Сестрица Аленушка

"Трудно сказать, как бы отнесся отец к тому, что сейчас происходит на телевидении", - говорит дочь режиссера Сергея Бондарчука
Миллионы телезрителей имели возможность убедиться в этом, вечер за вечером следя за судьбами ее героинь - коронованной матери будущего императора ("Бедная Настя") и мамы современной супермодели ("Дорогая Маша Березина"). Алена Бондарчук сегодня рассказывает о знаменитом отце и своем ремесле.
- Ваш дебют в кино - "Борис Годунов". Каково было сниматься у отца - великого режиссера?
- Близким людям очень сложно существовать на одной площадке. С одной стороны, мы хорошо понимаем друг друга и можем быстрее объяснить какие-то вещи. Но с другой - очень тяжело держать некую дистанцию. Когда мама приходила к отцу на площадку, она называла его только Сергеем Федоровичем и обращалась к нему на "вы". Так было и с нами в "Борисе Годунове", когда мы с Федей играли детей царя. Отец прекрасно понимал, что нам тяжело, и старался облегчить нашу участь.
- Родительская слава была для вас тяжким бременем или великим благом?
- Скорее огромной ответственностью. Отец был для нас с Федором не просто родным человеком, а беспрекословным авторитетом. С одной стороны, у нас была некая свобода выбора, а с другой - мы не могли себе многого позволить. Поступали какие-то заманчивые предложения, но мы понимали, что отец этого не одобрит, и отказывались. Надо было выбирать то, что, на его взгляд, было важным и достойным. Трудно сказать, как бы отнесся отец к тому, что сейчас происходит в кино и на телевидении и что делаем мы с Федором. А сейчас я, встречаясь с разными людьми на съемках, вижу такое уважение и преклонение перед памятью отца! Недавно по телевизору показывали "Войну и мир". И знаете, не было человека, который бы не подошел ко мне и не сказал: "И как это он смог в то время снять такую гениальную картину?!" А ведь буквально несколько лет назад было вылито столько грязи и на эту картину, и на самого Сергея Федоровича Бондарчука. К сожалению, мы умеем любить только мертвых. Когда такой человек находится рядом, не замечаем всей его мощи и таланта. А вот когда проходит время, ты видишь, что происходит вокруг, и тут тебе бабах - "Война и мир"... И начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Поэтому наше с Федором бремя - по сути, величайшее счастье.
- Был период, когда ваша семья была в опале, а вы с братом - фактически изгоями в своей среде...
- Да, после того самого злосчастного V съезда кинематографистов мишенью для выстрелов в первую очередь был сам Сергей Федорович, и это не могло не коснуться его семьи. Для всех нас в тот период самым главным было уберечь отца от разного рода обвинений, звонков, публикаций. Нас всегда удивляло, почему он не хочет ответить своим обидчикам. Сейчас я понимаю. Если бы он позволил себе это - он встал бы на уровень тех, кто его ненавидел. У отца было много друзей - потрясающих людей, гениев своего времени, скажем, Георгий Свиридов, Нино Рота, Василий Шукшин. Несмотря на всю свою социальную значимость, в домашнем общении это были простые, ранимые люди.
- В вашей жизни существовало много запретов?
- Да, это так. Но я сегодня понимаю, что это очень верно. Родители считали, что помимо школы мы должны были получить как можно больше знаний. Они так умно распланировали наше время, что у нас не оставалось ни секунды на себя. Правда, Федя в последних классах умудрялся находить какие-то лазейки, прятался за диваном... Зато сейчас он говорит: "Мама, почему ты не доконала меня, чтобы я окончил музыкальную школу? Мне это так необходимо теперь!" А она его упрекает: "Ты лучше вспомни, сколько ты сопротивлялся!" Зато я прилежно обучалась игре на фортепиано и, будучи уче-ницей Музыкальной школы им. Гнесиных, успела поиграть и прелюдии Рахманинова, и фуги Баха, и этюды Шопена. Все у меня было расписано по минутам. Подъем, школа, музыкалка, потом я ехала к Алисе Михайловне - потрясающей женщине, долгое время прожившей в Англии. Она занималась с нами английским языком. А Федор ходил еще и в художественную школу.
- Вы своего сына так же воспитываете?
- О, он у меня умница! Знает три языка, а немецкий вообще как родной. Костя принадлежит к другому поколению и понимает, что знания необходимы. Он учится в Юридической академии и еще занимается геммологией - наукой о камнях (окончил американский геммологический институт). Читает Шопенгауэра, любит копаться в себе. И при этом абсолютно современный молодой человек.
- Вы с Федей очень близки. Такое между братом и сестрой случается нечасто.
- Это благодаря страстным отношениям, которые были у нас в семье. Мы все горячо любили друг друга и были готовы друг за друга драться. Мы росли в очень большой семье: бабушки, прабабушки, куча каких-то родственников. И дом всегда был открытым. Сегодня наблюдаю за тем, как распадаются семьи, и мне очень грустно.
- А проделки вы с братом устраивали?
- Сегодня так смешно об этом рассказывать. То мы запускали ракету, и Федя чуть было не утонул в речке. А шрам на лбу у него откуда, знаете? Это мы вальс танцевали. Я его кружила, кружила, он не выдержал и ударился головой об стенку. Потом я ему устраивала театр в ванной. Сажала его на стул, сама пряталась за шторку и начинала на все лады говорить разными голосами и что-то изображать. Когда он был маленький, я над ним издевалась. Придумала какую-то фею, которая приходила ко мне. Я сидела на чердаке и изображала диалог, а потом поднимался Федя, и "она" говорила: "Ах, это опять пришел ты, негодный мальчишка!" - и "улетала". Зато классе в десятом уже он начал надо мной подшучивать, отыгрываясь за детские обиды. В общем, нам есть что вспомнить.
- Совместные спектакли ставили?
- Еще какие! Вообще, у нас было принято устраивать концерты, вечера. Мы с Федей разыгрывали пантомиму "Пат и Паташон". В канун Нового года в доме собиралось много народу. И все, кто приходил в гости, тоже должны были что-нибудь продемонстрировать. Федин коронный номер - пантомима "Смерть собаки Гитлера". Он очень смешно ее показывал, доводя всех до колик. Мало кто знает, что он очень яркий характерный актер, человек мощного темперамента.
- Вы с братом стали артистами. А была возможность пойти по другому пути?
- Мне всегда казалось, что я страшная. Была настолько стеснительной, что даже не смела говорить о том, что хочу выйти на сцену. Но всю свою жизнь только об этом и мечтала. Как и все абитуриенты, поступала во все театральные вузы. В итоге я окончила Школу-студию МХАТ, где училась у потрясающей Киры Николаевны Головко, моей любимой актрисы, которая играла у Сергея Федоровича в "Войне и мире" маму Наташи Ростовой. Сейчас меня, как правило, тянут в героини, но в театре я играю характерные роли. Работаю в антрепризном спектакле "Оскар" с Игорем Угольниковым.
- Когда вы получили приглашение на роль императрицы в сериале "Бедная Настя", долго раздумывали?
- Согласилась сразу. Играть русскую императрицу, потрясающе изысканную, умную женщину, - подарок для любой актрисы. Мне в первую очередь хотелось показать психологию женщины, способной с достоинством нести свой крест и с гордо поднятой головой принимать удары судьбы. Начав работать над ролью, я много читала об императрице. Вначале решила, что она, немка, должна быть скромной, и мы старались сделать какие-то синие, не кричащих тонов платья. Потом узнала, что она была очень элегантной, и предложила художникам по костюмам делать наряды в более светлых тонах. Кстати, наряжать елку под Новый год придумала именно она.
- Мама Ирина Константиновна смотрела сериал?
- Смотрела и делала очень точные замечания...
"Культура"

12.08.2004

www.alenabondarchuk.sitecity.ru

Мария Безрук
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован