От авторов
Уважаемые читатели!
Вы держите в руках второе издание учебника "Организационно-экономические основы пенсионной системы Российской Федерации". К новому выходу в свет книги в России практически сформирована правовая и институциональная основа обязательного пенсионного страхования. Единая централизованная система органов Пенсионного фонда Российской Федерации и ее правовое обеспечение в настоящее время как никогда соответствуют принципам социального страхования, таким как субсидиарность со стороны государства, социальная демократия для участников системы, страховой механизм возмещения утраченного заработка и т.д.
Однако процесс реформирования пенсионной системы в России продолжается, и за прошедший период в пенсионном законодательстве и деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации появилось много нового.
Это касается вопросов обязательного пенсионного страхования, назначения и индексации пенсий, взаимодействия органов Пенсионного фонда со страхователями и застрахованными лицами, инвестирования пенсионных накоплений, работы с обращениями граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24, части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" изменились принципы дифференциации половозрастных групп застрахованных лиц для начисления страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии. При применении регрессивной шкалы страховых взносов изменился минимум размера налогооблагаемой базы.
У физических лиц появилась возможность уплачивать страховые взносы в добровольном порядке, в том числе в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Существенным образом упростилась процедура регистрации отдельных категорий страхователей в органах Пенсионного фонда РФ - за счет применения технологии "одно окно".
Немало изменений внесено в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с действующим законодательством РФ индексация пенсий и расчетного пенсионного капитала проводилась на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Впервые в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера увеличение размеров базовых частей трудовых пенсий по старости закреплено в законодательном порядке - Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий в 2005 году".
Представление о социальных рисках, влекущих обязанность государства предоставлять пенсионное обеспечение, со временем трансформируется. В пенсионном законодательстве все полнее находят отражение различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Тем самым государством всесторонне выполняется социальная функция. Так, Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 77-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставлено право на назначение пенсии по старости досрочно отцам и опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до 8-летнего возраста. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" базовая часть трудовых пенсий по старости повышается со дня достижения пенсионером 80-летнего возраста на беззаявительной основе.
В новой пенсионной системе развивается законодательство о пенсионных накоплениях, представляющих персонифицированный резерв для компенсации неблагоприятных изменений демографической ситуации представителям молодых возрастных групп населения. В этих целях Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 48-ФЗ внесен ряд изменений в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", касающихся порядка выбора застрахованными лицами инвестиционного портфеля (управляющей компании), информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" с 2005 года застрахованные лица могут реализовывать право перехода из негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в Пенсионный фонд РФ, а также из одного негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего такой вид деятельности, в другой. С принятием постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений" у застрахованных лиц при подаче заявления о выборе инвестиционного портфеля появилось право выбора в качестве управляющей компании Государственной управляющей компании - Внешэкономбанка РФ, а также значительно упростилась процедура перехода из частной управляющей компании в государственную.
С принятием в августе 2004 года Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился механизм финансирования предоставляемых гражданам мер государственной социальной поддержки, включающих установление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и предоставление набора социальных услуг. Поскольку в настоящее время абсолютное большинство граждан, имеющих право на льготы, являются пенсионерами, функции по установлению и выплате ЕДВ, а также ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложены на органы Пенсионного фонда РФ.
За период, прошедший после первого издания учебника, произошли изменения в системе и структуре органов исполнительной власти в связи с проведением в стране административной реформы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В связи с этим пересмотрены функции министерств и служб и в пенсионной системе.
Определенные коррективы в деятельность органов Пенсионного фонда Российской Федерации внесены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в применявшийся до этого времени порядок.
Все эти преобразования и изменения вызвали необходимость обновить и дополнить материалы нашего учебника.
Главной его целью остается формирование как у действующих, так и у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области пенсионного обеспечения. При этом мы постарались учесть все указанные выше изменения и изложить их в настоящем издании. Кроме того, определенные вопросы в новой редакции рассматриваются шире, подробнее - соответственно "укрупнились" отдельные главы. Мы посчитали целесообразным некоторые темы выделить в разделы глав и даже в самостоятельные главы или, напротив, сократив материал главы и оставив самое существенное, разместить его в виде раздела в тематически "родственной" главе.
В первой главе учебника даются теоретические основы пенсионного обеспечения. Кроме того, в ней вы узнаете, каким образом в России происходило становление и развитие пенсионного обеспечения, а также социального страхования, составной частью которого является пенсионное страхование. Формирование отечественного пенсионного законодательства рассматривается поэтапно. Надо заметить, что в новом издании эта глава значительно дополнена "свежим" материалом по развитию и совершенствованию пенсионного законодательства РФ на современном этапе. Здесь также рассмотрены вопросы, связанные с международно-правовым сотрудничеством в области социальной защиты населения, в частности пенсионного обеспечения.
Весь последующий материал учебника, как и в первой редакции, в основном можно распределить по трем основным тематическим блокам. Первый блок касается вопросов, связанных с назначением пенсий, дополнительным материальным обеспечением, ежемесячными денежными выплатами и предоставлением набора социальных услуг. Во втором - освещаются вопросы становления и развития персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также формирования инвестиционных процессов, связанных с реализацией прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии. В третьем блоке рассматриваются вопросы управления пенсионным обеспечением (страхованием).
В первом блоке рассмотрена центральная тема - вопросы, возникающие в связи с приобретением и реализацией гражданами права на трудовую пенсию, пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Каковы условия назначения трудовой пенсии? За какие периоды работы может быть представлен заработок в целях оценки пенсионных прав? Какова формула расчета суммы пенсионного капитала? При каких условиях наследуются пенсионные накопления? Каковы условия назначения досрочной трудовой пенсии? Как рассчитывается трудовая пенсия по старости? Каковы условия назначения трудовой пенсии по инвалидности? Каков порядок установления дополнительного материального обеспечения? Вот далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые вы найдете во второй, третьей, пятой главах.
Заметим, что во второй редакции их содержание дополнилось. Во второй главе ("Трудовые пенсии") в отдельный раздел выделено разъяснение вопросов, связанных с назначением трудовых пенсий по старости и конвертации пенсионных прав с учетом стажа на соответствующих видах работ. При этом расширился круг рассматриваемых категорий так называемых льготников (имеются в виду медицинские, педагогические работники, летный состав гражданской авиации).
Глава пятая ("Дополнительное материальное обеспечение и иные виды выплат") "пополнилась" материалом по пенсионному обеспечению народных депутатов РФ, который также выделен в отдельный раздел.
Кроме того, в этом блоке появились две новые главы: "Пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из бывших государств СССР" и "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан". Вопросы нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Россию из бывших государств СССР, весьма актуальны, и потому их основательное разъяснение, представленное в главе четвертой, является ценным дополнением к учебнику. Не менее значима глава шестая, где освещен круг вопросов по предоставлению отдельным категориям граждан права на ежемесячную денежную выплату, а также набора социальных услуг в рамках реализации указанного выше Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Вопросы данного блока займут не одну страницу и будут полезны с точки зрения получения определенного инструментария, который можно использовать в соответствующей сфере деятельности, а также возможности для сегодняшних и будущих пенсионеров самостоятельно разобраться во всех тонкостях пенсионного законодательства.
Предоставить получателю пенсии или застрахованному лицу исчерпывающую информацию по интересующим их вопросам пенсионного законодательства, назначить пенсию по новой формуле, в сроки, установленные законодательством, обеспечить ее выплату, произвести перерасчет пенсии обратившимся гражданам, имеющим на это право, и осуществлять все это в комфортных для населения условиях стало приоритетным направлением деятельности территориальных органов Пенсионного фонда РФ. Эти проблемы рассматриваются в главе 10 "Организационные основы деятельности Пенсионного фонда РФ по работе с населением", в которой показан характер, специфика, практический опыт работы клиентской службы (отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей). В новой редакции эта глава дополнена, в частности, материалом по опыту внедрения электронной очереди в систему обслуживания населения в территориальных органах Отделения ПФР по Республике Татарстан.
Второй блок посвящен вопросам обязательного пенсионного страхования, персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, взаимодействия органов Пенсионного фонда РФ со страхователями и застрахованными лицами, инвестирования средств пенсионных накоплений.
Механизм персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а точнее, тех сведений о застрахованных лицах, которые впоследствии используются при назначении, индексации и выплате пенсий, описан в восьмой главе, надо заметить, представляющей интерес в равной степени для всех читателей. Завершает данную главу раздел, в котором раскрываются особенности одного из принципиально важных направлений деятельности Пенсионного фонда РФ - информационном обмене с застрахованными лицами. Прежде всего это касается информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, иначе говоря, об их пенсионных правах.
В девятой главе изложены правовые и экономические основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, особенности правового положения субъектов и участников данных процессов. Дополнения в данную главу носят практический характер: в отдельном разделе представлены основные показатели и методики оценки деятельности управляющих компаний.
Третий блок представлен седьмой, одиннадцатой и двенадцатой главами. Реализация функций управления начинается с рассмотрения в главе седьмой финансовых основ системы Пенсионного фонда РФ как одного из важнейших элементов бюджетной системы России. Раскрываются основные принципы планирования бюджета Пенсионного фонда РФ и методы бюджетного планирования пенсионного страхования, механизмы формирования доходной части и исполнения расходной части бюджета пенсионной системы, а также основные принципы финансового контроля и перспективные направления развития с учетом создания казначейской системы исполнения бюджета ПФР.
В одиннадцатой главе учебника подробно рассматривается система управления пенсионным обеспечением (страхованием): организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда РФ, полномочия федеральных органов государственной власти в системе пенсионного обеспечения (страхования). Четко выделены различные уровни управления и даны характеристики по выполняемым функциям всем структурным подразделениям органов Пенсионного фонда РФ.
В новом издании глава дополнена разделом по управлению персоналом. В нем представлены организационно-правовые основы этого направления деятельности Пенсионного фонда РФ, концептуальный подход к работе с персоналом, характерный для данной организации в современных условиях. Рассмотрены наиболее эффективные методы работы с кадрами, в частности, на примере Отделения ПФР по Республике Татарстан достаточно широко показана действующая система оценки и обучения персонала.
Значительно расширился и выделен в самостоятельную, двенадцатую, главу материал по использованию информационных технологий в системе пенсионного обеспечения, что связано с постоянным их совершенствованием и актуальностью развития этого направления деятельности Пенсионного фонда РФ.
Материал учебника изложен в комбинации с контрольными вопросами, позволяющими не только оценить уровень знаний по конкретной теме, но и акцентировать внимание читателей на самом существенном, что способствует лучшему усвоению материала в целом.
Авторы выражают надежду, что наш учебник найдет непосредственное применение и принесет реальную пользу в первую очередь работникам органов Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве настольной книги начинающего специалиста или справочника опытного работника, будет интересным и познавательным для работников органов социальной защиты, государственной власти, а также для студентов и аспирантов.
Представляя нашу книгу в дополненном и обновленном варианте, приглашаем читателей к дискуссии и будем рады рассмотреть все ваши замечания и дополнения, которые будут учтены в следующем ее издании.
Введение
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования, являющихся имманентными рыночным отношениям. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом.
Гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения в условиях падения реальной заработной платы, отсутствия зависимости между размерами заработка и пенсий практически невозможно. Складывающаяся демографическая ситуация также будет оказывать влияние на экономику: увеличится количество пенсионеров относительно численности работающего населения, что приведет к значительным структурным изменениям в хозяйстве.
Экономическая система вполне может справиться с задачей содержания большого числа пенсионеров и обеспечить достаточно высокий уровень их жизни, если будет создана соответствующая материально-вещественная база для содержания пенсионеров.
Решить поставленные задачи представляется возможным с помощью создания накопительной системы, суть которой - в открытии каждому застрахованному лицу персонифицированных счетов в Пенсионном фонде, который накапливает не только суммы целевых отчислений, но и доход от размещения средств, временно используемых на выплату пенсий. Все накопления будут выплачиваться застрахованному лицу в виде пенсий. Отсюда следует: если используются индивидуальные счета, взносы должны основываться на индивидуальных фактических заработках, а не на налоге с фонда оплаты труда.
В процессе формирования новой системы пенсионного обеспечения необходимо избежать причин, подорвавших ее основу: прямое (либо косвенное) нецелевое использование средств ПФР, предоставление необоснованных льгот по уплате страховых взносов, штрафов и пени. Целесообразно учесть и зарубежный опыт функционирования систем пенсионного обеспечения, где накопительная система действительно функционирует весьма эффективно, однако, не в качестве основной, а дополнительной (к перераспределительной страховой системе) и добровольной схемы. Причем в США, Франции, Англии аналогичные системы появились благодаря высоким доходам населения, стабильному состоянию и устойчивому развитию экономики, полному доверию населения к финансовым институтам. Представляется, что реализация этих условий позволит превратить систему пенсионного обеспечения в соответствующую лучшим мировым стандартам и достижениям в этой сфере.
...
См. приложение
Издательство Казанского университета, 2007