01 апреля 2005
3828

Шенген не светит

Федор Лукьянов



На открывающемся 1 апреля в Люксембурге заседании постоянного совета партнерства Россия - ЕС стороны наверняка не без пафоса отметят: в российско-европейских отношениях наступило оживление. В Москву зачастили еврокомиссары, выражающие оптимизм относительно скорого (на саммите 10 мая) подписания концепции "четырех общих пространств" - экономического, внешней и внутренней безопасности, культуры - России и Евросоюза. Министр экономического развития и торговли Герман Греф пожаловался, правда, на недостаток времени для урегулирования спорных вопросов, но Владимир Путин призвал уложиться к сроку.

Еще недавно в российских оценках отношений с единой Европой преобладали мрачные и раздраженные тона, а из европейских столиц в адрес Москвы звучит все более резкая риторика. Но, судя по всему, обе стороны сочли за благо проявить прагматизм. Старый Свет последовал совету российского президента (данному, правда, не европейцам и совсем по другому поводу) отделить "мух" от "котлет". Приверженность Кремля общим ценностям - это одна проблема, по которой мы категорически не согласны, а экономические интересы - другая, где есть о чем поговорить.

В Москве такой подход горячо приветствуют. Наконец-то можно отложить в сторону бесплодные дебаты о демократии и заняться делом. Но прагматический подход к "котлетам" - вещь жесткая и довольно опасная. Успех на стороне того, кто точнее оценивает свои возможности, четче формулирует цели и эффективнее их добивается. Может быть, эти качества присущи отечественному управленческому аппарату? Если да, то он это тщательно скрывает. А вот пресловутая евробюрократия интересы европейских производителей и потребителей отстаивает ясно и недвусмысленно. Кроме четкого понимания цели ее отличает высокий профессионализм и слаженность действий, чем российские коллеги похвастаться тоже не могут.

Еврокомиссия решительно берет переговорный процесс в свои руки. Те вопросы, которые Москва считает приоритетами - безвизовый режим, калининградский транзит, права соотечественников в странах Балтии, - для Брюсселя малоинтересны и обсуждаются годами без видимого прогресса. Но там, где затрагиваются серьезные экономические интересы Европы - транспортные (прежде всего авиационные) коридоры через Россию, энергетические тарифы, доступ на рынки, - брюссельские переговорщики предельно настойчивы. А поскольку у России отсутствует стратегическая цель в отношении ЕС, но есть общая установка поддерживать диалог с европейскими друзьями (к счастью, то ли по принципиальным причинам, то ли по инерции, в конфронтации никто пока не заинтересован), дело периодически заканчивается экономическими уступками в обмен на громкие политические декларации.

"Четыре пространства", особенно если они будут верстаться в условиях искусственно созданного цейтнота (к очередной дате), превратятся в красивую упаковку. Ее, учитывая особенности переговорного процесса, будут наполнять соответствующим содержанием в Брюсселе. А это означает, что без виз в Шенгенскую зону россияне будут ездить еще не скоро.

Московские новости


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован