Екатерина Владимировна Данилевская,
заместитель главы администрации г. Орла по вопросам социальной политики, кандидат юридических наук, имеет два высших образования - педагогическое и юридическое.
Работала в лицее N 4, администрации Орловской области, Орловской коллегии адвокатов, с 2006 года - в администрации г. Орла - начальником правового управления, с 2009 года - заместитель главы администрации.
- Каковы итоги подготовки к новому учебному году?
- 25 августа все школы города были готовы. Во многом это заслуга руководителей школ и родителей, которые в ситуации нехватки денег находили выход. Хочется их за это, пользуясь случаем, поблагодарить.
Всего на подготовку учреждений образования к 2009/2010 учебному году из бюджета Орла было израсходовано более 50 млн рублей: на текущий ремонт - 43,5 млн рублей, на ремонтные мероприятия в рамках городской программы исполнения наказов избирателей - более 7 млн рублей.
Напомню, что в Орле 45 муниципальных общеобразовательных учреждений, 74 дошкольных учреждения, 24 учреждения дополнительного образования, 3 межшкольных учебных комбината плюс Центр повышения квалификации и Центр психолого-медико-социального сопровождения.
На что мы обращали внимание, когда тратили эти деньги? Это прежде всего исполнение решений судов и предписаний Госпожнадзора, Роспотребнадзора и Ростехнадзора. Каждый год предъявляются все новые и новые жесткие требования.
Был выполнен ремонт в тех школах и детских садах, по поводу которых были соответствующие заключения проектных институтов о необходимости проведения разного рода ремонтных работ.
Часть денег потрачено на проектно-сметную документацию и проведение экспертизы: мы не можем без этого расходовать бюджетные средства. И внимательно следим за тем, чтобы все проходило в рамках закона.
По шести учреждениям образования - школы N 4, 7, 31, 48, детские сады N 11 и 37 - нами, как я уже сказала, были исполнены решения судов. Это касалось устройства пожарных выходов, замены решеток на окнах и некоторой реконструкции.
Ни для кого не секрет, что в Орле существует серьезная проблема с устройством детей в детские сады. Орловский горсовет в этой связи принял решение о высвобождении площадей, которые занимают в детских садах учреждения, оказывающие услуги на коммерческой основе. Например, это частные школы `Вундеркинд` и `Магистр`. Что касается начальных школ-детских садов, мы приняли решение о перепрофилировании этих групп в обыкновенные дошкольные группы.
- Почему?
- Мы понимали, что это непопулярная мера. Да, мы затронули интересы многих жителей города. Да, многие недовольны. Но если положить на одну чашу весов интересы конкретных людей, а на другую - интересы тех родителей, которые не могут устроить своих детей в детские сады (а их на сегодняшний день около 3 тысяч), понятно, что перевесит.
Мы планируем открыть в итоге 13 новых групп (кстати, сегодня две такие группы уже работают), что позволит дополнительно принять 330 детей. Да, это не решает проблему в полном объеме, но шаг вперед уже сделан.
И еще: в общеобразовательных школах есть группы продленного дня. Это альтернатива. Может быть, там не такие комфортные условия, как в детских садах-начальных школах. С другой стороны, дети, которые приходят в школу после НШДС, сталкиваются с проблемами адаптации: они привыкли к другим условиям.
- Частные школы не будут закрыты?
- Конечно, нет. Да мы и не имеем такого права. Мы подбираем для них подходящие помещения.
- Но проблема устройства детей в детские сады все равно стоит очень остро.
- Да, конечно. Мы делаем все, что от нас зависит. Сейчас совместно с управлением муниципального имущества и землепользования мэрии мы собираемся провести детальный анализ пустующих муниципальных площадей. Посмотрим, можно ли их использовать для организации детских садов. Если мы найдем подходящие помещения, а требования здесь очень высоки, будем закладывать под это средства в бюджете следующего года.
Во многих городах создаются семейные детские сады. Сейчас мы рассматриваем и такие варианты, будем связываться с теми городами, где такой опыт уже есть. Вопросов там очень много, в частности, проблема оплаты труда. Да, это задача, для решения которой, возможно, потребуется достаточно много времени. Но мы готовы работать.
Мы стараемся сделать процедуру устройства в ясли и детский сад максимально прозрачной. Ведь многие родители как делают: ставят ребенка на очередь сразу в несколько детских садов, а потом, когда в одном из них место наконец появляется, в других детских садах малыш так и остается в очереди. Мы провели ревизию во всех детских садах города, нашлось 1200 таких детей. Из очереди они исключены. Этим занимается управление образования мэрии.
- В конце августа наконец были завершены работы в школе N 11…
- Да. Было потрачено порядка 30 млн рублей на ремонт. Кроме этого, 900 тысяч рублей было дополнительно выделено на учебное оборудование и мебель. Школа снова работает. Директор и учителя очень рады.
- Что нас ждет в следующем году?
- Кризис серьезно повлиял на наполняемость городского бюджета, доходы которого во многом складываются из налога на доходы физических лиц. Чем больше у нас безработных, тем сильнее это отражается на бюджете.
Однако сейчас большие надежды возлагаем на продажу муниципального имущества. Тем более что мы обязаны это делать в соответствии с действующим федеральным законодательством, согласно которому муниципалитет обязан либо перепрофилировать имущество, которое в настоящее время не используется для решения непосредственных задач города, либо продать его. Пример перепрофилирования я уже приводила: это возможное открытие новых детских садов. Хотя это не очень просто: понравилось помещение - и мы его берем. Должны быть соблюдены все нормы, предъявляемые к помещениям, в которых располагаются детские дошкольные учреждения.
Если мы сумеем реализовать планы по продаже имущества, естественно, основная масса средств будет направлена на решение социальных проблем: на школы, детские сады и учреждения дополнительного образования.
Часть полномочий, которые раньше исполняла городская власть, с нового года берет на себя власть региональная. В частности, это обеспечение лекарствами льготников, которые не вошли в федеральный регистр льгот. Эти люди теперь будут получать помощь за счет средств областного бюджета. Высвобожденная сумма в городском бюджете пойдет на решение других социальных задач. Надеюсь, что нам удастся в следующем году достроить школу N 22. Нет школы в новом микрорайоне на Наугорском шоссе. Необходимо достроить новый корпус школы в Лужках. Строительство школ там - это первоочередная проблема, которую мы постараемся решить. В этих районах школы очень нужны.
- Если речь снова зашла о деньгах, нельзя не вспомнить о зарплатах учителей.
- Сегодня средняя заработная плата учителя в Орле - 7 тысяч 350 рублей. Учителя начальных классов вообще копейки получают. Мы это понимаем. Повышение уровня заработной платы находится в компетенции региональной власти: заработная плата учителям выплачивается из областного бюджета. Губернатор Орловской области Александр Козлов сказал на августовской педагогической конференции, что базовая ставка оплаты труда увеличится с 2 тысяч 300 рублей до 3 тысяч.
Я считаю, что заработная плата учителей должна быть одинаковой во всех регионах. Уровень образования в Орле достаточно высок. Это видно по результатам ЕГЭ - они очень хорошие. Наши дети поступают в ведущие столичные вузы. И возникает вопрос: почему учитель в Москве и учитель в Орле получает разные деньги. С точки зрения здравого смысла это неправильно. Но проблема оплаты труда учителей - проблема общегосударственная. В рамках муниципалитета ее не решить.
Беседовал Денис Яковлев `Просторы России` ` N 35 от 04.09.2009
www.prgazeta.ru