Не будет преувеличением сказать, что Владимир Поз-нер - сегодня одна из традиционно ярких и популяр-ных фигур российского телевидения: согласно рей-тингам популярности "Телезрители и телезвезды", составленным "Центром интеллектуальных систем", он занимает пятое место в умах российских телезри-телей. Конечно, современное телевидение - это ог-ромное предприятие по производству звезд, и сам Познер со свойственной ему точностью словоупот-ребления как-то пошутил: "Если каждый вечер в телевизионном эфире показывать задницу, то через год у нее начнут брать интервью".
Тем не менее популярность такой персоны, как Владимир Познер, не ассоциируется с мишурным блеском "королей на час" - его грустные глаза не располагают к веселью, так что собственно шоуме-ном его назвать трудно. Все его ток-шоу (жанр, который, как и памятные многим телемосты, привнес на отечественное телевидение именно он) не являют-ся таковыми в классическом, американском вариан-те, хотя учителем и коллегой Познера на этом по-прище был изобретатель жанра, американец Фил Донахью.
Кстати, о ток-шоу. Споры о критериях жанров, особенно сравнительно новых, ведутся постоянно. Недавно сам Познер попытался исследовать феномен ток-шоу, применив американскую методику, для того, чтобы выяснить, какие же из многочисленных ток-шоу нашего телевидения в наибольшей степени со-ответствуют общепризнанным канонам этого жанра, основными из которых являются легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие ауди-тории, гостя, экспертов и "железный" сценарий. Ока-залось, что настоящих ток-шоу "по-американски" у нас совсем немного и в наибольшей степени этим требованиям отвечает программа "Я сама". Осталь-ные программы так или иначе можно лишь назвать "ток-шоу по-русски". Когда во время пребывания Познера в Новосибирске ему был задан вопрос: "Чем определяется популярность телепрограммы?", Владимир Владимирович ответил, что на это влияет многое: и тема передачи, и оформление, и содержание, но самое главное, от чего зависит, будут ли смотреть вашу программу, - ведущий.
Таким образом, программы Познера обречены на популярность - он обладает редким даром "держать" программу при всей на первый взгляд непредсказуемости процесса, который совместно создают все участники передачи. Его контроль над ситуацией непогрешим, любая импровизация моментально направля-ется в жесткое русло сценария - воспитательный эффект тщательно просчитан заранее.
По стилю работы Познер скорее не искрометный шоумен, а вдумчивый модератор (так называют спра-ведливого распределителя времени, который вовре-мя передаст слово оппоненту, прервет излишне эмоционального или многословного оратора, уравно-весит силы участников, конструктивно погасит тупи-ковый конфликт). Иногда со стороны может показаться, что ведущий излишне строг и даже нетактичен во влиянии на поведение своих гостей, но при жесточайшем регламенте темы, жанра и эфир-ного времени иначе быть не может - выход одной программы Познера, по его собственному призна-нию, обходится производителям в сумму 10 тыс. дол-ларов, а аналогичная передача в США стоит в 80 раз дороже. Думается, нет необходимости доказывать, что все это - проявления высочайшего профессио-нализма и огромного опыта журналиста.
На мой взгляд, одним из удачных и наиболее яр-ких ток-шоу Владимира Познера стал "Человек в мас-ке". Вот как представляет его на своем интернетов-ском сайте телекомпания НТВ:
Название: ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ
Производитель: ТЕЛЕКОМПАНИЯ "АВТОР-СКОЕ ТЕЛЕВИ-ДЕНИЕ"
Хронометраж: 34 мин.
Год создания: 1996.
Авторы: Алексей Алешковский, Мэри Назари
Генеральный продюсер: Анатолий Малкин
Ведущий: Владимир Познер
Телевизионное ток-шоу "Человек в маске" - первый опыт изучения психологии личности в до-ступной для широкого зрителя форме. Шоу при-звано помочь телезрителям выявлять психологи-ческие проблемы и находить оптимальные пути их решения.
Название "Человек в маске" предполагает по-явление героя перед аудиторией в маске - в силу сложности психологической проблемы, носителем которой он является. Возможность разрешить проблему - это возможность снять маску.
Героем программы становится носитель опре-деленной проблемы - воин-афганец, бывший заключенный, наркоман, гомосексуалист, одино-кая женщина и т. д. Каждая передача начинается с вопросов: "Почему Вы пришли к нам? Почему Вы в маске?" Заканчивается каждая передача воп-росами: "Что Вы получили в результате этой бе-седы? Хотите ли Вы снять маску?"
В передаче участвуют эксперты-психологи, за-дача которых - сформулировать проблему героя и его отношение к ней с научной точки зрения. Принимать участие в передаче может священник и специалист по определенной проблеме. Задача зрительской аудитории в этой программе - вес-ти диалог с героем. Передача начинается диалогом ведущего и героя, к которому постепенно подключаются эксперты и аудитория.
В современном российском обществе, не стра-дающем избыточной терпимостью, отчасти и по причинам неглубокого уровня осознания стоящих перед страной и отдельно взятой личностью проблем, подобная телевизионная программа способствует формированию нормального отношения к сложнос-тям современной жизни путем диалога, который может помочь преодолению сложившихся поведен-ческих и мировоззренческих стереотипов.
Умение обозначать проблемы и пути их реше-ния, в том числе в развлекательной форме, стано-вится насущной потребностью российского мас-сового зрителя, не имеющего большей частью возможности тратить деньги на профессиональ-ных психоаналитиков.
Темы программ: "СПИД", "Гомосексуализм", "Расизм", "Вор", "Транссексуал", "Сутенер", "Но-вый русский", "Чеченец", "Дезертир", "Нарко-манка", "Детдом" ("Олигофрен"), "Изнасилова-ние", "Сексот", "Женщина" ("Рак"), "Алкоголик", "Секта"...
Как видите, наболевшего много - можете попробовать продолжить список сами. Каждая такая про-грамма - своего рода модель социального взрыва, которая несет разрядку напряженности, не допуская, таким образом, развития и обострения проблемы.
Когда речь идет об известных людях, профессионалах, корифеях и асах, всегда интересно, откуда же они берутся? Благодаря чему покоряются им эти вер-шины?
Владимир Владимирович Познер - личность с ин-тересной биографией, причем типичной ее никак не назовешь. Родился 1 апреля 1934 г. в Париже, где жила в ту пору его семья (отец - литератор, входивший в группу "Серапионовы братья", эмигрировал во Францию, член компартии и участник второй мировой). Среднее образование получил в Нью-Йорке. В 1953 г. с наступлением долгожданной оттепели семья переезжает в Москву, где в 1958 г. он защищает дип-лом, посвященный дыхательному центру рыб, на биологическом факультете МГУ, одновременно благодаря прекрасному знанию языков занимаясь пере-водами. Уже в 1961 г. молодой несостоявшийся фи-зиолог получает должность старшего редактора в Агентстве печати "Новости" (АПН), где работает 9 лет. Это его первая работа в журналистике. После была должность комментатора на Гостелерадио. 1982 г. - начало стремительного взлета, когда состо-ялся первый телемост Москва - Лос-Анджелес, связавший молодежь СССР и Америки - стал началом стремительного взлета Познера, к тому времени уже профессионального журналиста, аналитика, комментатора. В 1988 г. он начинает вести собственные авторские программы "Воскресный вечер с Владими-ром Познером" и "Квадратура круга", а через три года уходит из штата Гостелерадио и становится не-зависимым тележурналистом, работающим по кон-тракту, и уезжает в США, где работает со своим кол-легой и другом Филом Донахью.
Еще через три года их детище прекращает свое су-ществование по причине введения самой настоящей цензуры по настоянию компании "Дженерал мо-торс", одного из крупных рекламодателей канала, на котором выходила программа. По мнению руковод-ства компании, в одном из выпусков были задеты ее интересы, и авторам было предложено впредь согла-совывать содержание передачи, после чего они отка-зались продолжать работать над программой. Соб-ственно, сегодня в России такие методы давления на журналистов не редкость, но, к сожалению, мало кто из наших соотечественников может себе позволить поступить так красиво. Таким образом, в 1994 г. Познер возвращается в родные пенаты и становится пре-зидентом Российской телевизионной академии, а с 1997 г. начинает вплотную заниматься своими про-граммами, которые можно наблюдать и по сей день.
По сути в своих ток-шоу Познер воплощает пред-ставления о целях журналистики: по его мнению, пресса должна не решать, а ставить проблему, обра-щать на нее внимание общественного мнения и в ка-кой-то мере направлять его в разумное русло.
http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=4&bid=99