На недавней встрече с "молодыми учеными", объявленными его сторонниками, Дмитрий Медведев огласил тезис о том, что в научные центры обязательно нужно приглашать иностранных ученых. И соответственно оплачивать их работу.
А то, сказал он, тут некоторые говорят: "Дайте нам такую зарплату - мы сами все сделаем". Не понравилась Медведеву идея о том, чтобы в целях развития российской науки повышать зарплату российским ученым. По его мысли, большую зарплату нужно платить иностранным ученым, а вот они своим присутствием дадут стимул и научат российских тому, что умеют сами.
Строго говоря, если для решения неких конкретных задач нужно приглашать иностранных специалистов, то почему бы их и не приглашать. Но дело в том, что в постановке вопроса Медведевым звучит иное - абсолютная уверенность в том, что иностранных ученых не просто можно, а необходимо приглашать, потому что иначе российские ученые ничего не откроют. Просто потому, что иностранцы должны научить их не чему-нибудь, а именно умению мыслить, исследовать. А если их этому нужно учить, значит они этого не умеют.
В 1990 году, на декабрьском съезде народных депутатов СССР Горбачев, под давлением партии признав абсурдность одобренной им программы "500 дней", заявил следующее: "Вот говорят, программа Горбачева-Явлинского, программа Горбачева-Явлинского! Не я писал. Ученые писали". И нужно было слышать, с каким брезгливым презрением произнес он слово "ученые".
Зато в 1960-е годы, когда США были в кризисе, и их элите казалось, что они действительно навсегда проиграли Советскому Союзу историческое соревнование и могут бороться лишь за то, чтобы оттянуть свое поражение, Джон Кеннеди сказал примерно следующее: "Мы не сможет победить Советы, если не создадим для своих интеллектуалов столь же элитарные условия, какие Советы создали своим".
Вот Горбачев. Вот Кеннеди. И вот Медведев. Кто кому ближе...
Медведев не сказал: "Мы не сможем на равных конкурировать с США, если не создадим своим ученым те же условия, которые они создали своим". Он, по сути, сказал: "Не нужно повышать зарплату российским ученым. Они без западных ничего не стоят. Нужно заплатить хорошие деньги иностранцам, чтобы они приехали и научили русских недоучек думать и исследовать".
Понятно, что приглашая иностранных специалистов, им нужно хорошо платить. Причем, платить больше, чем они получают в своих странах. Потому что иначе с какой стати им бросать дом, привычную среду обитания и ехать в Россию, в которой повседневные реалии отличаются некоторым своеобразием по сравнению с их отечеством. К тому же краски сгущают еще и российские любители выступать в западных парламентах.
Вопрос в том, нужны ли они в каждом конкретном случае, и почему таким спросом пользуются на Западе уезжающие российские ученные, если они ничего не умеют. И еще - будут ли российские ученые, работающие рядом с приглашенными из-за рубежа, получать столько же, сколько последние?
В России уже были правители, верившие в науку, но не верившие в русских ученых. И в результате понадобились десятки лет, чтобы за последними было признано право избираться в Российскую академию наук.
Непонятно, почему науку других стран нужно развивать на деньги России
Некоторое время назад у Медведева уже была яркая идея: выискивать на Западе реализовавшихся выходцев из России и платить им хорошие деньги за то, чтобы они вернулись. То есть платить не тем, кто талантлив, но не хочет бросать свою страну и за копейки продолжает заниматься здесь наукой, а тем, кто от страны отказался и уехал зарабатывать деньги в конкурирующую с ней державу. Тем самым всем отправлен мессидж: "Хотите хорошо зарабатывать - уезжайте. Пока вас не признают на Западе, Россия вам нормальные зарплаты платить не будет".
Есть тут и еще один важный вопрос. Понятно, если иностранных ученых приглашают для решения некой проблемы, которую они решать умеют, а мы - нет, но которая не имеет некого исключительного и эксклюзивного значения.
Но, если речь идет о разработках стратегического характера, ситуация меняется. Если это разработка, которая есть у иной страны, из которой приглашен специалист, и которой нет у России, причем, эта разработка будет играть роль в конкуренции двух стран, то какие основания у данной страны и данного ученого лишать ее конкурентного преимущества? Понятно, что Медведев далек от установок "борьбы социализма и капитализма". Но ведь он должен понимать, что современный мир - это мир конкуренции.
Если же речь идет о разработке, которой у данной страны нет, и создавать ее будет за счет российских средств ученый из этой страны, то неужели непонятно, что это означает: Россия будет оплачивать своими ресурсами стратегическую разработку для конкурента. В лучшем случае она получит то, что за ее же счет получит и конкурент. В другом случае она получит такое решение, которое уведет ее на тупиковый путь на десяток-другой лет.
В любом случае понятно, что российскую науку нужно развивать. Понятно, что нужно использовать опыт и достижения науки других стран. Непонятно только, почему науку этих стран нужно развивать на деньги России вместо того, чтобы создавать нормальные условия для своих ученых.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА"