Свою деятельность ИБР планирует и осуществляет на основе долгосрочной корпоративной стратегии. В 2007 г. была запущена программа реформирования деятельности ИБР.
Программа реформ предусматривала несколько этапов. В частности, на первом этапе реформы были направлены на трансформацию ИБР в эффективный и действенный финансовый институт развития, функционирующий по законам Шариата и компетенции знаний.
На следующем этапе реформ, в деятельность ИБР в 2010 г. была успешно внедрена авторизированная система управления внутренними процессами банка такими как бухгалтерский учет, управления финансами, человеческим капиталом и др. Система была разработана и внедрена на базе технологий и методологий SAP.
Кроме того, в плане совершенствования системы стратегического управления, долгосрочного планирования и бюджетирования в ИБР была внедрена методология системы сбалансированных показателей (ССП).
В соответствии с данной методологией для визуализации стратегии и ее основных задач используется стратегическая карта. Для мониторинга поставленных целей и хода реализации стратегии используется набор финансовых и нефинансовых показателей, стратегические инициативы.
С целью оценки и своевременного снижения кредитного, рыночного и операционного рисков в ИБР была разработана и внедрена система управления рисками.
Постоянный мониторинг финансовой устойчивости, кредитоспособности стран-членов и других заемщиков позволяет эффективно управлять кредитными рисками ИБР.
Особое внимание руководством ИБР уделяется суверенным рискам и риску ликвидности. Для этого в ИБР внедрена система ограничений и лимитов по значениям вышеуказанных рисков, система внутреннего контроля над эффективностью деятельности риск-менеджмента ИБР. С целью совершенствования системы управления рисками периодически к работе привлекаются внешние консультанты.
Совместно со Всемирным банком (МБ), Африканским банком развития (АБР) и Азиатским банком развития (АзБР) руководством ИБР были разработаны и успешно реализованы инициативы по повышению эффективности деятельности банка и увеличению его вклада в развитие стран – членов ИБР.
В новой стратегии развития банка была поставлена задача, в соответствии которой к 2020 г. ИБР должен стать банком развития мирового уровня, функционирующим в соответствии с законами Шариата, влияющим в значительной степени на устойчивое развитие человеческого потенциала в мусульманских странах.
В своей стратегии ИБР стремится помочь своим странам-членам в их усилиях по достижению глобальной повестки дня ООН в области развития на период до 2030 г. и целей устойчивого развития.
Основными задачами в рамках этих стратегических целей являются – сокращение масштабов бедности, повышение продовольственной безопасности и справедливое развитие сельского хозяйства в мусульманских странах.
Стратегическими драйверами экономического роста стран-членов ИБР в ближайшее десятилетие призваны стать образование, наука, технологии и инновации.
Эта цель закреплена в стратегии развития ИБР на текущий десятилетний период и в пятилетней программе реформ Президента банка, одобренных на ежегодном заседании совета директоров ИБР.
Программа реформирования ИБР включает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ИБР в таких областях как:
операционная политика;
система управления человеческими ресурсами;
система управления знаниями;
оптимизации бизнес-процессов;
модернизация IT-инфраструктуры;
совершенствования планов работ самостоятельных структурных подразделений и системы распределения ресурсов между ними.
Организационная структура управления ИБР
В результате реализации инициатив по реформированию ИБР были сформулированы приоритетные направления совершенствования организационного дизайна ИБР.
В частности, была доработана и внедрена новая организационная структура ИБР, система оценки эффективности деятельности персонала, основанная на результатах, приведена в соответствие с системой оценки мотивации персонала.
В новой организационной структуре высшими коллегиальными органами управления ИБР остался Совет управляющих и Совет директоров. Страны-участницы ИБР участвуют в управлении банком через своих представителей в этих руководящих органах.
На заседаниях Совета управляющих обсуждаются вопросы стратегии развития ИБР, увеличение и изменение акционерного капитала банка и его страновое распределение.
Утверждается годовая финансовая и нефинансовая отчетность банка, распределение прибыли, предоставления грантов, назначения членов Совета директоров.
Совет директоров ИБР состоит из 18 членов. Половина состава Совета директоров формируется из представителей стран-членов с наибольшей долей в капитале ИБР и соответственно голосующих голосов, оставшаяся половина назначается Советом управляющих.
Текущую поддержку работы Совета директоров обеспечивают комитеты:
комитет по административным вопросам;
комитет по аудиту;
комитет по финансовым вопросам;
кредитный комитет. (см. рисунок 1).
Основной целью деятельности Совета директоров и постоянно действующих комитетов является мониторинг и контроль за ходом реализации стратегии банка, финансовых показателей деятельности и плана его реформирования.
Постоянно действующими органами при Совете директоров является Департамент внутренней оценки и Экспертный совет шариата.
Оперативной деятельностью банка руководит Президент ИБР. В настоящее время эту должность занимает бывший министр по делам хаджа Саудовской Аравии доктор Бандар Хаджар (Bandar M. H. Hajjar).
Численность персонала ИБР увеличилась с 819 сотрудников в 2012 г. до 932 человек в 2019 г.
Рисунок 1. Организационная структура и органы управления ИБР (по состоянию на 2012 г.
Основным критериями оценки деятельности банков развития является показатель его финансовой устойчивости и социально-экономическая эффективность реализации инвестиционных проектов.
ИБР является участником международной системы оценки эффективности деятельности банков развития (COMPAS). На базе рекомендаций этой организации в ИБР было разработано и внедрено «Руководство по оценке результатов деятельности банка».
В документе приведена методология и алгоритм оценки завершенных проектов, программ и отдельных операций, финансируемых ИБР. Система оценки результатов деятельности ИБР осуществляется на разных уровнях и в несколько этапов.
На первом этапе Департаментом операционной политики банка осуществляется внутренняя оценка, с целью отбора проекта, предварительной оценки его возможной бюджетной и социально-экономической эффективности. Далее осуществляется мониторинг хода реализации проекта, готовится отчет о его выполнении.
На стадии завершения реализации проекта Группой внутреннего контроля и аудита ИБР выпускается Отчет о соответствии, в котором определяется соответствие параметров финансирования проекта с параметрами, первоначально заявленными на этапе его одобрения.
На следующем этапе определяется социально-экономическая эффективность реализации проекта, его вклад в развитие экономики страны, где проект был реализован. Оценка осуществляется Департаментом инвестиционной политики.
Комплексная оценка социально-экономической эффективности проекта проводится в течение двух лет, с момента его завершения на основании отчета о его реализации, выездных инспекций независимых экспертиз и др.
В результате оценивается вклад реализованного проекта на развитие той или иной отрасли, рост бюджетных поступлений, увеличение занятости, влияние на экономику в целом, социальные эффекты. Оцениваются релевантность и эффективность инвестиций банка.
При оценке эффективности реализации проекта используются международные методики и бальная система. Баллы начисляются в соответствии с унифицированными показателями оценки по таким критериям как релевантность, эффективность, продуктивность, устойчивость. Максимальное количество баллов по каждому критерию не может превышать 5 баллов.
Например, выбранная отрасль для реализации проекта входит в перечень приоритетных отраслей развития экономики страны (1 балл). Проект соответствует стратегической повестке дня Группы ИБР (1 балл). Проект вносит значительный вклад в развитие определенного товарного рынка (1 балл).
В зависимости от результатов оценки проект может быть квалифицирован как:
высоко успешный (17-20 баллов);
успешный (13-16 баллов);
частично успешный (7-12 баллов);
безуспешный (0-6 баллов).
Андрианов Владимир,
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
бывший помощник Председателя Правительства РФ