Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
03 октября 2019
2596

Система стратегического управления и организационная структура Исламского банка развития

 

Свою деятельность ИБР планирует и осуществляет на основе долгосрочной корпоративной стратегии. В 2007 г. была запущена программа реформирования деятельности ИБР. 

Программа реформ предусматривала несколько этапов. В частности, на первом этапе реформы были направлены на трансформацию ИБР в эффективный и действенный финансовый институт развития, функционирующий по законам Шариата и компетенции знаний. 

На следующем этапе реформ, в деятельность ИБР в 2010 г. была успешно внедрена авторизированная система управления внутренними процессами банка такими как бухгалтерский учет, управления финансами, человеческим капиталом и др. Система была разработана и внедрена на базе технологий и методологий SAP.

Кроме того, в плане совершенствования системы стратегического управления, долгосрочного планирования и бюджетирования в ИБР была внедрена методология системы сбалансированных показателей (ССП). 

В соответствии с данной методологией для визуализации стратегии и ее основных задач используется стратегическая карта. Для мониторинга поставленных целей и хода реализации стратегии используется набор финансовых и нефинансовых показателей, стратегические инициативы.

С целью оценки и своевременного снижения кредитного, рыночного и операционного рисков в ИБР была разработана и внедрена система управления рисками. 

Постоянный мониторинг финансовой устойчивости, кредитоспособности стран-членов и других заемщиков позволяет эффективно управлять кредитными рисками ИБР. 

Особое внимание руководством ИБР уделяется суверенным рискам и риску ликвидности. Для этого в ИБР внедрена система ограничений и лимитов по значениям вышеуказанных рисков, система внутреннего контроля над эффективностью деятельности риск-менеджмента ИБР.  С целью совершенствования системы управления рисками периодически к работе привлекаются внешние консультанты. 

Совместно со Всемирным банком (МБ), Африканским банком развития (АБР) и Азиатским банком развития (АзБР) руководством ИБР были разработаны и успешно реализованы инициативы по повышению эффективности деятельности банка и увеличению его вклада в развитие стран – членов ИБР. 

В новой стратегии развития банка была поставлена задача, в соответствии которой к 2020 г. ИБР должен стать банком развития мирового уровня, функционирующим в соответствии с законами Шариата, влияющим в значительной степени на устойчивое развитие человеческого потенциала в мусульманских странах.

В своей стратегии ИБР стремится помочь своим странам-членам в их усилиях по достижению глобальной повестки дня ООН в области развития на период до 2030 г. и целей устойчивого развития.  

Основными задачами в рамках этих стратегических целей являются – сокращение масштабов бедности, повышение продовольственной безопасности и справедливое развитие сельского хозяйства в мусульманских странах.

Стратегическими драйверами экономического роста стран-членов ИБР в ближайшее десятилетие призваны стать образование, наука, технологии и инновации. 

Эта цель закреплена в стратегии развития ИБР на текущий десятилетний период и в пятилетней программе реформ Президента банка, одобренных на ежегодном заседании совета директоров ИБР.

Программа реформирования ИБР включает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ИБР в таких областях как:

  • операционная политика;

  • система управления человеческими ресурсами;

  • система управления знаниями;

  • оптимизации бизнес-процессов; 

  • модернизация IT-инфраструктуры; 

  • совершенствования планов работ самостоятельных структурных подразделений и системы распределения ресурсов между ними. 

 

Организационная структура управления ИБР

 

В результате реализации инициатив по реформированию ИБР были сформулированы приоритетные направления совершенствования организационного дизайна ИБР. 

В частности, была доработана и внедрена новая организационная структура ИБР, система оценки эффективности деятельности персонала, основанная на результатах, приведена в соответствие с системой оценки мотивации персонала. 

В новой организационной структуре высшими коллегиальными органами управления ИБР остался Совет управляющих и Совет директоров. Страны-участницы ИБР участвуют в управлении банком через своих представителей в этих руководящих органах. 

На заседаниях Совета управляющих обсуждаются вопросы стратегии развития ИБР, увеличение и изменение акционерного капитала банка и его страновое распределение. 

Утверждается годовая финансовая и нефинансовая отчетность банка, распределение прибыли, предоставления грантов, назначения членов Совета директоров. 

Совет директоров ИБР состоит из 18 членов. Половина состава Совета директоров формируется из представителей стран-членов с наибольшей долей в капитале ИБР и соответственно голосующих голосов, оставшаяся половина назначается Советом управляющих. 

Текущую поддержку работы Совета директоров обеспечивают комитеты: 

  • комитет по административным вопросам;

  • комитет по аудиту; 

  • комитет по финансовым вопросам;

  • кредитный комитет. (см. рисунок 1).

Основной целью деятельности Совета директоров и постоянно действующих комитетов является мониторинг и контроль за ходом реализации стратегии банка, финансовых показателей деятельности и плана его реформирования.

Постоянно действующими органами при Совете директоров является Департамент внутренней оценки и Экспертный совет шариата. 

Оперативной деятельностью банка руководит Президент ИБР. В настоящее время эту должность занимает бывший министр по делам хаджа Саудовской Аравии доктор Бандар Хаджар (Bandar M. H. Hajjar).

Численность персонала ИБР увеличилась с 819 сотрудников в 2012 г. до 932 человек в 2019 г.
 

 

    

Рисунок 1. Организационная структура и органы управления ИБР (по состоянию на 2012 г.
 

Система оценки эффективности деятельности ИБР

 

Основным критериями оценки деятельности банков развития является показатель его финансовой устойчивости и социально-экономическая эффективность реализации инвестиционных проектов.

ИБР является участником международной системы оценки эффективности деятельности банков развития (COMPAS). На базе рекомендаций этой организации в ИБР было разработано и внедрено «Руководство по оценке результатов деятельности банка». 

В документе приведена методология и алгоритм оценки завершенных проектов, программ и отдельных операций, финансируемых ИБР. Система оценки результатов деятельности ИБР осуществляется на разных уровнях и в несколько этапов.  

На первом этапе Департаментом операционной политики банка осуществляется внутренняя оценка, с целью отбора проекта, предварительной оценки его возможной бюджетной и социально-экономической эффективности. Далее осуществляется мониторинг хода реализации проекта, готовится отчет о его выполнении. 

На стадии завершения реализации проекта Группой внутреннего контроля и аудита ИБР выпускается Отчет о соответствии, в котором определяется соответствие параметров финансирования проекта с параметрами, первоначально заявленными на этапе его одобрения. 

На следующем этапе определяется социально-экономическая эффективность реализации проекта, его вклад в развитие экономики страны, где проект был реализован. Оценка осуществляется Департаментом инвестиционной политики.

Комплексная оценка социально-экономической эффективности проекта проводится в течение двух лет, с момента его завершения на основании отчета о его реализации, выездных инспекций независимых экспертиз и др.

В результате оценивается вклад реализованного проекта на развитие той или иной отрасли, рост бюджетных поступлений, увеличение занятости, влияние на экономику в целом, социальные эффекты. Оцениваются релевантность и эффективность инвестиций банка.

При оценке эффективности реализации проекта используются международные методики и бальная система. Баллы начисляются в соответствии с унифицированными показателями оценки по таким критериям как релевантность, эффективность, продуктивность, устойчивость. Максимальное количество баллов по каждому критерию не может превышать 5 баллов.

Например, выбранная отрасль для реализации проекта входит в перечень приоритетных отраслей развития экономики страны (1 балл). Проект соответствует стратегической повестке дня Группы ИБР (1 балл). Проект вносит значительный вклад в развитие определенного товарного рынка (1 балл).  

В зависимости от результатов оценки проект может быть квалифицирован как:

  • высоко успешный (17-20 баллов);

  • успешный (13-16 баллов); 

  • частично успешный (7-12 баллов);

  • безуспешный (0-6 баллов). 


 

Андрианов Владимир,

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, 

бывший помощник Председателя Правительства РФ



 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован