28 апреля 2005 года председатель Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий палаты Геннадий Бурбулис принял участие в межрегиональном практическом семинаре "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: опыт и пути совершенствования", который состоялся в Московской городской думе.
Геннадий Бурбулис, открывая семинар, в работе которого приняли участие представители законодательных органов власти субъектов Федерации, отметил актуальность системного мониторинга законодательства для построения правового государства. Только проводя комплексный и профессиональный анализ принимаемых законов и практики их применения, подчеркнул Г.Бурбулис, можно повысить качество законодательства и эффективность правопримененияи правосудия. Впервые идея мониторинга права была сформулирована в 2001 году, напомнил сенатор, и за прошедшее время немало сделано для реализации этой идеи. Разработана комплексная общероссийская программа по мониторингу права и правоприменительной практики. Советом Федерации по результатам полученной информации в 2005 году подготовлен Ежегодный доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. В ближайшее время, сообщил Г.Бурбулис, выйдет в свет первый номер информационного бюллетеня по мониторингу права и правоприменительной практики.
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, в ходе семинара в Московской городской думе был проанализирован опыт субъектов Федерации в рамках общегосударственной системы мониторинга законодательства. Представители регионов поделились своим опытом и проблемами, рассказали о работе региональных центров мониторинга законодательства. Прозвучали предложения и темы для обсуждения, которые войдут в программу третьей Всероссийской научно-практической конференции "Мониторингзаконодательства и правоприменительной практики", которая состоится в июне текущего года в Москве.
Говоря о методологии законодательной деятельности в России, Г.Бурбулис подчеркнул недопустимость закрепления опасной тенденции "поправочного" или "заплатного" законодательства. Нельзя принимать в спешке и под давлением законы, рассчитывая устранить недостатки поправками, заявил он. Также неуместно в современных условиях, продолжил Бурбулис, соревнования ведомств - кто вперед "проведет" свой законопроект. Тем более, что Президент РФ в Послании на 2005 года достаточно ясно сказал о роли и месте чиновников в государстве, заметил Г.Бурбулис.
О принятой в марте 2005 года Московской городской Думой "Концепции совершенствования законодательства города Москвы" рассказал участникам семинара председатель профильной комиссии Мосгордумы Александр Семенников. Концепция предусматривает системный мониторинг законодательной базы города, включая социологические опросы граждан по их оценке ситуации с законодательным регулированием жизни мегаполиса. На сегодня в Москве действует 159 законов, сообщил докладчик, из которых 63 закона оспаривались в судах. Согласно судебным решениям, 22 закона города Москвы было признано несоответствующими федеральному законодательству. Однако причина заключается не в низком качестве законов, а их опережающем характере по отношению к федеральному законодательству, считает А.Семенников. Законодатели города Москвы приняли решение при принятии законов и поправок к законам требовать от инициаторов законопроектов не только пояснительные записки и обоснования, но и справки - результаты мониторинга практики применения закона, который хотят изменить или дополнить. Данные по мониторингу права и правоприменительной практики, которые получат депутаты Мосгордумы, будут переданы и мэру Москвы, и в городскую прокуратуру.
По итогам межрегионального практического семинара был принят Итоговый документ, в котором участники семинара одобрили идею создания единой системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в РоссийскойФедерации. В Итоговом документе определены основные направления деятельности Всероссийского Центра мониторинга права. Региональным органам законодательной (представительной) власти рекомендовано использовать наработки Совета Федерации по мониторингу законодательства, исследовать возможности создания на местах специализированных центров.
Участника семинара было предложено направить своих представителей в состав Организационного комитета и Рабочую группу по подготовке третей Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики" и принять непосредственное участие в ее работе.
28.04.2005
http://www.regions.ru/news/1799406/