Официальный представитель Следственного комитета (СК) России Владимир Маркин выразил мнение ведомства о необходимости ввести в РФ конфискацию имущества как меру наказания, назвав ее действенной, передает РИА Новости.
«Мы выступаем за институт конфискации имущества как меру наказания. Как было в советском государстве», — сказал он в эфире «Вести FM».
Он напомнил, что в России был введен кратный штраф, но по факту «у нас всего один процент уплаченных штрафов».
«Конфискация как мера наказания более действенна», — отметил представитель СК.
Конфискация может распространяться и на третьих лиц, которым человек безвозмездно отдал имущество, ценности, недвижимость или продал их по неизмеримой цене.
«Наши предложения дошли до законодателей, и, насколько я знаю, этот законопроект по конфискации уже для обсуждения в Думу ушел», — сказал Маркин.
Он добавил, что общество «однозначно голосует, чтобы конфискация имущества присутствовала в нашем законодательстве, но законодатель почему-то до какого-то времени тормозил эту инициативу».
Маркин согласен с инициативой об ужесточении наказания за преступления против госсобственности, так как ворующий у государства — «залазит в карман ко всем нам».
«Все преступления против государства должны быть жесткими, иначе мы не сохраним государство. Если человек украл у соседа — это одно преступление, если он залез в карман государства — он залез в карман ко всем нам», — сказал он, отвечая на вопрос, нужно ли преступления против госсобственности рассматривать как отдельную категорию и ужесточить наказание за хищение бюджетных средств.
Вне всякого сомнения, конфискация является куда более действенной мерой наказания по сравнению со штрафом. Действительно, конфискация как мера наказания существовала в советские времена. Если чиновник, к примеру, получал взятку и возбуждалось уголовное дело, то следователь приходил к взяточнику домой и описывал все ценное имущество. Если это имущество или его часть принадлежало постороннему лицу, то последнее обращалось в суд и просило исключить конкретное имущество из описи, доказывая в суде свое право собственности на него. Когда же суд выносил приговор по такого рода делам, то почти всегда назначалось, помимо лишения свободы, еще и наказание в виде конфискации. Но это тогда! Ныне предпринимателей даже арестовывать практически запрещено, хотя трудно понять, чем мошенник-предприниматель “лучше” обычного мошенника. Мошенник он и есть мошенник! Впрочем, это тема для отдельного разговора.
В 2008 году в Уголовном кодексе РФ появилась целая глава 15.1, которая грозно называлась “Конфискация имущества”, и состояла из трех статей. Были проведены научно-практические конференции, в СМИ появился целый ряд статей, комментариев. До декабря 2014 года в указанную главу периодически вносились поправки, принимались новые редакции статей главы. В-общем, работа кипела. Правда, законодатель “забыл” внести конфискацию как меру наказания в ст. 44 УК РФ “Виды наказаний” и … в конкретные статьи Особенной части. В результате, как и следовало ожидать, глава УК РФ “Конфискация имущества” оказалась … мертворожденной! Однако видимость борьбы создавалась появлением в конкретных статьях Особенной части УК РФ “кратных штрафов”. Предполагалось, что те же взяточники будут просто “трепетать” от страха. Возможно, они и до сих пор “трепещут”, но штрафы не платят и, судя по-всему, не собираются. Что делать? Вводить в Уголовный кодекс РФ конфискацию как меру наказания!
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон.ру)