Законопроект об уголовном наказании за оскорбление верующих депутатам придется переделать
Новый текст законопроекта об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих должен появиться в Госдуме на днях. После согласования с администрацией президента авторы этой инициативы перевнесут текст документа, который будет кардинально отличаться от первоначального. Вместо отдельной статьи Уголовного кодекса предполагается сделать ряд поправок в уже действующие нормы. Дело в том, что законопроект не получил полной поддержки ни у одной государственной или общественной инстанции.
Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов сообщил вчера, что обновленный текст законопроекта об оскорблении чувств верующих может быть внесен в нижнюю палату уже сегодня. А точнее, перевнесен, поскольку, как стало известно "НГ", его авторам - депутатам из всех фракций ГД - пришлось изменить концепцию своего документа. Впрочем, отметил источник "НГ" в руководстве ГД, сначала необходимо будет получить заключение Главного государственно-правового управления президента. Вчера вечером его, судя по всему, на Охотном Ряду пока так и не получили. Впрочем, замечания кремлевских юристов скорее всего будут уже не к принципиальным положениям проекта, а к его отдельным юридико-техническим деталям. Потому что принципиальное решение по настоянию той же администрации президента уже принято: стремление защитить "религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России", приказано разбросать на полдесятка статей УК. Это вместо новой особой статьи 243.1 УК РФ, где за собственно оскорбления и унижения чувств, убеждений, культовых сооружений и т.д. предлагалось до трех лет тюрьмы, а за осквернение и повреждение религиозных материальных ценностей - до пяти.
Напомним, что сам законопроект появился в конце сентября прошлого года, как раз на пике впечатлений от процесса Pussy Riot. И поначалу казалось, что дело будет сделано быстро - закон будет принят. Однако уже через месяц Верховный суд РФ прислал свое заключение, где указал, что новая статья УК неизбежно вступит в конкуренцию с рядом действующих, в которых прописаны те или иные санкции по собранным в ней вместе составам преступления. Судьи указали на как минимум шесть и предупредили, что большей правовой определенности эта ситуация не создаст, а как раз наоборот - уменьшит ее.
Кроме того, ВС объяснил депутатам, что некоторые примененные ими термины типа "оскорбления убеждений" в уголовном законодательстве в общем-то не применяются. В заключении суда указывалось: "Унижение или оскорбление являются формами посягательств на честь и достоинство личности, а не на определенную последовательность действий, каковыми, по сути, являются богослужение, религиозные обряды и церемонии". В общем, ВС РФ предлагал вести работу по защите лишь религиозных чувств. Примерно с теми же самыми замечаниями и предложениями выступило и правительство. А вот Общественная палата и президентский Совет по правам человека потребовали от Госдумы вообще такого рода законов не принимать. Причем СПЧ сделал вывод, что депутатская инициатива по большому счету антиконституционна, поскольку упоминание в ней неких религий, составляющих часть исторического наследия России, которые закон и будет защищать, позволяет сделать вывод, что иные с той же силой защищаться не будут.
Кстати, член Совета по правам человека при президенте Илья Шаблинский пояснил "НГ", что хотя словосочетание "религиозные чувства" и встречается, например, в КоАП, но расшифровки там оно не имеет. Шаблинский высказал уверенность, что думцы вынуждены будут пойти по пути внесения новых квалифицирующих признаков в ряд статей УК, но затруднился что-то им посоветовать по поводу разъяснения понятий. Предположив только, что без выполнения этой работы им обойтись не удастся. Он также выразил удовлетворение тем, что 4 марта Правовое управление Госдумы тоже присоединилось в хору критиков законопроекта. В его заключении написано, что практически ни одно из тех понятий, плохое отношение к которым предлагается наказывать как в уголовном, так и в административном порядке, в российском законодательстве четкого определения не имеет. И что новая статья УК, конкурирующая с действующими, фактически сделает невозможным применение ни одной из них. По предварительным данным, которые "НГ" получило в аппарате ГД, теперь вместо отдельной статьи поправки будут, видимо, сделаны в статью 148 "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий", статью 167 "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества", статью 214 "Вандализм", статью 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", статью 243 "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" и статью 244 "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения". Первое чтение законопроекта пока предполагается провести в марте.
Иван Родин
Независимая газета