Он пришел служить в армию, а попал... в рабство. Отец-командир продал солдат своей роты чеченцам. Обменял 20-летнего Сашку и его сослуживцев на блок сигарет.
Невероятная по меркам всего цивилизованного мира история произошла с Сашей Козыревым из Иловлинского района Волгоградской области. Произошедшее подтверждает, что колоссальные финансовые вливания в армию - не показатель того, что можно верить утверждениям чиновников, мол, в вооружённых силах "всё хорошо, прекрасная маркиза...". Наша армия, как и всё общество, заражена инфекцией корысти и меркантильности. Отношения между солдатами и офицерами давно стали уродливо-рыночными. Поэтому и получается, что наш волгоградский парень вместо службы на благо Родины несколько месяцев пас овец на чабанской точке.
Александр Козырев проходил службу в Северной Осетии. Его подразделение направили на позиции в Чеченскую Республику. "Через три дня пришёл командир роты Кангапшев, - рассказывает Саша, - выбрал меня и ещё двоих солдат и сказал, что мы пойдём с Ахмедом работать на кошары. А взамен взял с чеченцев блок сигарет".
Поначалу, как рассказывает Саша, работать было ещё "терпимо". Их кормили, заставляли пасти овец, убираться. Потом стали всё чаще наезжать родственники хозяев - молодые чеченцы, жестоко избивать и издеваться. Кормили солдат всё реже, а потом и вовсе перестали.
Саше удалось бежать. Обессилевший и голодный, он сутки шёл до Моздока. За глоток воды отдал бы всё. Только ничего, кроме собственной жизни, у него не было. Увидев на безлюдной дороге машину, он буквально обезумел от радости. Сидевший за рулём цыган, казалось, проникся ситуацией и предложил переночевать у него. Так парень снова оказался в плену. Правда, условия были получше - уже не били.
В апреле этого года Сашиной матери позвонил неизвестный, представился сыном и попросил срочно выслать ему паспорт по адресу одного из североосетинских сёл. Валентина Ивановна подняла тревогу. Ведь голос с акцентом, назвавший её матерью, принадлежал не её сыну. "Саша всегда называл меня только мамой!" - говорит женщина.
И родители солдата отправились по этому адресу сами. Но сына не нашли. Не оказалось его и по месту службы в Моздоке.
"По версии командования, в марте военнослужащий был комиссован по состоянию здоровья и отправлен домой, - рассказывает уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов. - А где он теперь, что с ним - не их дело. Позиция отцов-командиров была, по мнению родителей Козырева, немудрёная - за вашего сына мы ответственности не несём. На вопрос: "Почему военный билет Александра остался в части?" - ответа также не последовало".
Исчезнувшего парня помогла найти комиссия по правам человека при президенте Северной Осетии вместе с уполномоченным по правам человека по Волгоградской области. Кавказские правозащитники вышли на рабовладельцев, потом на след Саши в Моздоке. Но хладнокровность отцов-командиров поразила даже повидавших виды омбудсменов. "После того как мы выяснили, что солдат работал на ферме, мы обратились в воинскую часть. Но там сообщили, что солдат комиссован и его судьба никого не интересует", - говорит эксперт Моздокской комиссии по правам человека Юрий Ткаченко. К счастью, поиски увенчались успехом. Через четыре месяца Саша, отпущенный испуганным цыганом, сам дошёл до Ставрополья и смог позвонить родителям. Они забрали его домой.
Как выяснилось потом, во время прохождения службы он трижды лежал в госпитале из-за побоев, а во время рабства ему кололи наркотики. Теперь Александру нужно освобождаться от этой тяжёлой зависимости.
"Военный прокурор Северо-Кавказского военного округа написал нам, что они проводят проверку... по факту самовольного оставления части, - сказал Михаил Таранцов. - Хотя мы очень подробно расписали, что есть все основания говорить, что человек пропал. Может быть, его похитили. Главный военный прокурор того гарнизона, где располагалась часть, тоже дал ответ - Козырева 27 марта комиссовали, он убыл из расположения части, а куда он дальше делся - это уже не наше дело!".
Уполномоченный по правам человека Михаил Таранцов заявил, что если одному из сослуживцев Козырева также удалось бежать, то что стало с ещё одним пленным - неизвестно. Третьего солдата так и не нашли. Сейчас Саша уже дома, в Иловле. Состояние его улучшается.
А Михаил Таранцов готовит обращения к главному военному прокурору России и министру обороны с просьбой разобраться в ситуации. Он настаивает на том, что документы о комиссации Козырева были оформлены задним числом, чтобы скрыть факт торговли солдатами в этой воинской части. Интересно, что будут делать военные чиновники: проводить проверку и наводить порядок или защищать честь мундира?
Жанна ШМЕЛЕВА
np.aif.ru
25.07.2007