27 октября 2008
4525

Со смертью Муслима Магомаева ушла эпоха

Main magbig
Любимый народный артист Муслим Магомаев умер в своей московской квартире на 67-м году жизни. Последнее время его беспокоили боли в сердце, но он рассказывал об этом только лечащим врачам...

Удивительно, человек, голосом и талантом которого восхищались все - от коллег по оперному искусству до руководителей государств и обычных людей, - вначале стеснялся петь. В детстве Муслим, чей дед был известным композитором, именем которого названа Бакинская консерватория, играл на скрипке и фортепиано. Самобытно мастерил кукол и даже организовал со сверстниками детский кукольный театр, где сам же сочинял и ставил спектакли. Увлекся астрономией и сделал подзорную трубу, чтобы наблюдать за фазами Луны...Но заслушивался и пластинками, оставшимися от деда: Карузо, Титта Руффо, Джильи. Анализировал вокальные партии баритонов и теноров. Собрал содружество друзей, тоже коллекционировавших диски классики, джаза и эстрадной музыки. И организовал с одноклассниками и соседями джаз-банд. Так в школе узнали о том, как он поет. На уроках музыкальной литературы учителя даже начали просить Муслима проиллюстрировать занятия оперными ариями и классическими романсами. Затем Магомаева приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского ПВО.

Пел и классику, и арии из оперетт, и эстраду. Молодого певца заметили в Баку и послали выступить на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Откуда он уже вернулся знаменитым и был принят стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Пел и куплеты Мефистофеля из "Фауста", и арии из национальных опер. А в 1964 году был отправлен на стажировку в итальянский оперный театр "Ла Скала". В 1966 году Магомаев с успехом дебютировал в парижской "Олимпии". Причем пел арии на итальянском без акцента, чему тоже восхитились и критики, и публика. Окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию. Но при этом победил на самом престижном эстрадном конкурсе Восточной Европы - в Сопоте. Тиражи его проданных дисков превысили четыре с половиной миллионов экземпляров - небывалые цифры по тем временам. Так начиналась слава.

В 1973 году он получил звание народного артиста СССР. При этом Муслим Магомаев был сколь талантлив, столь и многопланов. Помимо классики уважал и качественную эстраду, по-прежнему ценил джаз. Исполнял гражданский по духу и звучанию "Бухенвальдский набат" и бесшабашно выдавал лихой твист "Лучший город земли" Арно Бабаджаняна - наверное, первый твист, который пробился на консервативную советскую эстраду. Среди его "визитных карточек": "Хотят ли русские войны", "Надежда", "Нам не жить друг без друга", "Мелодия", "Герои спорта", "Звезда рыбака" и "Песня Трубадура" из культового мультфильма тех лет "Бременские музыканты", как раз и начинавшаяся со слов "Луч солнца золотого тьмы скрыла пелена....".

При этом Магомаев всегда твердо стоял на своем: никогда не исполнял того, чего ему не хотелось. Исключением, наверное, были только удалой шлягер "Свадьба" (это там, где слова "Ах эта свадьба, свадьба пела и плясала...") и народная "Вдоль по Питерской", без исполнения которых публика не отпускала его со сцены во время концертов...

В последние годы он уже практически не выступал. У него и жены Тамары Синявской было много друзей, причем нередко младше возрастом. Магомаев говорил в редких интервью, что это по-прежнему помогает ему чувствовать себя молодым. Он и был таким по сути. Человек, считавшийся секс-символом советской эстрады, никогда не появлялся на публике усталым или раздраженным, следил за собой и своей формой. И, наверное, мог бы еще многие годы петь и радовать поклонников по-прежнему, но для себя решил уйти со сцены. Переключился на композиторскую деятельность. Одним из последних его произведений стала песня на стихи Сергея Есенина.

Муслим Магомаев жил в духе времени, быстро освоил и компьютеры, Интернет, охотно общался на своем сайте с поклонниками. Нередко даже помогал самым талантливым - "вывешивал" у себя на www.magomaev.info песни наиболее способных и подающих надежды. А еще завел на сайте отдельный раздел, благодаря которому поклонники классической музыки могли обмениваться записями, пополнять свои коллекции. Муслим Магометович и сам собирал диски. В том числе записи Тито Гобби, Джузеппе Ди Стефано, Фрэнка Синатры.

Помимо вокальных талантов Магомаев обладал многими другими, о которых, наверное, мало кто знал. Он хорошо рисовал, играл на фортепиано, стал автором книги "Любовь моя - мелодия" в серии "Мой ХХ век"... Но все эти способности считал только удовольствием для себя и своих друзей, "отдыхом для души". Хотя его графические рисунки и живопись, в частности, серия портретов в авторском видении народного артиста СССР: "Бетховен", "Чайковский", "Верди", "Рахманинов", "Пушкин" - самобытно талантливы и профессиональны. Очень хороши и портреты современников Магомаева: Гейдара Алиева, Людмилы С., а также пейзажи, в частности, очень самобытный и мистический - подмосковной Николиной Горы. Возможно, из них будет составлена экспозиция в музее или выставочном зале...

Он был и остался кумиром нескольких поколений, целой эпохи. В какой-то степени он и был голосом и воплощением этой своей и нашей уже ушедшей эпохи. И даже ее жестом.

Мощный вокал, распахнутые руки, твердая поступь на сцене - все это, несомненно, олицетворяло советский стиль с его специфической символикой. Но, разумеется, не это делало его кумиром миллионов. Не это позволяло до отказа забивать концертные залы в любой точке гигантской страны, куда приезжал с гастролями певец. В том-то и дело, что в Муслиме Магомаеве, как ни в одном певце, странным образом сочетались и державность, и мужское обаяние, и советский масштаб и пронзительная нежность. Он был классичен и элегантен. И в то же время сколько о нем ходило смешных мифов и легенд, что является признаком высшей популярности. В последнее время о нем как-то забыли, как легко мы забываем всех своих кумиров, как только они перестают мелькать на экранах ТВ. Но что значит - забыли? Подойти на улице к любому человеку, скажи "Магомаев" - и немедленная реакция. Популярность проходит, а настоящая слава - никогда. В этой славе он и ушел из жизни 25 октября.

Несмотря ни на какие сложности, он никогда не жаловался и не терял присутствия духа. Говорил: "Никогда нельзя сетовать на судьбу, если она тебе улыбалась..." Муслим Магометович был уверен в том, что судьба ему улыбалась...
прямая речь

Иосиф Кобзон, Народный артист России:

- С Муслимом всегда было приятно общаться и дружить, он украсил своим пением многонациональную советскую культуру. Он был воистину национальным достоянием. Единственное утешение, которое нам теперь осталось, - это его записи. Для тех, кто знал этого замечательного и удивительного артиста, они будут великим напоминанием о великом таланте Муслима Магомаева. А для тех, кто не знал его, станут открытием его одаренности.

Александр Алексеев



Опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N4780 от 27 октября 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован