20 ноября 2006
3082

Сохранят ли ледоколы своего `медведя`? Кто заботится о будущем атомного флота России

Так совпало, что развитие транспортной системы в последнее время попало в поле зрения властей самого разного уровня. Об этом говорили и на заседании Госсовета при Президенте, и на совещании в правительстве Мурманской области. Причем в той или иной мере касались самых разных сфер: железнодорожной, автомобильной, авиационной...

Мурманская область в отличие от других регионов страны имеет особый вид транспорта - атомный ледокольный флот. Именно благодаря ему в советские годы был сделан серьезный прорыв в освоении северных территорий. И по сей день ледоколы обеспечивают северный завоз в труднодоступные уголки страны. Бесспорно и то, что маршрут из Европы в Азию по Северному морскому пути в полтора-два раза короче, нежели по южным морям. Это вроде бы все понимают. Вот и в правительственных кругах уже давно не спорят о целесообразности существования атомного ледокольного флота. Недаром видные политики, в последнее время побывавшие в нашем регионе (Владимир Путин, Михаил Касьянов, Борис Грызлов), обязательно посещают какой-либо атомоход.

И тем не менее, есть в этой сфере то, что вызывает тревогу. Депутат Госдумы Игорь Чернышенко обращает внимание на две проблемы. Первая - все действующие ледоколы построены еще в советские времена, и потому необходимо говорить о продлении их ресурсов на 5-6 лет. А за это время в стране должны быть построены новые ледоколы. Парламентский запрос и обращение к правительству страны на этот счет уже давно сделаны нашим депутатом. И там, в верхах, вроде бы прислушиваются и тоже говорят о необходимости строительства новых
атомоходов. Но на деле пока единственный предполагаемый "новичок" - ледокол "50-летие Победы" уже 11 лет пребывает в состоянии долгостроя. Поэтому, по словам Игоря Константиновича, четкой уверенности в том, что в ближайшие 10-20 лет со стапелей российских верфей сойдут новые корабли, нет.

Проблема вторая - в Министерстве транспорта РФ родилась идея вывести атомные ледоколы из доверительного управления ОАО "Мурманское морское пароходство". Их предполагается передать новому государственному предприятию, которое планируется создать на базу ФГУП "Атомфлот". В адрес правительства, Госдумы, Совета Федерации и депутата Чернышенко ушли обращения, как от экипажей атомных ледоколов, так и от генерального директора ММП Александра Медведева. Главная причина несогласия с возможными переменами - безопасность эксплуатации этих судов. Уже более 40 лет специалисты пароходства занимаются эксплуатацией судов с ядерными энергетическими установками. За это время созданы и успешно эксплуатируются транспортно-технологические схемы работы в Арктике, сформированные как единый комплекс. Разрушение любого из звеньев этой системы представляет реальную угрозу безопасности.

Кроме того, в пароходстве сложился стабильный профессиональный коллектив. В случае создания нового госпредприятия иным придется либо перейти туда на работу (что никого не приводит в восторг), а другим - остаться не у дел. Наконец, создание нового предприятия - весьма дорогое удовольствие, это очевидно. И оно ведет к удорожанию услуг, а значит и к их непривлекательности для грузовладельцев. Так не дешевле ли идти путем совершенствования и развития уже созданного в пароходстве ледокольно-технологического комплекса?

- Как и работники пароходства, я не устаю доказывать, что уход ледокольного флота из пароходства будет ошибкой. От добра добра не ищут. На мой взгляд, многочисленные обращения в правительство эту тенденцию приостановили. Но проблема пока до конца не разрешена. Она еще потребует наших совместных с пароходством усилий. Сейчас на всех атомных ледоколах красуется эмблема пароходства - известный многим белый медведь. Без преувеличения, он стал символом жизнеспособного флота. Так что не хочется, чтобы он исчез с корпусов наших атомных ледоколов.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован