18 февраля 2008
5918

Солнечная осень Ады Роговцевой

- Ада Николаевна, вот вы и опять едете в Израиль. В который раз?

- По-моему, в шестой. Я с таким нетерпением жду возвращения на эту замечательную землю, к людям, которых я очень люблю, к солнышку из наших холодов Я очень люблю Израиль еще и потому, что здесь родился мой внук Алеша! Моя дочь Катюшка (Екатерина Роговцева-Степанкова. - П. Л.) жила в Израиле два года, родила там Алешу, и первые десять месяцев своей жизни он тоже провел там. Поэтому Израиль со мной буквально кровью связан. Правда, не знаю, какие бы у меня были впечатления и ощущения от Израиля, если бы я там жила. Думаю, немного другие, а может, и совсем другие. Горячо любимая мною Дина Рубина мне эти знания о вашей стране - и огорчения, и радости, и восторги - дарит.

- Расскажите о спектакле "Варшавская мелодия - 2", который вы к нам привезете.

- Этот спектакль мы выпускали в Америке, его ставил Игорь Афанасьев, он выходец из Киева, сейчас живет в Америке. Мы играли премьеру в театре "Миллениум", а потом проехали с ним по городам Америки и Канады. Тамошние зрители давно не видели моих актерских работ. Они видели первую "Варшавскую мелодию" и пришли на спектакль по старой памяти. Но не было такого, чтобы зрители были недовольны, разочарованы или огорчены, не поплакали или не посмеялись на нашем этом спектакле. Я его очень люблю. Он очень добрый и светлый. Так и должно было быть, не зря продолжение "Варшавской мелодии" мы сделали с одобрения самого автора первой пьесы Леонида Генриховича Зорина.

Честно говоря, начинали мы этот спектакль с опаской. Ведь в первой "Варшавской мелодии" моей героине 18, 30 и 40, а во второй - уже 60. Кроме того, в первом акте моя героиня должна быть еще молода, и ее сыграла моя дочь Катюша.

- Сейчас вообще в моде продолжения, особенно это касается кино. Теперь я вижу, что и театр эта мода не миновала. Как вы считаете, оправданно ли это?

- Всякая мода, если в ней нет чего-то настоящего, ценного и классического, со временем превращается в ширпотреб. Думаю, что в этом потоке кино- и театральных продолжений тоже действует подобный отбор. Мне хочется думать, что мы его прошли. Этим продолжением мы напомнили об очень хорошей пьесе, о Леониде Генриховиче Зорине, о чем-то светлом

- Как вы считаете, насколько современен этот спектакль? Ведь даже немолодые люди могут и не вспомнить нелепые запреты более чем полувековой давности - такие, как запрет на браки с иностранцами, например

- У нас была такая история в Америке. Мы играли спектакль в воскресной русской школе, там учатся ребятишки, которые уже говорят, конечно, по-английски и русский уже у них с акцентом. Так вот, мы разговаривали с ними после спектакля, и дети очень серьезно сказали: мы понимаем, почему уезжали наши бабушки и дедушки, потому что все эти запреты - это трагедия.

- Как бы вы поступили, если бы попали в ситуацию, в которой была ваша героиня? Добивались бы своего счастья или смирились бы с судьбой?

- Есть такие ситуации, в которых борьба тебя просто уничтожает. А эта женщина-девочка, которую я играла, она сумела выстоять. Вы знаете, она там говорит такие слова: "Каждое сердце - разное с другим. Одно получает добро полностью и полностью обращает его на свою потребность, и ничего не остается людям. А иное сердце способно и зло переработать, и превратить его в добрую силу". Вот это - формула существования моей героини. Она все обратила в добрую силу благодаря своему таланту, верности и чистоте. Обычно я такие высокие слова не говорю. Но эти высокие слова говорят о благородстве личности.

- Каково это - быть на сцене с родной дочерью?

- Я только вчера отыграла спектакль, который поставила моя дочка, - "Розовый мост" в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Это - ее дипломный режиссерский дебют. И когда театр переполнен, и ни одного билета нет даже на спектакли в следующем месяце, - это такая радость, такое счастье, что даже уже не думаешь про свое участие! Думаешь про то, что жизнь продолжается - в детях. И поэтому, когда я ее вижу на сцене, в роли, которую я играла, когда была ею беременна Я даже передать не могу свои чувства И Катя говорит: "Мама! Мне это так дорого и так легко, потому что я знаю это как бы изнутри"...

- Ваш муж Константин Степанков успел увидеть вас вместе на сцене?

- Да, Костя успел. Он уже очень плохо себя чувствовал, но успел увидеть нас с Катюшей вместе на сцене. Он всегда мечтал, чтобы Катюша стала режиссером, смогла реализоваться в этой профессии. Вот вчера мы играли этот ее спектакль в десятый раз. Я думаю, что если бы Костя увидел то, что происходило на сцене вчера, он был бы счастлив

- Ада Николаевна, вы с Константином Степанковым были вместе почти полвека. Можете сказать, что самое главное в супружеской жизни?

- Да, Костя не дожил до нашей золотой свадьбы всего три года Он очень хотел отпраздновать эту дату А что главное в семье? Дети. Я думаю, очень важно не предавать своих детей, независимо от того, как у них сложится жизнь и какими людьми они вырастут. Ведь они - твое естество, и им нужно отдавать себя без остатка и не скупиться.

- Многие актеры не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Когда вы узнали, что ваша дочь хочет стать актрисой, вы отговаривали ее от этого шага?

- Катя училась в университете на факультете украинской филологии. Оттуда она ушла после первого курса. Взяла академический отпуск - и уже не вернулась. В то время она как раз уехала в Израиль, родила сына Знаете, как говорят, для того, чтобы не объесться, надо делать перерывы в еде. Так получилось и у Катюши, она вернулась в театр после долгого перерыва. Она ведь у нас выходила на сцену с пяти лет - играла Лесю Украинку в детстве в спектакле "Надеяться" Юрия Щербака. Я играла Лесю Украинку взрослую, а она - маленькую. Катя выходила на сцену в украинском платьице и очень проникновенно и умно читала первое написанное Лесей Украинкой стихотворение. И в других спектаклях она играла. Может быть, повлияло то, что еще в раннем детстве она поняла, что это такое - власть над залом А Катя у меня очень впечатлительный человек. В этом моя, наверное, вина.

- Ваш сын Константин тоже связан с театром

- Костя не актер, он режиссер, и не очень счастливый в профессиональном плане. Наверное, потому, что он кинорежиссер и пришел на студию, когда она распалась. Человек он не хватающий, не унижающийся и не приспосабливающийся, у него папин характер, трудный. Поэтому он пишет стихи, сценарии, поставил в свое время для меня три спектакля, достаточно успешных. Кроме режиссуры у него есть и другие занятия - экология, помощь детям.

- Сейчас ваша дочь играет в театре Романа Виктюка, который прославил вас в нескольких своих спектаклях. Нет ли у вас планов дальнейшей совместной работы?

- Да, Роман Григорьевич Виктюк - родной нам человек. Катюша, по-моему, приезжала в Израиль с его спектаклем про Рудольфа Нуриева "Нездешний сад". Катюшка в нем играет Мари Фонтен, Рома очень ею доволен. А я играла у него "Священное чудовище", "Уроки музыки", "Дама без камелий" и "Бульвар Сансет". Но что касается дальнейшей работы, думаю, этого не будет. Когда 70 лет актрисе, уже нужна такая пьеса, чтобы жизнь остановилась - так захотелось бы Роману ее для меня - сделать, а мне ее - сыграть. Пока такой необходимости нет, и Роман Григорьевич - он правильно поступает. В нашем возрасте нужно успеть что-то передать молодым. Он очень увлечен своей педагогической деятельностью, ребятишек приводит в театр.

- Несколько лет назад вы сами, по своей воле, ушли из Театра Леси Украинки, в котором проработали всю жизнь. Вас не зовут обратно?

- Этот театр сейчас совершенно другой. Это уже не театр Романова, Лаврова, Халатова и всех моих великих Вспоминаю и думаю: "Господи, рядом с какими людьми тебе довелось работать, у кого тебе довелось учиться!" То, что было в Театре Леси Украинки, когда мне посчастливилось впервые переступить его порог, когда я там работала больше 30 лет, и то, что происходит сейчас, - это просто другой масштаб. И если бы меня и позвали обратно, то я бы не пошла.

- Вы следите за политикой на Украине?

- Ну, а кто же за ней не следит? Ведь это же наша жизнь, наше будущее!

- Как вам постановление Конституционного суда - все фильмы должны быть дублированы на "ридну мову"?

- Вы знаете, я украинский язык отстаиваю, это - мой родной язык. Я его знаю и люблю. И у меня, в общем-то, отношение со знаком плюс к таким инициативам. Но для этого нужны мастера, владеющие украинским языком на таком уровне, чтобы их работа, их переводы не вызывали отторжения. Поймите - никто и никогда от литературного, художественного языка не отмахивается. Другое дело, что все это делается наспех. Поэтому и вызывает такое раздражение. Это раз.

И второе: когда русские фильмы дублируются на украинский язык вот так наспех, - это, в общем-то, по сути, ущербно. Потому что народ, который в силу сложившейся ситуации знает два языка и может на обоих и читать, и фильмы смотреть, - разве это плохо? Если человек владеет еще одним языком, языком великой культуры, великого народа - зачем отбирать это?

- В одной из рецензий вас назвали примадонной украинской сцены. 30 лет назад вы стали народной артисткой СССР. Как вы относитесь к своим званиям и титулам?

- Я сейчас уже стала Героем Украины, знаете? Да, мне Виктор Андреевич Ющенко на 70-летие вручил Звезду. А совсем недавно, буквально несколько дней назад, я стала почетным гражданином города Киева. Так что я со всех сторон умаслена, увешана наградами. Но так как я в 23 года уже стала заслуженной артисткой, у меня к этому спокойное отношение. Нельзя сказать, что мне это противно, неприятно и так далее. Это очень приятно! Но я все равно воспринимаю все звания и награды как аванс. Все, что человек получает, надо отработать. И саму любовь, и чтобы так складывалась ситуация, и счастливые случаи Нужно терпение и здоровье, чтобы я успела, пока жива, отработать эти награды.

- Говорят, что внуков любят больше детей. Это правда?

- Я - редкое исключение из этого правила. Я люблю своих детей больше, чем внуков. Это не значит, что я внуков не люблю - я за них жизнь могу отдать. Но я так люблю своих детей, что сильнее уже нельзя. У нас был такой период, когда Алешка, совсем маленький, долго-долго был со мной. Катя училась, потом она уехала, и он от меня просто не мог оторваться. Он любил только меня, и никого ему больше не надо было. В Катину сторону вообще не смотрел. Я очень испугалась и прекратила это сразу же. Мальчики и девочки должны любить мам и пап. А бабушка и дедушка, - они уходят раньше из жизни, и рвать им душу в будущем - этого не надо.

- В одной известной песне есть такие слова: "Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить" Вы согласны?

- Да, это Алисочка Фрейндлих поет. Молодец, замечательно и правильно она это все понимает и принимает. И я принимаю, благословляю время свое. Это иногда очень огорчает, потому что много всякого приходит каждый день, неожиданного, неприятного с возрастом. Но оно же проходит... Я могу видеть своих ребятишек, которых я так люблю. Я могу надеяться, что выйду еще на сцену и буду иметь успех. Это ведь такая радость

18.02.2008
Полина Лимперт
www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован