18 мая 2012
4384

Соцсеть на службе кредитора

 Российские банки используют возможности социальных сетей для решения проблем с долгами по кредитами. Обычно должника просто ищут по имени, а недавно обнаружена попытка привлечь к поискам и пользователей сети. Банк ТКС сделал рассылку по всему контакт-листу одного из своих должников с просьбой помочь в поиске. Таким образом, он нарушил правила соцсети, но заемщик, поясняют юристы, может привлечь банк к ответу лишь за обвинение в мошенничестве.
 Служба взыскания задолженности ТКС-банка ("Тинькофф Кредитные системы"), обнаружив должника в "Одноклассниках", разослала по всему его контакт-листу сообщение следующего содержания: "По подозрению в совершении мошеннических действий в отношении банка, а также в злостном уклонении  от уплаты кредиторской задолженности разыскивается...(далее следует полное имя неплательщика). Ему необходимо срочно связаться с банком. Начата процедура принудительного взыскания долга, а также готовится заявление в ОВД. Пожалуйста, сообщите его контактный номер телефона. Заранее благодарим за содействие". В банке сообщили "МН", что такой инструмент борьбы с неплательщиками стали использовать недавно. "Коллекторы банка тестируют новые формы борьбы с неплатежами. Под  тест попадают люди, которые ведут себя как типичные мошенники". То есть неоднократно не платят по кредиту и не реагируют на обычные в таких случаях уведомления - sms, сообщения по электронной почте, по телефону. "Поскольку такой клиент подозревается в мошенничестве, коллекторы пишут заявление в полицию и предпринимают меры по розыску неплательщика, в том числе через знакомых ему людей", - рассказали в банке.
Сам заемщик не признает себя злостным неплательщиком и уверяет всех через Twitter, что лишь один раз на месяц просрочил платеж по кредитной карте с лимитом в 15 тыс. руб. Независимо от того, насколько это верно, возникает вопрос о правомерности использования подобных способов борьбы с должниками. Как выясняется, банк в данном случае нельзя обвинить в нарушении конфиденциальности информации о клиенте, поскольку, говорят юристы, в разосланном по контакт-листу сообщении содержатся только личные данные, и без того известные адресатам. "В этом отношении со стороны банка все абсолютно законно",  - говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры"  Вячеслав Леонтьев.

Если заемщик говорит правду, то он  имеет полное право обратиться к кредитной организации с претензией в досудебном порядке и потребовать, чтобы "банк удалил подобную информацию из общего доступа или официально извинился, в случае отказа урегулировать конфликт таким образом, потребитель может обратиться в суд и если докажет факт нанесения морального вреда, то, скорее всего, выиграет разбирательство", поясняет председатель Московской коллегии адвокатов "Арутюнов и партнеры" Александр Арутюнов. Правда, компенсация за это по российскому законодательству ничтожно мала, она  не превышает 2-3 тыс. руб., в то время как судебные издержки, по словам юриста, обойдутся гораздо дороже, но, впрочем, будут взысканы с проигравшей стороны. "Российские потребители не очень хорошо защищены от подобных ситуаций. Ранее велся разговор о том, чтобы увеличить размер компенсации, но так ничего и не изменилось", - признает Арутюнов.
ТКС-банк нарушил правила соцсети "Одноклассники", где прямо говорится, что нельзя "использовать сайт для целей поиска и подбора персонала, размещения резюме, поиска должников или иных подобных целей". Но за это теоретически грозит лишь блокировка аккаунта сотрудника коллекторской службы  банка, рассылавшего сообщения.
Участники банковского и коллекторского рынка не одобряют метод, используемый ТКС-банком, и сомневаются в его эффективности. "Мы отрицательно относимся к подобным инициативам банков. При решении вопросов о взыскании задолженности мы обращаемся напрямую к заемщику или к тем лицам, которые обязаны знать о возникшей просрочке - созаемщикам, поручителям, но не к родственникам, друзьям, знакомым должника", - говорит начальник управления по работе с просроченной задолженностью банка "Петрокоммерц" Станислав Каражас. Его поддерживает Якуб Черник, директор департамента по работе с просроченной задолженностью  банка "Хоум Кредит": "Мы не используем социальные сети для поиска должников - это малоэффективно, а также противоречит их правилам".  Не видит пользы от использования соцсетей и президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) Сергей Рахманин: "Вероятность того, что коллектору известно, в каком институте или школе учился должник, или как фамилии его одноклассников и прозвище первой учительницы, очень мала",  - говорит эксперт.
Реакция сетевого сообщества на конфликт между банком и клиентом оказалась довольно бурной, в ней участвует через Twitter и председатель совета директоров кредитной организации Олег Тиньков. Это самая громкая история после того, как стало известно о другом нестандартном инструменте, помогающем взыскивать долги, -  анализаторе голоса и эмоционального состояния операторов контакт-центра и должников Speech Analytics, который дает возможность понять истинность информации, получаемой от заемщика. Применение этого метода сомнительно с точки зрения норм действующего законодательства, но коллекторы не отказываются от ее использования.

Рита Долженкова
"Московские новости" (18 мая 2012 года)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован