В нынешней геополитической ситуации в глобальной экономике главным трендом становится движение к многополярному миру и консолидация экономического потенциала стран, не желающих сохранения гегемонии США в мировой политике экономике и финансах.
Модель тотального доминирования «золотого миллиарда» стала тормозом развития мировой цивилизации, поскольку под предлогом продвижения так называемой демократии и либеральных ценностей проводится политика агрессивной конфронтации со странами, отстаивающие свой политический и экономический суверенитет и разжигания военных конфликтов практически во всех регионах мира, на которых США через свой военно-промышленный комплекс зарабатывает огромные деньги.
Очевидно, что формирование альтернативы однополярному англосаксонскому миру представляет собой сложный процесс, который сопровождается обострением политических, экономических и финансовых противоречий.
Речь идет не о механической замене старого мирового порядка, основанного на так называемых правилах, придуманных и продвигаемых глубинным государством США, а о качественном изменении сущности самого принципа построения и развития глобальной экономики и построения нового разумного мирового сообщества, основанного не на конфронтации и войнах, а на сотрудничестве и созидании, построении основ новой мировой цивилизации, которая позволит человечеству устойчиво развиваться в креативном направлении на благо всех стран и народов.
Для построения основ новой мировой цивилизации необходим кардинальный переход от всевластия либерального рынка и эксплуатации колониального типа к справедливым и равноправным международным отношениям между странами, регулируемому рынку, взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству суверенных государств.
В современных условиях глобальной турбулентности и повышенных геополитических рисков место отдельных стран в мировой экономике, а значит в международной финансовой системе, требует кардинального изменения.
Фактически речь идет о необходимости трансформации мировой финансовой архитектуры, основные контуры которой сформировали и продвигали во второй половине ХХ века контролируемые глубинным государством финансовые элиты США через международные организации и международные финансовые организации, глобальные финансовые институты развития и другие финансовые структуры.
Совершенствование механизмов двусторонних расчетов в национальных валютах стран БРИКС+
В условиях маниакального распространения экономических санкций для стран БРИКС необходимы надежные альтернативные механизмы осуществления международных финансовых расчетов.
В торговом балансе России на страны БРИКС+ в 2024 г. приходилось почти 40%, при этом двусторонние расчеты в национальных валютах достигли 85%.
Совершенствование финансовых расчетов между странами БРИКС + происходит на двустороннем уровне. В частности, в начале января 2024 г. были достигнуты договоренности о соединении системы передачи финансовых сообщений Центральных банков России и Ирана, которые теперь могут проводить финансовые операции напрямую.
Торговые сделки будут проводиться в национальных валютах, что снижает валютные риски и приведет к росту товарооборота. Банкам двух стран больше не нужны западные посредники для осуществления взаимных финансовых расчетов.
Экспортёры двух стран могут осуществлять сделки в национальных валютах, для чего необходимо и более продвинутое банковское сопровождение, свободное от политизированного западного контроля. Экспортёр может выставить российской стороне счет в риалах и получить по нему деньги от российских банков в Иране.
В июле 2024 г. было подписано соглашение между Центральными банками России и Ирана об обеспечении ликвидности национальных валют иранского реала и российского рубля. Кроме того, завершено подключение российской платежной системы «МИР» к иранской системе «ШЕТАБ», что позволит гражданам Ирана снимать рубли в банкоматах в России, а гражданам России реалы Иране.
Специалисты российского банка ВЭБ. РФ и Резервного банка Индии после введения ограничений на финансовые расчеты через систему SWIFT в 2023 г. создали аналогичную систему расчетов между странами.
Разработано несколько вариантов транзакционных платформ окончательный вариант будет установлен в штаб-квартирах банков соответственно в Москве и Дели.
Для запуска системы в эксплуатацию необходимо скорректировать существующую нормативно-правовую базу, над которой работают представители центральных банков России и Индии.
Новая система двусторонних финансовых расчетов позволит обеспечить беспрепятственную оплату экспортно-импортных контрактов и инвестиционных сделок как в российских рублях, так и в индийских рупиях.
Расширению расчетов в национальных валютах способствуют создаваемые национальные системы передачи финансовых сообщений, прежде всего ведущих стран БРИКС России и Китая.
В частности, такой системой может стать «Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России» - практически аналог монопольной системы SWIFT.
По состоянию на начало 2024 г. к российской система передачи финансовых сообщений было подключено 557 банков и компаний, из них 159 нерезидентов из 20 стран мира, в том числе стран члены БРИКС.[1]
Китайская Трансграничная межбанковская платёжная система, CIPS (англ. Cross-border Interbank Payment System) начала функционировать 8 октября 2015 г.
CIPS фактически является альтернативой, в части передачи финансовых сообщений, бельгийской системе международных банковских переводов SWIFT.
Китайская платежная система в отличие от SWIFT, обеспечивает не только обмен финансовой информацией, но также платежно-расчетные и клиринговые операции.
Основными акционерами системы являются также крупные международные финансовые институты, такие как «HSBC», «Standard Chartered, Bank of East Asia», «DBS Bank», «Citi Group», «Australia and New Zealand Banking Group» и «BNP Paribas».
На конец 2024 г. китайской платежной системой «CIPS» пользовалось 1413 финансовых организаций в 185 странах мира.
Наибольшее распространение система получила в странах Азии где было зарегистрировано 1051 участников, из них больше половины в самом Китае (560), в Европе было 244 участника, в Африке 53 участника, в Северной Америке 25 участников, в Южной Америке 20 участников и в Океании 20 участников.
В России 30 коммерческих банков установили корреспондентские отношения с китайской платежной системой «CIPS», при этом доля расчетов в национальных валютах двух стран в торговых операциях достигла 95% в 2024 г.
Общий объем валютных транзакций китайской платежной системы «CIPS» в 2024 г. достиг 123 трлн. долл. юаней (17,3 трлн. долл.)[2]
В плане развития валютной интеграции стран БРИКС+ необходимо интенсифицировать расчеты в национальных валютах, в том числе через национальные платежные системы, в том числе российские системы «МИР», «СПФС» (системе передачи финансовых сообщений Банка России), китайские системы «ЮНИОН ПЭЙ», «CIPS» (китайская трансграничная межбанковская платёжная система», иранской системы «ШЕТАБ» и др.
Совершенствование взаимных финансовых расчетов между странами БРИКС+
В условиях маниакального распространения экономических санкций для стран БРИКС необходимы надежные альтернативные механизмы осуществления международных финансовых расчетов.
В частности, в российском докладе для 16 саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 г. было рекомендовано создать общую платформу для трансграничных платежей с использованием цифровых валют центробанков (ЦВЦБ) стран БРИКС.
В настоящее время, трансграничные платежи, как правило, осуществляются через сеть банков-корреспондентов с участием множества посредников, которые разбросаны по разным странам с разными часовыми поясами и графикам работы, а сейчас еще зависят и от западных экономических санкций.
За основу можно взять цифровую платежную платформу, разработанную инновационным центром Банка международных расчетов (BIS) и получившую название проект mBridge — Project Connecting economies through CBDC.
Проект направлен на развитие трансграничных платежей, используя общую платформу, основанную на технологии распределенных реестров, на которой несколько центральных банков могут выпускать и обменивать свои соответствующие цифровые валюты и активы.
Пилотный проект был реализован в Гонконге, в нем принимали участие — Валютное управление Гонконга, Банк Таиланда, Центральный Банк Объединенных Арабских Эмиратов и Институт цифровой валюты Народного банка Китая.
В результате участниками проекта был разработан новый блокчейн (mBridge ledger), который призван служить специализированной и гибкой платформой для осуществления мультивалютных трансграничных операций и платежей.
Разработанная мультимодальная платформа цифровых валют может обеспечить сеть прямого подключения центральных банков и коммерческих участников, значительно увеличивая потенциал одноранговых трансграничных платежей в режиме реального времени и операций с иностранной валютой для обеспечения торговых операций и трансграничный инвестиций.
Особое внимание при разработке платформы было уделено модульной функциональности, масштабируемости и соответствию правовым требованиям конкретной страны ее нормативно-правовой базе и особенностям системы управления.
Создание аналогичной платформы странами БРИКС + позволит создать эффективный механизм взаимных расчетов с использованием цифровых валют центробанков (ЦВЦБ) и позволит избежать необходимости проведения операций через доллар, банковскую систему США и контролируемый ими межбанковский платежный сервис SWIFT.
В настоящее время российскими специалистами идет разработка аналогичной многосторонней цифровой расчетно-платежной платформы центральных банков БРИКС — BRICS Bridge.
Для технического обеспечения работы этой платформы под эгидой Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ)[3] разрабатывается децентрализованная банковская экосистема «Юнит» с собственной расчетно-платежной единицей «ВRICS UNIT», которая позволит решить проблему трансграничных платежей стран БРИКС+ в условиях западных санкций.
Для реализации проекта предлагается использовать технологию распределенного реестра. Финансовая экосистема будет представлять собой фрактально организованные узлы (точки доступа), объединенные блокчейн-платформой, которая позволит обеспечить прозрачность операций и исключит внешний контроль проведения финансовых транзакций над движением капитала и манипулированием обменными курсами.
Это означает, что соединение в рамках платформы будет доступно для всех открытых децентрализованных бирж (DEX) и цифровых платформ, которые используют коммерческие банки и Центральные банки по всему миру.
В результате, страны БРИКС+ фактически смогут использовать «ВRICS UNIT» для проведения международных расчетов во внешнеэкономической сфере, валютных платежей, накопление капитала, осуществления трансграничных инвестиций, ведения ценообразования и бухгалтерского учета и др.
При этом, согласно разрабатываемую кодексу функционирования в экосистеме каждый авторизованный узел экосистемы сможет эмитировать расчетно-платежные единицы.
«ВRICS UNIT» будет расчетной единицей, принятой на доверии между странами участниками. Планируется привязать новую расчетную единицу на 40% к стоимости золота и на 60% - первоначально к корзине валют стран БРИКС, а позднее к корзине валют БРИКС +, что сделает его менее подверженным флуктуациям и обеспечит финансовую стабильность, за счет снижения волатильности.
Многие технические проблемы по запуску новой финансовой платформы в основном уже решены, однако остаются проблемы, связанные с правовым регулированием, координацией и управлением.
Первоначально следует определиться, какие Центральные банки стран БРИКС+ будут представлены на платформе и какие присоединяться позднее. Предстоит согласовать доли собственности и голосующие права стран участниц по аналогии с принципами функционирования расчетно-платежной системы SWIFT.
Участники платформы должны будут договориться, кого лицензировать в качестве валютных дилеров на этой платформе, определять котировки обменных курсов для реализации торговых операций с помощью разработанных алгоритмов.
Странам БРИКС + – участников платформы предстоит договариваться, кто будет отвечать за обеспечение ликвидности, и на каких условиях. Необходимо будет разработать механизм урегулирования споров.
Странам БРИКС+ предстоит унифицировать законы и правовые нормы, защищающие конфиденциальность данных, а также способы обеспечения кибербезопасности и соблюдении международных правил борьбы с отмыванием денег.
Таким образом, в случае одобрения «ВRICS UNIT» можно будет использовать для расчетов внутри БРИКС+ для проведения взаимных платежей и использовать в процессе ценообразования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в качестве резервной валюты для стран Африки к югу от Сахары и др.
Новая финансовая расчетная система предлагает уникальное решение, позволяющее обойти узкие места в глобальной финансовой инфраструктуре, при этом она будет совместима с традиционными банковскими операциями и с современными новейшими формами финтеха и цифрового банкинга.
Общая цифровая валюта для стран БРИКС могла бы стать прорывом, существенным упрощением расчетов во взаимной торговле и инвестициях.
Этот проект обсуждался на рабочей группе по финансовым услугам и инвестициям Делового совета БРИКС+, получил его поддержку и был включен в повестку дня саммита БРИКС в Казани в октябре 2024 г.
По итогам саммита была создана международная экспертная рабочая группа, которой поручено начать разработку модели цифровой мультивалютной системы расчетов на базе новой расчетно-платежной единицы «ВRICS UNIT».
Формирование новой децентрализованной денежной экосистемы стран БРИКС+ может способствовать совершенствованию мировой торговли сырьевыми товарами и ценообразования в этой сфере.
Может быть создана независимая более эффективная Евразийская товарно-сырьевая биржа, на которой можно будет осуществлять торговлю и расчеты в новой расчетной валюте, обеспечивающей более эффективное и рациональное соединение движения торговых потоков и капитала и независимых платежей.
Мировая торговля сырьем сможет обновиться и освободиться от западного спекулятивного капитала, что позволит направить биржевый капитал для цели устойчивого развития.
Появляется возможность разработки новых финансовых продуктов для осуществления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и трансграничных слияний и поглощений.
Важным последствием введения новой финансовой расчетной системы будет укрепление финансового суверенитета стран участников системы, что позволит им проводить независимую от мировой финансовой олигархии денежно-кредитную политику, ориентированную на стимулирование инклюзивного экономического роста и проведения социально-экономических преобразований.
Транзакционная система «ВRICS UNIT» — это надежное, быстрое и экономически эффективное решение для трансграничных платежей, фактически новая форма мировой валюты, которую можно выпускать децентрализованно, а затем признавать и регулировать на национальном уровне.
План понятный, и может начать реализовываться уже в 2025 г., а далее, как в старом еврейском анекдоте: «осталось теперь только уговорить Ротшильда»[4].
Создание единой расчетной единицы и международной резервной валюты в рамках БРИКС
Мы предлагаем назвать расчетную единицу новой альтернативной валютной системы «ВRICS UNIT», который в перспективе может трансформироваться в новую резервную валюту, вне зоны действия американского доллара.
Следует отметить, что «брикс» субстантивно слову «банкор». Один из основателей Бретонн-Вудской валютной системы известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) предлагал построить новую мировую валютную систему, основанную не на долларе США, а на мировой расчетной валюте, которую предлагал назвать «банкор» (франц. banque - банковский золотой).
Великий английский экономист считал, что «банкор» первоначально сможет заменить национальные валюты в международных торговых и финансовых расчётах и со временем сможет превратиться в мировую резервную валюту.[5]
Д. Кейнс попытался формализовать свои идеи и сделать их в качестве официального документа, внесенного на конференцию от имени правительства Великобритании, однако этого не произошло.
Поскольку эта идея новой мировой финансовой архитектуры полностью противоречила стратегическим планам США по превращению доллара в мировую валюту.
Денежные власти США рассматривали Бретонн-Вудскую валютную систему и созданные в ее рамка Мировой банк и Международный валютный фонд исключительно как важные инструменты продвижения и закрепления американской валюты в качестве основной резервной валюты для большинства стран мира и в конечной итоге превращения доллара в мировую валюту, что по факту и произошло в после военный период.
Причем право печатать доллар принадлежит не государству США, а независимому государственному агентству, фактически частной акционерной компании – Федеральной резервной системе (ФРС).
Америка получила преимущества перед другими странами мира, поскольку ФРС США, как единый эмиссионный центр мировой валюты, имела неограниченные возможности по выпуску своей валюты, что привело к ее доминированию в мировой финансовой системе и глобальной экономике.
После демонтажа Бретонн-Вудской валютной системы в 1972, основанной на золотом стандарте и фиксированных валютных курсах г. доллар США, уже не обеспеченный золотом, остался основной резервной валютой и, по сути, выполняет роль мировых денег. Золото стало особым инвестиционным товаром. Цены на золото стали стремительно расти, особенно в периоды экономических кризисов.
Однако разработки Д. Кейнса не пропали даром и позднее были фактически реализованы в деятельности Международного валютного фонда в форме разработки и выпуске так называемых Специальных прав заимствования (СДР).
Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 г. как дополнение к существующим резервным активам стран-членов.
СДР не является валютой, это международные резервные и платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов по кредитам с МВФ и соизмерения стоимости национальных валют.
Известно, что уставной капитал МВФ формируется за счет взносов стран-членов. Согласно уставу фонда 25% выделенной квоты страны-члены могут оплачивать в СДР или в свободно конвертируемой валюте, а 75% - в своих национальных валютах.
В настоящее время СДР, помимо расчётов между МВФ и странами его членами, используются в расчетной функции в 14 официальными международных финансовых организациями, так называемыми сторонними держателями СДР.
Ряд международных организаций используют СДР в качестве суррогатных денег, устанавливая в СДР стоимость различных услуг и тарифов, в том числе в финансовой сфере, в международной перевозке грузов, предоставление других видов услуг.
Стоимость СДР исчисляется на основе средневзвешенной стоимости пяти валют – доллара США (41,73%), евро (30,93% с 2000 г.), китайского юаня (10,92% с 2016 г.) японской иены (8,33%), английского фунта стерлингов (8,09%). СДР служат единицей расчетов в МВФ. Из национальных валют стран БРИКС в эту корзину входит только китайский юань.
Такие же функции и принципы формирования стоимости СДР можно применить для создания и эмиссии платежно-расчетной единицы «ВRICS UNIT» на базе корзины национальных валют стран БРИКС.
В частности, доля китайского юаня, российского рубля, индийской руппии, бразильского реала и южноафриканского рэнда могла бы составлять 19,4%, доля новых членов Бангладеш, Объединённых арабских эмиратов - 1,08%. По мере принятия новых членов и изменения в распределения акционерного капитала это соотношение может меняться.
В перспективе платежно-расчетная единица «ВRICS UNIT» могла бы трансформироваться в резервную валюту, вне зоны действия американского доллара.
Новая резервная валюта «ВRICS UNIT» могла бы базироваться на золото девизном стандарте, поскольку суммарные запасы монетарного золота стран БРИКС на начало 2024 г. составляли 5587 т., это больше запасов золота в МВФ (2814 г.). Европейского центрального Банка (505 г.), и составляло 67% от золотых запасов США (8133 т.).
По мере приема новых членов в НБР эти запасы могут сравняться с золотыми резервами США и стать самыми крупными в мире.[6]
Однако физическое ограничение количества золота в мире, гипертрофированный рост цен на этот драгоценный металл в последние годы и ряд других причин, в том числе политическая конфронтация между ведущими промышленно развитыми странами, возврат к такой такому обеспечению новой резервной валюты требует дополнительной более тщательной проработки.
В качестве инструментов обеспечения «ВRICS UNIT» могут рассматриваться, кроме золота, другие драгоценные металлы - платина, палладий, серебро, а также запасы таких высоколиквидных полезных ископаемых таких как нефть, газ, уран и др.[7]
Можно рассмотреть и другие варианты возможного обеспечения стабильности новой международной валюты.
В дальнейшем целесообразно формировать вторичный рынка этой единицы, позволяющего другим странам использовать ее в качестве резервной валюты в своих золотовалютных резервах.
Кроме того, «ВRICS UNIT» может выпускаться в электронном виде на базе технологии блокчейн и национальных цифровых валютах, которые активно разрабатываются почти во всех странах БРИКС.
Первоначально эта валюта может эмитироваться Центральными банками БРИКС в форме цифровых валют, к практическому использованию которых уже приступили основные страны-участники – Китай, Россия и Индия.
Это обеспечит расчеты в новой валюте «ВRICS UNIT», миную расчетную систему SWIFT, контролируемую американской финансовой элитой и может стать основой построения новой независимой от США аполитичной мировой расчетной валютной системы.
Официальные лица стран БРИКС в целом поддерживают идею создания единой расчетной валюты. По заявлению заместителя МИДа России Сергея Рябкова «есть сторонники, и их немало, продвижения к в полном смысле слова единой валюте БРИКС - то есть единому платежному средству для всех государств …, но это не то, что достижимо в ближайшей перспективе".
Вариант дизайна возможной новой валюты уже приобретает практическую форму. В частности, Посол России в ЮАР продемонстрировал проект купюры номиналом 100 брикс во время саммита БРИКС в этой стране в 2023 г.
Фонд ликвидности стран БРИКС+ и расчетно-клиринговая платформа для единой валюты «ВRICS UNIT»
В плане развития этого проекта может стать совершенствование механизма взаимных расчетов и создание совместного международного фонда ликвидности стран БРИКС – современной цифровой расчетно-клиринговой платформы на базе технологий блокчейн, использующая корзину валют стран БРИКС и расчетно-платежную единицу «ВRICS UNIT».
Опыт использования альтернативных платежно-расчетных единиц у России и других стран есть. В частности, Советский Союз в торгово-экономических отношениях со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), во взаимных расчетах использовал коллективную валюту - переводной рубль.
Станы СЭВ использовали переводной рубль как международную денежную единицу. Это валюта не имела традиционных форм банкнот и казначейских билетов. Коллективная валюта с 1 января 1964 г. использовалась только для безналичных расчетов между странами в виде записей на специальных счетах Международного банка экономических сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ).[8]
Страны Европейского Союза до введения евро также использовали совместную расчетную единицу Европейскую валютную единицу (European Currency Unit – ЭКЮ), которая формировалась как корзина национальных валют стран, входящих тогда в ЕС.
Несмотря на то, что ЭКЮ было введено только в безналичный расчёт, оно имело основные характеристики настоящей валюты.
В частности, ЭКЮ являлось средством расчётов в операциях между центральными банками стран-членов ЕС. Являлось резервным стоимостным активом ЭКЮ выпускалось под обеспечение валютных резервов стран-членов ЕС. За хранение ЭКЮ на счетах в коммерческих банках начислялись проценты. Для частного сектора в некоторых европейских странах ЭКЮ выпускались в виде монет, в ЭКЮ выпускались государственные облигации и в них же предоставлялись государственные займы.
ЭКЮ просуществовало почти десять лет с 1979 по 1998 гг. и было заменено на евро 1 января 1999 г. по курсу 1:1.
Совершенно очевидно, что такой же механизм создания и функционирования клиринговой платформы на базе «ВRICS UNIT» расчетно-платежной валюты стран БРИКС+ может быть реализован уже в ближайшем будущем.
В декларации по итогам саммита 2024 г. в Казани лидеры стран БРИКС договорились изучить возможность создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры Brics Clear и увеличить долю расчетов в национальных валютах между государствами союза.
До практической реализации проектов по созданию общей платформы для трансграничных платежей с использованием цифровых валют центробанков (ЦВЦБ) и Фонда ликвидности стран БРИКС + необходимо активней использования механизм двусторонних расчетов в национальных валютах.
Финансовые институты новой альтернативной мировой валютной системы
Основными составными институциональными финансовыми элементами новой альтернативной валютной системы на первом этапе могут стать уже существующие международные финансовые институты развития такие как Новый банк развития БРИКС (НБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Исламский банк развития (ИБР) и другие не зависимые от США финансовые институты стран участниц новой валютной системы.
По своему международному статусу, финансовым и политическим возможностям наибольшие перспективы стать таким финансовым институтом имеет Новый банк развития БРИКС (НБР).[9]
История создания Нового банка развития (БРИКС)
Идея создания Нового банка развития (НБР) в рамках БРИКС принадлежит России. Первые концептуальные предложения о необходимости и принципах создания новой международной финансовой организации были сформулированы экспертами Департаментом стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка (ВЭБ) после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
В 2010 г. Директором Департамента был подготовлен первый вариант проекта концепции создания банка БРИКС.
Одним из мотивов создания НБР была попытка изменения существующей мировой финансовой архитектуры, в которой безраздельно доминируют международные финансовые институты, контролируемые США – это Мировой банк, МВФ, региональные банки развития, контролируются финансовой элитой США.
Новый банк задумывался как международный финансовый институт развития в противовес этим финансовым структурам полностью контролируемых СЩА, где страны БРИКС и другие развивавшиеся страны до сих пор не имеют адекватного количества голосов и соответственно не могут влиять на стратегию и принятие конкретных решений по предоставлению финансовых ресурсов на их развитие.
Исходя из этого способность международных финансовых институтов развития реагировать на рост финансовых потребностей экономик развивающегося мира с каждым годом вызывает всё больше проблем.
Незначительные доли голосов представителей развивающегося мира, в том числе государств – членов БРИКС, в международных экономических организациях не дают возможности им влиять на стратегию их развития и соответственно получения финансовых ресурсов для развития.
Кроме того, коллективный Запад пытаясь перенести доминирование в политической сфере в экономику, заставляют Международный валютный фонд и Всемирный Банк выдвигать политические требования при предоставлении финансовых ресурсов этим странам.
Предпосылкой создания НБР была разработка межбанковского механизма БРИКС и расширение их сотрудничества в финансовой и банковской сфере, в рамках которого в 2010 г. был заключен Меморандум о многостороннем сотрудничестве.
Межбанковское сотрудничество осуществлялось на уровне национальных финансовых институтов развития стран БРИКС.
К ним относились – «Бразильский банк экономического и социального развития», российская государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Экспортно-импортный банк Индии», «АО Корпорация «Государственный банк развития Китая», «Банка развития Южной Африки».
Основной целью сотрудничества данных банков была разработка порядка предоставления финансовых и банковских услуг для инвестиционных национальных проектов развития. Фактически это был подготовительный этап создания Нового банка развития.
В этой связи в продолжение совместной работы, в 2011 г. банки-члены межбанковского механизма БРИКС заключили Соглашение о развитии финансового сотрудничества и в 2012 г. – Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах.
Подобный документ, заключенный за два года до введения экономических и политических санкций против России, уже тогда предусматривал снижение зависимости национальных валют от доллара и евро.
Политическое решение о создании банка Нового банка развития было принято лидерами стран БРИКС на V Саммите организации, который состоялся в Дурбане (ЮАР) 27 марта 2013 г.
Соглашение о создании НБР было подписано главами государств БРИКС 15 июля 2014 г. на VI Саммита этой организации в бразильском городе Форталеза. Соглашение предусматривало возможность присоединение к нему других участников.
Официально о создании НБР было объявлено на Форуме деловых кругов БРИКС, который проходил в рамках этого Саммита.
Основной целью создания банка было провозглашено финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС, других развивающихся странах и странах с переходной экономикой.[10]
На этом форуме было принято решение о формировании Пула условных валютных резервов БРИКС, по аналогии с существующим механизмом в Международном валютном фонде. Управление Пулом было возложено на Постоянный комитет, в который вошли представители всех пяти стран.
После решения о формировании пула президент РФ В. Путин отмечал: - «масштабы возможных операций в рамках Пула валютных резервов смогут достигать 100 млрд долларов. Этот механизм создает предпосылки для эффективной защиты национальных экономик наших стран от кризисов на финансовых рынках».
Ратифицированное Государственной Думой РФ соглашение о создании НБР было подписано Президент РФ В. Путиным 8 марта 2015 г.
Официальный старт деятельности банка был дан на инаугурационном заседании совета управляющих НБР под председательством главы Минфина РФ, которое состоялось в Москве 7 июля 2015 г.
На заседании представители стран-членов НБР избрали первого президента банка. Им стал известный, авторитетный индийский банкир Кундапура Вамана Каматха, имевший значительный опыт работы в других международных финансовых организациях, в том числе а Азиатском банке развития (АБР).
Также были назначены вице-президенты, и определены приоритеты финансовой и кредитной деятельности банка на первые 5 лет.
Штаб-квартирой нового банка был выбран китайский город Шанхай, который является одним из крупнейших финансовых центром в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Порядок размещения и регламентация деятельности НБР регулируется специальным соглашение с правительством Китая, которое было подписано 27 февраля 2016 г.
Капитал Банка
Первоначальный капитал банка был сформирован в форме Пула условных валютных резервов БРИКС, объем которого составил 100 млрд долларов.
Китай вложит в него 41 млрд долларов, Россия, Бразилия и Индия – по 18 млрд долларов, ЮАР – 5 млрд долларов.
Несмотря на разный экономический потенциал стран учредителей банка и их взносов в Пул условных валютных резервов голоса стран были распределены в равной пропорции по 20%, что соответствует одному из основных принципов НБР – равноправное партнерство.
Следует отметить, это соотношение кардинально отличается от доли голосов стран БРИКС в других международных финансовых организациях и прежде всего в Мировом банке (МБРР) и МВФ.
Например, доля голосов Китая в МБРР в 2023 г. составляла 5,61%, а в НРБ – 19,4%, соответственно Индии 3,23% и 19,4%, России - 2,82%, и 19,4%, Бразилии 2,31% и 19,4%, ЮАР 0,77% и 19,4%.[11]
Фактически Пул представлял собой разрешенный к выпуску капитал банка в размере 100 млрд. долл., который предназначался для финансирования национальных проектов развития.
Первоначально Пул банка сформировался из распределенного капитала в размере 50 млрд. долл., в том числе оплаченный капитал составлял 10 млрд. долл., и капитал, оплачиваемый по требованию – 40 млрд. долл.
При создании банка оплаченный капитал составил 10 млрд. долл. На указанную сумму было выпущено 1 млн. акций номинальной стоимостью 100 тысяч долл. каждая. Акции пропорционально были распределены среди стран учредителей НБР.[12]
Согласно соглашению о создании НБР все члены Организации Объединенных Наций могут быть участниками банка. Учредители предусмотрели возможность членства для большего числа стран, чтобы расширить сферу деятельности и обеспечить банк дополнительной капитализацией.
Для придания развитию банка большей динамики и повышение его интернационализации к его деятельности привлекаются страны, которые готовы строить новый миропорядок и новую мировую финансовую инфраструктуру, без доминирования США и контролируемых ими мировой банковской элиты.
Согласно решению Постоянного комитета Банка от 2 сентября 2021 г. в состав его акционеров были приняты еще три страны Бангладеш, Объединенные арабские эмираты (ОАЭ), Уругвай, что привело к увеличению акционерного капитала НБР и изменению его распределению среди стран.
Оплаченный капитал банка за счет взноса новых стран увеличился на 1 млрд. 498 млн. долл. и по состоянию на конец 2021 г. составил 51 млрд. 498 млн. долл.
В частности, Бангладеш внесла 942 млн. долл., и ее доля в акционерном капитале НБР составила 1,08%, Объединенные арабские эмираты внесли 556 млн. долл. их доля составила 1,08%.
Соответственно доля каждой страны из числа первых учредителей банка - Бразилии, Индии, Китая, России, ЮАР сократилась до 19,42%.[13]
В декабре 2021 г. было объявлено о присоединении к деятельности банка Египта.
В долгосрочной перспективе расширение стран – членов НРБ будет происходить за счет новых членов БРИКС.
Официальные заявки на полноценное участие в БРИКС на Саммите 27 июня 2022 г. подали Аргентина, Иран и Алжир.
Для принятия решения об официальном расширение БРИКС, страны «пятерки» согласовали критерии и принципы рассмотрения новых обращений стран.
На Саммите стран БРИКС в 2023 г. было принято решение принять в организацию ещё 6 стран: Аргентину, Египет, Эфиопию, Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ, которые стали полноправными членами объединения с 1 января 2024 года.
Однако, в конце 2023 г. пришедший к власти в Аргентине проамериканский политик Хавьер Милей, под давлением США объявил об отказе страны присоединиться к БРИКС.
В научной и публицистической литературе появилось новая аббревиатура БРИКС-10 или БРИКС +.
В настоящее время интерес к организации проявляют более 40 стран мира, из них 23 страны подали официальные заявки. В том числе Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гондурас, Индонезия, Казахстан, Куба, Кувейт, Марокко, Нигерия, Палестина, Сенегал, Таиланд, Узбекистан, Уругвай, Фиджи и др.
В середине 2024 г. официальные заявки на вступление в БРИКС подали Таиланд и Малайзия.
Вместе с тем, в июне 2024 г. на встрече министров иностранных дел стран БРИКС большинством голосов было принято решение временно приостановить принятие новых членов в организацию.
Об этом решении сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров. При этом он добавил, что в разработке находится документ, который определит категории стран-партнеров БРИКС и определенные стадии, которые странам-кандидатам придется пройти перед полным вступлением в БРИКС.
Этот документ планируется обсудить и принять на предстоящем саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 г.
Обсуждение и возможное решение по некоторым из этих государств может быть принято уже на саммите 2024 г. а Казани.
Заемные финансовые средства НБР
Кроме собственных средств НБР для финансирования проектов развития банк активно использует заемные средства.
Фактически сразу после объявлении о создании банка в июле 2016 г. НБР вышел на мировой рынок капитала, успешно разместив 18 июля 2016 г. на межбанковском рынке КНР дебютный пятилетний выпуск «зеленых облигаций» объемом 3 млрд юаней по номинальной ставке 3,07%.
Привлеченные средства были направлены на поддержку экологических инициатив стран – участниц объединения. НБР предоставил кредит Китаю на финансирование трёх проектов, связанных с зелёной энергетикой, и поддержал российскую инициативу «Чистые реки БРИКС».
НБР оказался первым финансовым институтом развития, который выпустил «зеленые» облигации на межбанковском рынке Китая.
Позднее для финансирования зеленых проектов банк выпустил облигации, номинированные в рупиях, рублях и южноафриканских рэндах.
Банк развития БРИКС имеет уникальный потенциал для развития рынка экологических инвестиций, что также может быть фактором усиления роли стран союза на международной арене, в том числе в глобальной финансовой системе.
В течение 2017-2021 г. НРБ практически каждый год размещал свои облигации на мировом рынке капитала. В частности, в 2021 г. было размещено пять выпусков корпоративных облигаций, номинированных как юанях, так и в долл. США.
В юанях было два выпуска таких ценных бумаг. НБР разместил 24 марта 2021 г. на китайском межбанковском рынке 3-летние облигации на общую сумму в 5 млрд. юаней и 16 сентября 2021 г. банк выпустил 5-летние облигации на общую сумму в 2 млрд. юаней.
В американской валюте было три выпуска, в том числе:
Таким образом, НРБ в 2021 г. удалось осуществить заимствования и привлечь с мирового рынка капитала 4, 25 млрд. долл. и с межбанковского рынка Китая 7 млрд. юаней.
В 2023 г. международные кредитные агентства «Fitch» и «S&P» присвоили НРБ международный кредитный рейтинг на уровне «АА+», что позволяет эффективно привлекать долгосрочное фондирование на международных и локальных рынках капитала.
В начале 2024 г. НБР объявил о выпуске на китайском межбанковском рынке облигаций для финансирования проектов в области устойчивого развития на общую сумму 6 млрд юаней (около 845 млн. долл.).
За все время функционирования банка это крупнейший по объемам выпуск пятилетних панда-бондов, номинированных в юанях. Привлеченные средства от выпуска облигаций будет использована в качестве общих корпоративных ресурсов банка для финансирования различных проектов в странах-членах.
Таким образом, общий объем выпущенных банком ценных бумаг, номинированных в юанях, достиг 47,5 млрд (около 6,6 млрд. долл.).
Еще одним источников финансирования для НРБ стали финансовые ресурсы международных банков развития, в том числе Азиатский банк развития (АБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Африканский банк развития (АБР), Европейский банка развития (ЕБРР), Межамериканский банк развития (МБР), Международный инвестиционный банк (МИБ), группа МБРР, которые участвуют в софинансировании проектов.
Основные приоритеты кредитно-инвестиционной деятельности НРБ
Кредитно-инвестиционная деятельность НБР осуществляется в соответствии с принципами, отраженными в Соглашении о создании банка и Стратегией его развития.
Первая стратегия была разработана и утверждена Советом управляющих НБР в апреле 2016 г. и была рассчитана на период 2017—2021 гг.
В соответствии с указанным документом приоритетным направлением деятельности Банка было провозглашено финансирование проектов в области «устойчивой инфраструктуры» (sustainable infrastructure), на которые должно приходиться около 2/3 кредитного портфеля банка.
Инвестиции в инфраструктурные проекты поддерживаются банком как приоритетные ввиду их высокой капиталоемкости и длительных сроков окупаемости.
Как известно, инфраструктурный капитал страны включается в агрегированную производственную функцию и обеспечивает повышение производительности трудовых ресурсов и основного капитала.
Реализация инфраструктурных проектов ведет к росту деловой активности, повышает мобильность факторов производства, расширяет связи периферийных территорий с центрами производства и концентрации материальных ресурсов, что, в свою очередь влияет на темпы экономического роста.
Следуя этим аргументам, эксперты НБР рекомендуют финансировать «связующую» инфраструктуру как ключевой фактор экономического роста территорий, обеспечивающий повышение плотности населения, сокращение расстояний и преодоление территориальных различий.
Однако способность инфраструктурных проектов к стимулированию территориального экономического роста должна дополняться другими факторами роста, такими как интеллектуальный и финансовый капитал, производственная и предпринимательская активность, конкурентоспособный малый и средний бизнес.
Первая стратегия Банка также предусматривала следующие приоритетные секторы экономики - транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, зелёная энергетика и энергоэффективность, ЖКХ и городское развитие.
Таким образом первоначально приоритетами стали проекты, оказывающие положительное влияние на экологию и окружающую среду.
Кроме того, особое внимание уделялось проектам, содействующим развитию торгово-экономических связей между странами БРИКС.
В соответствии со стратегией банк вправе предоставлять широкий набор финансовых инструментов для реализации инфраструктурных проектов в странах-членах, в том числе путем предоставления займов, гарантий, участия в капитале и использования других финансовых инструментов.
Финансово-кредитные операции НБР были разделены на три категории:
Первоначально НБР преимущественно предоставлял суверенные займы, а также займы под суверенные гарантии в долларах США со средним сроком погашения до 19 лет.
К несуверенным операциям относили финансирование государственных и частных компаний, кредиты под гарантии региональных субъектов, а также вложения в капитал (equity investments).
Стратегия НБР на период 2017—2021 гг. предусматривала распределение между суверенными и несуверенными операциями в пропорции 70:30.
На начальном этапе своей работы банк предоставлял финансирование для проектов частично в валютах стран-участниц, поскольку это давало возможность сократить риски, связанные с колебаниями курсов валют.
Динамика роста кредитного портфеля банка в 2016 – 2025 гг.
В первой год своей деятельности в 2016 г. совет директоров НБР одобрил в общей сложности 7 проектов, предусматривающих предоставление финансирования на сумму более 1,5 млрд долларов.
До конца 2016 г. было утверждено пять кредитов, по одному на каждую страну обшей стоимостью в 911 млн. долл.
Самый крупный кредит в размере 300 млн. долл. НБР предоставил Бразильскому банку развития (BNDES). Это финансирование использовалось для поддержки проектов в сфере возобновляемой энергии и строительства линий электропередач, а также для реализации субпроектов в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики и в других областях, которые после реализации обеспечили ввод новых мощностей объемом 600 МВт.
Южной Африке НБР предоставил кредит в размере 180 млн. долл., который был направлен крупнейшей генерирующей корпорации «Eskom Holdings SOC Ltd.» для развития электросетевой инфраструктуры в области возобновляемых источников энергии.
Эта компания построила линии электропередач для передачи в сеть 670 МВт электроэнергии из возобновляемых источников энергии, а также построила дополнительные мощности по выработке 500 МВт независимыми производителями электроэнергии.
Для России, был одобрен кредит на 100 млн. долл. на строительство двух малых гидроэлектростанций в Карелии «Белопорожской ГЭС-1» и «Белопорожской ГЭС-2».
В софинансировании проекта участвовали многосторонние банки развития – Европейский банка развития (ЕБРР) и Международный инвестиционный банк (МИБ).
Проект реализовала российская компания «Норд Гидро». Общая мощность двух «Белопорожских ГЭС» составила 49,8 МВт. Проект обеспечил около 400 рабочих мест на этапе строительства и 30 высококвалифицированных рабочих мест на этапе эксплуатации.
В Китае НБР предоставил финансирование в размере 81 млн. долл. в местной валюте китайской компании «Shanghai Lingang Hongbo New Energy Development Co.» на реализацию проекта в сфере распределяемой солнечной энергии в промышленной зоне Линьянь, общей мощностью 100 МВт.
Индии банк предоставил суверенную гарантию в размере 250 млн. долл. индийскому «Canara Bank», который использовал этот финансовый инструмент для кредитования проектов в сфере развития солнечной и ветровой энергии, гидроэнергии общей мощностью 500 МВт.
В 2017 г. НБР увеличил кредитование проектов почти в три раза и одобрил финансирование проектов на общую сумму в 3 млрд. долл. Проекты были пропорционально распределены между странами-членами.
В частности, НБР одобрил финансирование в размере 790 млн. долл. для трех проектов в Южной Африке. Больше половины из утвержденного финансирования 480 млн. долл. было предоставлено угольной электростанции Медупи для закупки современного оборудования и совершенствования системы управления.
Другая часть кредита предназначалась для снижения долговой нагрузки крупнейшей энергогенерирующей компании «Eskom Holdings SOC Ltd.» и компенсации затрат по установлению современного сетевого оборудования.
В августе 2017 г. совет директоров НБР одобрил предоставление России второго кредита в размере 460 млн долл. на модернизацию и внедрение информационных технологий в рамках реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы.
В 2018 г. НБР начал предоставлять прямое финансирование частным и государственным компаниям стран БРИКС,
В марте 2020 г. Совет управляющих НБР принял решение о создании специального механизма финансирования объёмом 10 млрд долл., предназначенного для оказания поддержки стран-участниц в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции и реализации мер по поддержке экономики.
Речь шла о предоставлении «экстренных» кредитов на нужды здравоохранения и выполнение социальных обязательств, а также финансирование государственных программ по восстановлению экономики.
Всего 2020 г. совет директоров банка одобрил 19 новых проектов на общую сумму 12,6 млрд. долл., из них шесть проектов - в России на сумму 1,8 млрд. долл.
В течение 2021 г. из «Фонда чрезвычайной помощи», финансирующего программы, связанные с COVID-пандемией, были одобрены «коронавирусные кредиты» для всех пяти стран-членов Банка.
В том числе, в марте кредит получил Китай в размере 7 млрд. юаней и России в размере 1 млрд. долл., в апреле - ЮАР в размере 1 млрд. долл.
Всего НБР на борьбу с коронавирусной инфекцией и финансирование государственных программ стран БРИКС по восстановлению экономики банк предоставил более 9 млрд. долл.
Оперативная деятельность банка по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции обеспечила поддержку экономики стран пятёрки в наиболее острую фазу пандемии коронакризиса.
При этом сохраняется достаточно высокая эффективность инвестиционной деятельности банка в условиях глобальных вызовов. Несмотря на некоторое сокращение за первые 9 месяцев 2021 г. прибыль Банка составила 96 млн. долл., что было на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В течение 2021 г. прошло четыре заседания Совета директоров НБР, на которых были утверждены следующие займы и кредиты:
Таким образом, на конец декабря 2021 г. в кредитном портфеле НБР в общей сложности было 80 одобренных проектов на общую сумму более 29,5 млрд. долл.
В конце 2023 г. НБР одобрил три новых кредита для Индии и Китая на общую сумму около 1,2 млрд. долл.
Два проекта для Индии касаются развития дорожной инфраструктуры в сельской местности, в частности 500 млн долл. пошло на улучшение дорожного сообщения в штате Гуджарат и 638 млн долл. на те же цели получит индийский штат Бихар.
Третий кредит на сумму 50 млн. долл. был реализован китайским Банком Ханчжоу для финансирования проектов в сфере чистой энергетике, водоснабжении, транспорта логистики.
В результате, на начало 2024 г. кредитный портфель увеличился до 100 проектов на общую сумму свыше 33 млрд. долл., среди приоритетных направлений финансирования были транспорт, водоснабжение, чистая энергетика, цифровая и социальная инфраструктура, городское строительство и др.
По заявлению президентом НБР Дилмы Роуссефф на середину 2025 г. НБР было одобрено и профинансировано 120 проекта на 39 млрд. долл.
Высокая динамика, с которой развивается банк наглядно демонстрирует потенциал консолидации усилий стран-участниц: для расширения сфер деятельности банка, в том числе и в сфере экологии.
Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН и роль стран БРИКС+ в их реализации.
Цели устойчивого развития – это набор утвержденных Организацией Объединенных Наций (ООН) глобальных задач, направленных на улучшение жизни людей и защиту окружающей среды.
Эти цели включают в себя такие амбициозные задачи, как борьба с голодом, бедностью, доступное здравоохранение и образование, снижение неравенства, обеспечение чистой воды и санитарии, борьба с изменением климата и др.
Страны БРИКС, на долю которых приходится большая часть населения планеты и почти половина мировой экономики придают особое значение реализации ЦУР и концепции устойчивого развития и соответственно вносят существенный вклад в ее реализацию.
Важной частью этой концепции является соблюдение экологически устойчивых принципов при реализации экономических и социальных программ.
Руководители стран БРИКС осознают важность интеграции концепции устойчивого развития в свои национальные стратегии и мировое сотрудничество.
В частности, Россия до 2030 г. намерена реализовать пять экологических целей устойчивого развития, в том числе ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши, санитария и улучшение стандартов качества воздуха и воды.
Одной из ключевых областей сотрудничества между странами БРИКС является борьба с изменением климата и экологическая устойчивость.
Страны БРИКС признают серьезные вызовы, связанные с изменением климата. Они активно участвуют в международных климатических соглашениях и внедряют меры по сокращению выбросов парниковых газов, развитию возобновляемых источников энергии и адаптации к изменению климата.
Страны БРИКС работают над снижением негативных воздействий на окружающую среду, связанных с экономической активностью.
Это включает в себя более эффективное использование ресурсов, улучшение стандартов качества воздуха и воды, а также устранение загрязнения и вырубки лесов.
Государства активно обмениваются опытом и передовыми технологиями в области экологии и климата. Это способствует более эффективному решению общих проблем и поддерживает инновации в данной области.
Страны БРИКС через Новый банк развития с привлечением капитала международных финансовых организаций осуществляют финансирование проектов в области экологии и устойчивого развития, такие как возобновляемая энергетика, обеспечение доступа к чистой воде и улучшение условий жизни в сельских районах.
Страны блока работают над повышением осведомленности населения и внедрением образовательных программ по экологии и климату.[14]
Экологические проекты стран БРИКС и финансовый инструментарий их реализации
Начало активного практического сотрудничества стран БРИКС в области устойчивого развития и экологии было положено на саммите стран-членов в Китае в сентябре 2017 г.
В частности, в итоговой Сямэньская декларации руководителей стран БРИКС отмечалось: «Мы вновь подтверждаем свое обязательство осуществлять в полном объеме Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»[15].
Страны выразили готовность продолжать содействовать «зеленому» развитию и переходу к низкоуглеродной экономике в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты, укреплять сотрудничество в рамках БРИКС по борьбе с изменением климата и расширять «зеленое» финансирование.
Подчеркивая значимость сотрудничества в сфере экологии в интересах устойчивого развития страны БРИКС договорились предпринимать конкретные действия в таких областях, как предотвращение загрязнения воздуха и воды, утилизация отходов и сохранение биоразнообразия.
При этом страны подтвердили важность формирования экологически чистой технологической платформы и повышения экологической устойчивости[16].
Новые возможности для разработки и внедрения механизмов «зеленого финансирования» в рамках БРИКС появились в 2018 г., когда председательство в БРИКС перешло Китаю, который имел положительный опыт в этой сфере.
В частности, еще в 2016 г. в рамках Группы G20 по инициативе Китая был запущен глобальный проект, целью которого стало увеличение вклада финансового сектора в «экологический устойчивый рост».
Специально созданная рабочая группа по изучению вопросов «зеленого финансирования» (Green Finance Study Group) подготовила подробный доклад, где были определены понятие, цели и масштабы «зеленого финансирования», конкретизированы существующие вызовы для наращивания его объемов, а также представлены рекомендации и инструменты для преодоления этих вызовов.[17]
При этом потребности самого Китая в тот период в инвестициях в экологически чистые технологии оценивались экспертами примерно в 2 трлн. юаней в год (308 млрд. долл.).
При этом на рынке «зеленых облигаций» ‒ долговых ценных бумаг, с которыми связывают будущее «чистой» экономики, ‒ доля китайских заемщиков составляла около 30%.
В 2016 г. для привлечения средств в экологические проекты Народный банк Китая выпустил бонды, деноминированные в долларах США ‒ объемом 2,25 млрд долл., в юанях – объемом 1,5 млрд. и в евро – объемом 500 млн.
В том же году на китайский рынок «зеленых облигаций» вышел Новый банк развития (НБР) БРИКС, разместивший на межбанковском рынке Китая дебютный выпуск пятилетних бумаг объемом 3 млрд. юаней.
Спрос на облигации превысил предложение в 3,1 раза, что свидетельствует, в частности о значительном интересе инвесторов к этому финансовому инструменту [18].
Фактически Китай стал основным драйвером роста мирового рынка «зеленых облигаций», который, по данным агентства Moody’s, в 2016 г. достиг 93,4 млрд долл.[19]
Китайский опыт позволил разработать систему финансирования экологических проектов в рамках БРИКС и создать совместную «Платформу экологически чистых технологий БРИКС» (англ. BRICS Environmentally Sound Technology Platform).
Создание платформы позволило странам БРИКС сформировать механизм взаимодействия представителей органов государственной власти, бизнеса, международных и национальных финансовых институтов, научных и общественных организаций, которые рассматривают развитие законодательства в сфере «зеленой экономики», как наилучшую практику внедрения экологически технологий как на национальном, так и на международном уровне.
Совместная работа в этом направлении позволила эффективно мобилизовать существующие и запустить новые инструменты «зеленого финансирования» на рынках стран БРИКС, что способствовало реализации инфраструктурных проектов, улучшению взаимодействия стран БРИКС и повышению эффективности существующих механизмов сотрудничества.
Эта платформа стала универсальным механизмом взаимодействия, в рамках которого каждая страна БРИКС может определить приоритетную для себя тематику с учетом экологических, экономических и социальных особенностей развития каждой страны и сформулировать эту тему в качестве национальной инициативы по развитию.
В частности, Россия выступила с инициативой разработать совместный проект «Чистые реки БРИКС», направленный на оздоровление водных бассейнов, очистки рек от пластикового мусора и недопущение его попадания в Мировой океан.
В рамках III заседания Рабочей группы стран БРИКС по окружающей среде в 2017 г. было официально заявлено о начале разработки и реализации программы «Чистые реки БРИКС», на базе «Платформы экологически чистых технологий БРИКС».
Программа «Чистые реки БРИКС» направлена на реализацию шестой цели ООН в области устойчивого развития (ЦУР) – «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех».
Реализация программы предполагает взаимодействие государственных структур, частных предприятий, привлечение общественности; предусмотрено проведение акций по очистке берегов рек от накопленного мусора как на национальном, так и на многостороннем уровне.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2021 г. заявило о разработке матрицы программы «Чистые реки БРИКС», позволяющей аккумулировать опыт стран-участниц в борьбе с загрязнением окружающей среды. В 2023 г. страны БРИКС подтвердили готовность представить конкретные предложения в матрицу совместной платформы.
После согласования матрицы программы всеми участниками, была направлена заявка в Новый Банк Развития (НБР) БРИКС, который уже зарекомендовал себя в качестве инструмента финансирования экологических проектов.
Совместные климатические проекты стран БРИКС+, предотвращающие выбросы от природных ландшафтов или улучшающие поглощение ими углекислого газа, могут существенно повлиять на то, как будет развиваться сокращение парниковых газов.
Поэтому даже сравнительно недорогие проекты по улучшению управления лесами, восстановлению степей и саванн, борьба с пожарами, озеленение тундры могут существенно снизить выбросы СО-2.
Для природных климатических проектов нужен рынок, который стал бы мощным стимулом для их реализации, это можно сделать в рамках БРИКС+, сформировав условия для взаимного признания результатов климатических проектов странами при трансграничных операциях.
Причем проекты могут реализовываться как в промышленности и энергетике, так и в природных экосистемах. Ведь страны БРИКС+ не только формируют 40% от мировых эмиссий парниковых газов, но и имеют самый большой потенциал природных экосистем: более 30% мировой территории, около 40% мировых запасов лесов».
Предусмотрена возможность привлечения к этой работе потенциала Нового банка развития и создание платформы государственно-частного партнерства стран БРИКС+ с целью обмена опытом законодательного регулирования в области охраны окружающей среды, а также поиска, обмена и внедрения «зелёных технологий».
Стратегия развития Нового банка развития (НБР)
на период 2022–2026 гг.
В конце 2021 г. совет управляющих банка на своем 33-ем заседании, где впервые присутствовали новые страны члены - Бангладеш и Объединенные арабские эмираты, рассмотрел новую довольно амбициозную Стратегию развития Нового банка развития (НБР) на период 2022–2026 гг.
На VII ежегодном заседании Совета управляющих банка в мае 2022 г. стратегия была утверждена.
На ближайшие пять лет поставлена стратегическая задача становления НБР в качестве полноценной практической платформы по финансированию инфраструктурных проектов на территории стран-акционеров и расширению экономического и финансового сотрудничества между ними.
Новая стратегия должна обеспечить устойчивое инклюзивного развитие стран БРИКС, сохранение высокой финансовой устойчивости банка в ситуации экономической нестабильности и внедрение в практику деятельности банка принципов ответственного финансирования.
Особое внимание в ближайшие пять лет будет уделено вопросам развития человеческого капитала и созданию современной социальной инфраструктуры.
В обозримом будущем ожидается консолидация усилий по продвижению зелёных инициатив и приоритетности экологии в рамках многостороннего сотрудничества.
В рамках ответов на глобальные вызовы банка к приоритетам финансирования относит проекты в сфере продовольственной и энергетической безопасности, изменения климата, а также здравоохранения.
Планируется наращивать торговлю и финансирование в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара США и других международных расчётных валют.
Координация усилий на данном направлении поспособствует повышению международного статуса национальных валют государств – членов НБР, позволяет избежать валютных рисков и значительно облегчает взаимную торговлю стран БРИКС.
Согласно Стратегии за период 2022-2026 гг. кредитный портфель Нового банка развития должен увеличиться почти в два раза и достигнет 60 млрд. долл.
Глобальная миссия НБР – повышение доверия к банку как к современному финансовому институту развития, обеспечивающего финансирование современных сфер и отраслей экономики стран БРИКС.
Общая стратегия Банка на 2022-2026 гг. готовит его к новым вызовам, включая присоединение новых членов и наращивание потенциала мобилизации ресурсов, которое должно обеспечиваться все более позитивным восприятием со стороны финансовых рынков, подтверждаемым рейтингами агентств.
Говоря о перспективах развития НБР на среднесрочную и долгосрочную перспективу то целесообразно скорректировать долгосрочную стратегию банка и определить его глобальную миссию как первый международный финансовый институт призванный начать сформирование новой мировой валютной системы.
Для НРБ стратегической миссией должно стать создание новой мировой финансовой системы без доллара США.
Новая мировая валютная система
Новая валютная система должна не заменить действующую сейчас Ямайскую валютную систему, а создать новую альтернативную мировую финансовую систему, которая в будущем призвана кардинально изменить существующую мировую финансовую архитектуру[20].
Непосредственное участие в разработке принципов построения новой мировой валютной системы должны принимать участие государства БРИКС+, ШОС, ЕАЗС, мусульманские страны арабского мира и страны, желающие освободиться от американской гегемонии и диктата в экономической и финансовой сфере.
Выступая на 16 саммите в Казани в октябре 2024 г., китайский лидер Си Цзиньпин, в частности, отмечал: - «В настоящее время остро стоит необходимость реформирования международной финансовой архитектуры». По его мнению, страны БРИКС+ обязаны играть «ведущую роль» в этой реформе.
Предложение китайского лидера поддержал президент Бразилии Луис Инасиу Лула: - «Сейчас необходимо создать альтернативные денежные отношения между нашими странами. Мы не говорим о замене нашей внутренней валюты. Но когда мы говорим о многополярном мире, то мы должны создать соответствующую финансовую систему».[21]
Самое главное новая альтернативная валютная система, должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике, торговле и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Новая валютная система должна строится не на долларовом стандарте и резервных валютах стран сателлитов США, а на более широкой корзине национальных валют прежде всего стран БРИКС - китайский юань, российский рубль, индийская руппия, бразильский реал и южноафриканский рэнд.
Затем корзину валют можно будет расширить за счет стран, присоединившихся к БРИКС с 1 января 2024 г. – Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ.
На следующем этапе валютная корзина может увеличится за счет стран партнеров БРИКС+[22], это такие страны как Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда и Узбекистан.
В статье автора «Новый банк развития и усиление роли стран БРИКС в мировой финансовой системе», опубликованной ИНИОН, РАН в 2023 г. автор предлагал назвать новую возможную будущую расчетную и резервную валюту условно «брикс»[23]. Семантически это слово созвучно слову «бакс», которым обозначают доллары США.
По нашему мнению, в основе формирования новой альтернативной валютной системы должны лежать следующие принципы стабильности и устойчивости финансовой системы:
Указанные принципы и финансовые институты могут быть законодательно закреплены в меморандуме о создании новой альтернативной валютной системе, о необходимости которой мы говорили выше.
Это новая финансовая система должна не только заменить Ямайскую валютную систему, но и создать новую альтернативную мировую финансовую систему, которая в будущем призвана кардинально изменить существующую мировую финансовую архитектуры.
Название новой валютной системы зависит от того, где пройдет саммит по ее учреждению, это может быть Московская валютная система, Пекинская или Шанхайская валютная система, Делийская валютная система, Бразильская валютная система, Валютная система БРИКС» и много других вариантов.
В данном случае название не имеет принципиального значение, важно выработать и принять новые принципы ее формирования.
Самое главное Новая валютная система, в перспективе должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Формирование новой валютный системы может осуществляться в рамках БРИКС + и иметь несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать надежную альтернативную систему международных финансовых расчетов на базе цифровых валют стран БРИКС+, минуя доллар США и международную межбанковскую систему передачи информации и совершенствования платежей SWIFT, контролируемую американской финансовой элитой.[24]
На следующем этапе следует создать фонд ликвидности стран БРИКС+ и расчетно-клиринговую цифровую платформу на основе расчетно-платежной единицы «ВRICS UNIT».
На заключительном этапе валютной интеграции предстоит решить вопрос о создании единого эмиссионного центра в форме Центрального банка БРИКС и превращение «ВRICS UNIT» в мировую резервную валюту.
Региональные валютные зоны - как составная часть новой мировой валютной системы
Еще одним инструментом ослабления доминирования доллара США в мировой кредитно-банковской системе и предпосылкой создание новой альтернативной валютной системы может стать формирование в мировой экономике валютных зон.
Важной составной частью новой мировой альтернативной валютной системы могут стать региональные валютные зоны со своими свободно используемыми (резервными) валютами.
В этой связи, необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны, с региональными, свободно используемыми (резервными) валютами.
В перспективе такими зонами могут стать:
Свою валютную зону планируют создать страны западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС, в который входят Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.
Страны сообщества, в котором проживают около 385 миллионов человек, эту идею разработали и объявили еще в 1983 г., но постоянно откладывали её практическую реализацию.
В частности, в 2019 г. на саммите в Абудже (Нигерия) страны сообщества заявили, что планируют ввести в обращение с 2020 г. собственную валюту — эко.
Для этого восемь стран содружества должны будут отказаться от обращения франка на территории бывших французских колоний (франк CFA), привязанного к евро, а семь других стран — от своей национальной валюты.
В своем заключительном коммюнике саммита отмечалось о постепенном подходе для введения единой валюты, начиная с тех стран, которые отвечают принятым критериям конвергенции.
На очередном саммите ЭКОВАС в 2021 г. была принята дорожная карта по введению эко - единой валюты стран содружества, при этом сроки её введения были перенесены на 2027 г. [27]
Возможность разделения финансового мира на валютные зоны предсказывают и ведущие западные аналитики. В частности, известный британский журнал «The Economist», который принадлежит финансовому клану Ротшильдов, регулярно дает прогноз развития мировой экономики на следующий год в форме занимательных ребусов на обложке журнала.
Фактически – это зашифрованное послание глубинного государства тайного финансового властителя мира. Причем с одной стороны это предсказание развития мировых трендов, а с другой стороны - выражение желательного для его авторов варианта развития мировых событий.
В частности, в октябрьском номере журнала за 2022 г. отмечается, что «мировая финансовая система в 2023 г. резко изменится. Доллар перестанет быть главной международной резервной валютой. Мир разделится на несколько валютных зон».
Знаки этих валют, которые якобы будут образовывать эти зоны, изображены на обложке журнала — это японская иена, доллар США, евро, биткоин и фунт стерлингов.[28]
При этом, британский фунт стерлингов изображен в центре всех мировых валют и на его центральное положение указывает красная стрелка. Совершенно очевидно, что Ротшильды мечтают, что Лондон вновь станет центром мировых денег.
При этом совершенно очевиден непрофессионализм авторов составления прогноза. В частности, они констатируют, что в следующем году доллар перестанет быть главной международной резервной валютой. Это далеко от реальности поскольку доминирование доллара США в мировой экономики и финансах сохранится как минимум в ближайшие десятилетие.
Такая классификация мировых валютных зон — это лишь хотелки мировой финансовой элиты.
По нашему мнению, более вероятный вариант в ближайшей перспективе формирования новых валютных зон, которые мы описали выше – это азиатская валютная зона, валютная зона, западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС, панафриканская валютная зона, зона «золотого динара», рублевая зона, валютная зона стран Латинской Америки.
Формирование новых мировых региональных валютных зон может способствовать кардинальному изменению глобальной финансовой архитектуру.
Движение к многополярному миру и консолидация экономического потенциала стран, не желающих сохранения гегемонии США в мировой политике экономике и финансах невозможно без кардинального изменения мировой финансовой архитектуры.
В итоговой декларации по результатам 16 саммита БРИКС в Казани, в частности, отмечалось: - «Мы подчеркиваем необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения глобальных финансовых проблем, включая глобальное экономическое управления, с тем чтобы сделать международную финансовую архитектуру всеобъемлющей и справедливой».[29]
Начать кардинально менять существующую мировую финансовую архитектуру, построенную американской финансовой элитой, необходимо с создания новая валютной системы, которая должна не заменить действующую сейчас Ямайскую валютную систему, а сформировать принципиально новую альтернативную мировую валютную систему.
Основная цель новой валютной системы - положить конец доминированию доллару США в глобальной экономике и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Новая валютная система должна строится не на долларовом стандарте и резервных валютах стран сателлитов США, а на более широкую корзину валют Глобального Юга.
Прежде всего это национальные валюты стран БРИКС - китайский юань, российский рубль, индийская руппия, бразильский реал и южноафриканский рэнд, а также валюты стран, присоединившихся к БРИКС с 1 января 2024 г. – Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ.
В Казанской декларации 2024 г. отмечалась, «определяющая роль стран БРИКС в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы (МВФС), для того чтобы она могла оперативно реагировать на потребности всех стран».[30]
Непосредственное участие в разработке принципов построения новой мировой валютной системы кроме стран БРИКС, должны принимать участие государства ШОС, ЕАЗС, АСЕАН, мусульманские страны арабского мира и страны, желающие освободиться от американской гегемонии и диктата в финансовой сфере.
Основными составными институциональными финансовыми элементами новой альтернативной валютной системы на первом этапе могут стать уже существующие международные финансовые институты развития такие как Новый банк развития БРИКС (НБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Исламский банк Развития (ИБР) и другие не зависимые от США финансовые институты стран участниц новой валютной системы.
По своему международному статусу и финансовым возможностям наибольшие перспективы стать таким институтом имеет Новый банк развития БРИКС (НБР).
Для достижения этой цели на первом этапе было бы целесообразно перевести внутренние расчеты между странами акционерами НБР на единую расчетную единицу.
Мы предлагаем назвать расчетную единицу новой альтернативной валютной системы «брикс», который в перспективе может трансформироваться в новую мировую резервную валюту, вне зоны действия американского доллара. первоначально «брикс» может выпускаться в электронном виде на базе технологии блокчейн и национальных цифровых валютах, которые активно разрабатываются почти во всех странах БРИКС.
Эта валюта может эмитироваться Центральными банками БРИКС в форме цифровых валют, к практическому использованию которых уже приступили основные страны-участники – Китай, Россия, Индия и Бразилия.
Как альтернативу или как дополнительный элемент в рамках БРИКС можно рассматривать возможность создания нового международного финансового института, не подконтрольного финансовой олигархии США, с основными функциями глобального финансового регулятора, с акцентом на валютное регулирование и регулирования движение капитала в глобальной экономике.
Такой глобальный альтернативный финансовый мегарегулятор мог бы регулировать деятельность финансовых и фондовых рынков, кредитно-банковской системы, оффшорных центров, суверенных фондов, принципов трансграничных слияний и поглощений, рынка не биржевых деривативов и др.
Такая организация может быть создана странами БРИКС и их сторонниками по аналогии с Международным валютном фондом (МВФ), Всемирной торговой организацией (ВТО) и на базе уже существующих международно-правовых соглашений в финансовой и инвестиционной и торговой сфере или при необходимости заключения новых.
Формирование новой альтернативной валютной системы может стать правовой финансовой основой для замены старого мирового порядка, основанного на так называемых правилах, придуманных и продвигаемых глубинным государством США.
Речь идет о качественном изменении сущности самого принципа построения и развития глобальной экономики и построения нового мирового сообщества.
Новое международное сообщество будет основано не на конфронтации и войнах, а на здравом смысле, сотрудничестве и созидании, построении основ новой мировой цивилизации, которая позволит человечеству развиваться в инновационном и креативном направлении на благо всего человечества и отдельных стран и народов.
Очевидно, что формирование такой системы представляет собой весьма сложный длительный процесс, который будет сопровождаться активным противодействием со стороны американского глубинного государства и международных финансовых институтов, контролируемые США.
В ближайшем будущем следует ожидать усиления противодействия со стороны мировой финансовой элиты попыткам стран БРИКС+ создать новую мировую валютную систему на базе новой резервной валюты.
В частности, новый президент США Дональд Трамп, пообещал в случае отказа от расчетов в долларах США и попытки создать единую валюту стран БРИКС, ввести 100% пошлины на товары этих стран, поставляемые на американский рынок.
Список используемой литературы
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН, помощник Председателя Правительства РФ (2000-2008)
[1] РИА Новости, Москва 16 января 2024 г.
[2] What is China's Swift equivalent and what are its origins? South China Morning Post, 28 february 2022.
[3] International Research Institute for Advanced Systems (IRIAS) был создан в 1976 г. странами социалистического блока, включая Венгрию, Болгарию, Кубу, Польшу, Советский Союз и Чехословакию
[4] Очень древний еврейский анекдот: - Моисей, вы готовы выдать свою тридцатилетнюю дочь Сарочку за Ротшильда? - Да, конечно! - Отлично. Осталось уговорить Ротшильда…
[5] «Банкор» должен был иметь золотодевизный стандарт. Курсы всех валют стран-членов Бретонн-Вудской системы выражались бы в «банкорах» и были привязаны к золоту.
При этом золото можно было свободно обменять на «банкоры», однако «банкоры» обратно обменять на золото было нельзя.
Кроме того, Д. Кейнс предлагал создать мировую клиринговую систему, так называемый Международный расчетный союз (International Clearing Union), основной функцией которого было регулирование дефицитов платежных балансов, задолженностей центральных банков.
Основной функцией этой финансовой организации должно было стать отслеживание международных потоков капиталов, финансовых активов и обязательств, которые будут осуществляться через Международный клиринговый союз.
План Д. Кейнса предполагал автоматическое формирование кредитных линий для стран испытывающих дефицит платежных балансов.
Фактически Международный расчетный союз должен был стать Мировым центральным банком.
Источник: Бенн Стайл, «Битва при Бреттон-Вудсе: Джон Мейнард Кейнс, Гарри Декстер Уайт и создание нового мирового порядка», Принстон, Издательство Принстонского университета, 2013, стр. 143.
[6] Золотой запас России – 2333 т., Китая – 2192 т., Индия – 807 т. Бразилия – 130 т., ЮАР – 125 т. (данные на декабрь 2023 г.). Золотой запас стран мира - 2024 (global-finances.ru)
[7] Андрианов В.Д. Мировая финансовая архитектура: возможные направления структурной трансформации // Общество и экономика. 2021. № 9.
[8] Переводной рубль имел все критерии классических денег, в том числе был мерой стоимости, средством платежа и накопления для организации многосторонних расчетов стран-членов СЭВ.
При этом переводной рубль имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота. Но на золото не обменивался и в валюты капиталистических стран не конвертировался. Переводной рубль по специальному курсу мог обмениваться на валюты стран-членов СЭВ.
В 1980 г. к 25-ти летию МБЭС была выпущена памятная монета-сувенир – «переводной рубль». Операции в переводных рублях были прекращены в 1987 г.
[10] «Соглашение о Новом банке развития, Форталеза, 15 июля 2014 г.» Официальный сайт НБР. NDB | New Development Bank
[11] IBRD subscriptions and voting power of member countries, 2022.
[14] https://tvbrics.com/news/briks-i-ustoychivoe-razvitie-sotrudnichestvo-v-oblasti-ekologii-i-klimata/
[15] BRICS Leaders Xiamen Declaration, September 4, 2017, Xiamen, China
[16] BRICS Leaders Xiamen Declaration, September 4, 2017, Xiamen, China
[18] http://ndb.int/NDB-Successfully-Issued-First-RMB-denominated-Green-Financial-Bond.php#parentHorizontalTab2
[20] История валютных систем:
Парижская валютная система (1867-1922) – золотой стандарт, резервные валюты – золото;
[22] Во время 16-го саммита БРИКС, проходившего в Казани в октябре 2024 г. 13 государств стали партнёрами объединения. Новыми странами партнёрами БРИКС стали - Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда и Узбекистан.
[23]Андрианов В.Д. Новый банк развития и усиление роли стран БРИКС в мировой финансовой системе, в сборнике Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС, М.: ИНИОН, РАН, 2023 г., 11-19 стр.
Главред RT Маргарита Симоньян придумала свое название для единой валюты БРИКС:"Я уверена, что у нас и общая валюта будет. И называть я ее предлагаю, знаешь, как? Это же БРИКС, я предлагаю назвать ее "бричка". Во-первых, это феминитив. Сейчас же в моде феминитивы, да? Ну как это? Это же не актуально, что все валюты называются в мужском роде. И рубль, и доллар, и юань. А это будет бричка. Нам, девочкам, будет приятно. Во-вторых, это все-таки Гоголь, великий русский писатель украинского происхождения. Смотрите, как красиво. Он же сам говорил: "Я сам не знаю, какая у меня душа: хохлацкая или русская". А тут как миролюбиво, как актуально. Бричка."
[24] SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications)— это особая система обмена сообщениями между финансовыми организациями. Она позволяет быстро и безопасно передавать данные о переводах, платежах и обмене ценными бумагами по специальной сети.
Основана в 1973 г. соучредителями выступили 248 банков из 19 стран. SWIFT является кооперативным обществом, созданным по бельгийскому законодательству, принадлежит его членам. Штаб-квартира находится в Ла-Юльпе (Бельгия).
Членами SWIFT являются более 11 тыс. финансовых организаций в более чем 200 странах мира, в том числе 557 банков и около 1000 корпораций. Средний оборот — более 30 миллионов сообщений в день.
[25] Одним из инициатором отказа от расчетов в долларах США и евро был ливийский лидер Муаммар Каддафи, который еще в 1999 г. призывавший арабские и африканские страны к созданию панафриканской валютной зоны и переходу на расчеты в единой валюте – золотом динаре.
В 20002 г. Каддафи совместно с малайзийским премьер -министром Махатхир Мохамадом стали инициаторами о введении валюты стран персидского залива – золотого динара. Эту идею первоначально поддержали Иран, Судан, Бруней, Индонезия, ОАЭ, а затем и Египет. Формально поддержал идею тогдашний директор МВФ Доминик Стросс Кан, за что и лишился своего высокого поста.
В результате, благодаря личным усилиям Махатхира Мохамада, проект золотого динара получил реальное воплощение. В ноябре 2001 г. в Дубае состоялась церемония официального введения в обращение золотого динара (весом 4,25 г) и серебряного дирхама (весом 3 г).
Планировалось, что золотой динар будет введен в оборот в 2003 году, а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире.
В настоящее время в системе расчетов с использованием золотого динара участвуют Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней, Иран, Бангладеш, Йемен, Мальдивские острова и др.
Попытки использовать золотой динар в расчетах мусульманских стран — членов ОПЕК наталкиваются на активное противодействие со стороны МВФ, деятельность которого фактически контролируют США.
[26] Возможные названия единой валюты стран Персидского залива: «динар», «риал», «джуман» (в переводе с арабского — жемчуг) и некоторые др.
[27] https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10948382
[28] «The Economist», October, 2022
[29] Казанская декларация БРИКС 23 октября 2024 г. BRICS INFORMATION PORTAL: infobrics.org с. 21
[30] Казанская декларация БРИКС 23 октября 2024 г. BRICS INFORMATION PORTAL: infobrics.org с. 5