Сенатор от Читинской области Виталий Вишняков считает, что в отличие от нижней палаты, где раз в четыре года законодатели забывают про все, чтобы ринуться в предвыборные баталии, верхняя палата действует на постоянной основе. Над ней в отличие от правительства не висит дамоклов меч возможной отставки. В то же время – налицо явный дефицит системности и планирования законотворческого процесса. Но системной оценки (и переоценки) действующего нормативного поля, а также общей стратегии развития нет.
Председатель комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Геннадий Бурбулис заявил 3 июля, открывая заседание «круглого стола», посвященного исследованию возможностей мониторинга правоприменительной практики, что Россия сегодня является «страной безудержного нормотворчества», а мы все стали заложниками потребности творить новые законы, слабо представляя возможности их применения. Сегодня даже доктора различных наук и профессора очень уважаемых институтов не могут предложить ни связной методики, ни даже критериев оценки того, как «работают» те или иные законы. Предпринимаются разве что отдельные попытки. Например, в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры.
Как рассказал первый заместитель директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Владимир Лопатин, сотрудники НИИ разработали систему оценки эффективности статей УК н выяснили любопытнейшие вещи; например, в области борьбы с терроризмом наиболее эффективными оказались статьи, предусматривающие ответственность за захват заложника и угон судна. Худо-бедно, работают такие «составы», как похищение человека и организация незаконного вооруженного формирования. А вот 205-я статья, которая преследует за собственно терроризм, оказывается, практически бесполезна.
Заместитель министра юстиции Вячеслав Евдокимов сообщил, что в правительстве озабочены проблемой реализации законопроектов: его ведомство, которое формирует ежегодный план законотворческой работы правительства, в этом году не принимает от ведомств «заявок» на 2003 год, если в комплекте с концепцией законопроекта не идет план программы по его реализации.
Сенаторы полагают, что необходим единый федеральный центр анализа, прогнозирования и экспертизы законотворческой деятельности.
«Законодатели хотят управлять процессом» – Анастасия Корня, Время МН, 04.07.2002