Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
25 октября 2023
894

Современная миссия науки

 

Научные достижения и успехи во многом зависят от государственной стратегии. Если науке не выделяются материальные и финансовые средства, достаточные для полноценных фундаментальных и прикладных исследований, то она, конечно же, обречена на деградацию. Каких практических результатов можно ожидать от исследований, если государство на земле русской не выделяет, например, по 100 тысяч долларов в год на одного учёного, как это делается на Западе. Такие немалые деньги нужны, например, биологу на проведение эксперимента, на реактивы, приборную технику, на инфраструктуру, зарплата же в эту сумму не входит.

Сколь высоко ни ценили бы себя российские учёные, наивно считать, что, получая для тех же исследований в десять, а то и в сто раз меньше, можно конкурировать в науке с другими странами. Талант и умственные способности исследователя, конечно же, в какой-то мере компенсирует отсутствие материальных и финансовых средств, но не всегда и не настолько, чтобы быть успешным в науке. Талантливый учёный на сегодняшний день должен быть не только опытным и профессиональным исследователем, но и хорошим менеджером, как это сейчас модно говорить. Его научный интерес к дальнейшему познанию окружающего мира может реализоваться только лишь как у продюсера и режиссёра кино, которым нужны деньги, нужен творческий коллектив, нужно знать и прогнозировать, будут ли востребована его интеллектуальная продукция…

Влияние государства на науку далеко не всегда ограничивалось и ограничивается только товарно-денежными отношениями, нацеленными на конечный результат с практическим выходом. Известны случаи, когда государственные чиновники высокого ранга, не обладавшие в полной мере ни фундаментальными, ни профессиональными знаниями, вмешивалось во внутренние дела науки, что приводило к печальным и трагическим последствиям для учёных и науки в целом. Один из характерных примеров такого чиновничьего вмешательство – объявление кибернетики и генетики лженауками, которое сопровождалось незаконным преследованием и репрессией выдающихся российских учёных. Конечно же, подобные грубые вмешательства невежественных блюстителей власти, граничащие с преступлением, сдерживают развитие разных отраслей науки и нарушают сбалансированный ритм работы её огромного и сложнейшего механизма организации и управления.

Воздействие науки на государство и общество гораздо сложнее и не всегда однозначное с точки зрения разумной целесообразности. Чтобы снять с себя ответственность, государственные властители стремятся ни одно важнейшее решение не принимать без участия учёных. Поэтому правительства обрастают всякого рода научными комитетами, комиссиями, советниками и консультантами. И таким положением вряд ли можно восхищаться: демократия в управлении наукой нередко становится своеобразной ширмой, ведь советниками, особенно в государстве Российском становятся люди, о научных достижениях которых знают лишь весьма ограниченный круг приближённых товарищей, а лукавые советы и небогатый интеллект выводит их на чистую воду. Многим достойным учёным, своими трудами внёсшим весомый вклад в отечественную и мировую науку и ставшими лауреатами государственных премий, не находится места в тесно сплочённых межправительственных рядах. А плачевный результат таких, якобы научно обоснованных государственных решений на земле русской всем известен – кризис не только науки, кризис не только образования, но и всех других сфер деятельности человека, включая экономику, превратившуюся в сырьевую и цифровую, лишённую основной её составляющей – производства отечественной промышленной продукции.

Естественно-научные достижения в значительной степени определяют развитие современного общества во всех цивилизованных государствах. Существенный прирост валового внутреннего продукта в развитых странах обеспечивает разработка наукоёмких технологий, которые зарождаются в недрах естественно-научных исследований. За последние десятилетия созданы уникальные устройства и приборы, нашедшие широкое применение и позволяющие совершенствовать технологии разного производства, например, увеличивать быстродействие и объём память компьютеров многих модификаций – от мощных вычислительных комплексов до портативных смартфонов, или компьютеров в кармане. Объём научной информации с каждым годом неуклонно и стремительно растёт. Совершенствуются и информационные технологии. Расширяется и их спектр практических приложений.

 Казалось бы, во всём мире наука продолжает успешно развиваться. Почему же в наше время растёт скептицизм по отношению к науке, особенно в нашей стране. Научно-исследовательская работа всё меньше и меньше привлекает молодёжь. Во многом это – прямое следствие тех поспешных и ошибочных стратегических решений, которые принимаются на государственном уровне без серьёзного научного анализа и без должного логического обоснования. Другая причина кроется в самой науке, хотя и вытекает из государственной стратегии развития общества: в последние десятилетия изменилась мотивация к научно-исследовательскому труду: получение грантов, высоких званий и научных степеней стало более значимой целью, чем поиск естественно-научной истины и получение новых научных результатов с практическим применением.

Если мысленно вернуться в 1960-е годы, когда наука во всём мире была на подъёме, а учёные были в почёте, то станет ясно, что она во многом не смогла оправдать возлагаемых на неё больших и радужных надежд. В то время общество ожидало, что благодаря научным достижениям в ближайшие десятилетия основные проблемы человечества будут решены. Такие ожидания формировались как в недрах самой науки, преимущественно фундаментальной, так и в значительной степени в околонаучной среде, включающей фантастику. Что же мы имеем в конечном итоге? Во-первых, многие научные идеи, практическое осуществление которых казалось тогда не за горами, так и остались в области гипотез и фантастики. К ним относятся гравитационные волны и антигравитация, погружение человека в анабиоз, укрощения старения, возможность использования антивещества для производства энергии, искусственный интеллект и другие. Во-вторых, разрабатываемые технологии, вполне доступные с позиций фундаментальной науки второй половины прошлого века, до сих пор не позволили создать работающие термоядерные электростанции, пилотируемый планетолёт с ядерным двигателем, гиперзвуковой пассажирский самолёт и многое другое из области фантастики. Уже в течение более полувека некоторые исследователи-оптимисты осмеливаются прогнозировать одно и то же: до их создания остаётся «несколько десятилетий». В-третьих, оказались давно «замороженными» проекты, основанные на хорошо освоенных технологиях: полёты человека на Луну и на Марс, массовое производство поездов на магнитной подушке.

Не следует забывать, что осуществление многих фантастических идей требует чрезвычайно больших затрат материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Кроме того, некоторые заманчивые гипотезы, наряжаясь в математические одежды, претендуют на роль фундаментальной научной теории и финансируются за счёт обретённых чудесным образом грантов.

Несмотря на многие изъяны и недостатки в организации науки во всём мире и особенно в нашей стране, она всё же продолжает развиваться, хотя и темпы роста научного знания явно замедлились, особенно, в последние годы и десятилетия, и одна из основных причин такого замедления – заметное сокращение государственного финансирования. Например, доля расходов НАСА в бюджете США, включающем немалые средства на науку, в настоящее время примерно в 10 раз меньше, чем в 60-е годы прошлого века. В результате такого значительного сокращения освоение Луны отложено почти на полвека: полёт человека на Марс, который планировался сначала в 1969, а потом в 1982 г., как предполагается сегодня, станет возможным не ранее 2025 года. Некоторые известные учёные в области космонавтики и в других естественно-научных отраслях, профессионально владеющие своим делом, вполне обоснованно считают, что с точки зрения объективной необходимости проведение таких дорогостоящих работ в дальнейшем нецелесообразно.

Многие здравомыслящие и просвещённые люди начинают постепенно осознавать, что прежние цели: полёт человека на Марс, дальнейшее освоение Луны и космического пространства в целом, создание гипотетической термоядерной электростанции, сооружение всем миром ускорителей-гигантов и другие, не оправдывают вложенных на их достижения баснословных материальных и финансовых средств с привлечением огромных интеллектуальных ресурсов. Вполне очевидно, эти и подобные им фантастические цели не отвечают в полной мере насущным земным запросам и потребностям каждого человека и человечества в целом.

Какие же цели могла бы оправдать новая миссия науки? Очевидно, вновь поставленные цели должны быть мобилизующими и отвечать жизненным интересам каждого человека и общества в целом. Одна из таких важнейших целей –  сохранение биосферы в естественном состоянии для нынешних и грядущих поколений.

Для достижения такой благородной цели необходимо на научной основе, сохраняя всё лучшее из прошлого, решить непростые, но практически значимые задачи:

 – наладить высокотехнологичное промышленное производство с минимальным потреблением природных ресурсов и ограниченным воздействием на окружающую среду;

– организовать сбалансированное и высокопродуктивное сельское хозяйство с сохранением плодородия почвы;

– внедрить экологически чистое производство электроэнергии, максимально используя природные источники тепла и света;

– организовать повсеместно на государственном уровне защиту окружающей среды.

Без решения этих и других земных задач, практически значимых, биосфера будет по-прежнему деградировать, а вместе с ней будет и вымирать человечество. Не только учёные, не только все благомыслящие и просвещённые люди, но и государства, должны осознать такую исключительно важную миссию науки. И тогда станет вполне возможным новый триумф отечественной и мировой науки.

         Библиографические ссылки

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.      

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.     

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

России. М.: ООО «Традиция», 2018.

Карпенков Степан Харланович                                                

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован