Парламентская республика, по его словам, в наших условиях невозможна, во всяком случае в обозримом будущем. Почему?
Лидер крупнейшей российской партии - надежды и опоры власти -объясняет это без обиняков. Парламентская модель предполагает наличие "зрелой партийной системы, при которой ведущие партии обладают устойчивой массовой поддержкой избирателей, развернутыми политическими программами, кадровым потенциалом, достаточным для формирования в любой момент дееспособного правительства". Но до такой зрелой партийной системы, по мнению Грызлова, еще далеко.
Примечательно, что этот неутешительный вывод прозвучал в выступлении спикера на состоявшейся в Петергофе конференции, посвященной 100-летию царского манифеста о создании Государственной думы. Сановники Российской империи, разрабатывавшие проект манифеста Николая II, вряд ли предполагали, что и через сто лет парламентаризм в России не выйдет из зачаточного состояния. Уничижительное заявление о незрелости партийной системы выглядит особенно интересно, если учесть, что "Единая Россия" насчитывает в своих рядах почти миллион партийцев, среди которых едва ли не все представители властной вертикали. А получается, что и "единороссы" не обладают ни массовой поддержкой, ни развернутой политической программой, ни кадровым потенциалом, ни способностью сформировать дееспособное правительство.
Только вот зачем тогда нужна такая партия власти без власти и не дозревшая за сто лет российского парламентаризма до кондиции Госдума? Так, может, проще забыть о неудавшихся экспериментах с развитием парламентаризма и вернуться к самодержавию?
Жеребенков Евгений
Итоги, No041, Стр. 12
2005-10-10
http://gryzlov.ru/index.php?page=smi&id=218