Государственная власть придумала, как успокоить бизнес после дела ЮКОСа. Предпринимателям предложено поучаствовать в подготовке законопроекта, в котором будет написано, чем оптимизация налогообложения отличается от злостного уклонения от уплаты налогов.
Администрация президента в середине мая объявила тендер для тех, кто готов предложить определение понятий "налоговая оптимизация" и "уклонение от налогов". Разделить эти понятия, решив тем самым одну из самых больных проблем российской налоговой системы. У участников осталось немногим более двух недель - уже 1 июля прием заявок закончится, а к концу месяца будет назван победитель. Он получит приз в размере 300 тыс. рублей и право на равных с чиновниками участвовать в создании едва ли не главного законопроекта налоговой реформы.
Власти еще не знают, что получится в результате - то ли поправки в Налоговый кодекс, то ли отдельный законопроект. "Мы не ждем, что участники тендера напишут готовый закон. Пока мы просто хотим собрать всю информацию и разобраться в проблеме", - говорит референт экспертного управления администрации президента Станислав Воскресенский.
Предложения бизнеса пошли, как говорится, косяком. Многие участники рынка возжелали донести до президента свое видение процесса оптимизации. Понятно: любая фирма или компания так или иначе старается уменьшить долю выплат в казну, но после дела ЮКОСа никто не знает, посадят за применяемые схемы или пока подождут. Также понятно, что читать все подряд чиновники не будут. Во-первых, это просто невозможно успеть до конца месяца. А во-вторых, две основные концепции уже положены на стол президента. Их авторы - немецкая юридическая компания Haarmann, Hemmelrath & Partners и российская "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Немецкий путь
Одно из главных условий тендера - концепция должна быть написана с учетом традиций германского законодательства. Сами немцы считают, что их законодательство могло быть попроще. "Я слышал, что половина издающейся в мире литературы по налогообложению посвящена германскому налоговому праву, - говорит партнер компании Haarmann, Hemmelrath & Partners Герд Ленга. - Если это корректная цифра, она означает, что наша система слишком сложная и юристам приходится уделять очень много внимания именно налогам".
Не менее сложная англо-американская модель права российским чиновникам почему-то сразу не понравилась. Она основана на прецеденте: частные случаи диктуют общие правила, которыми и руководствуется суд, вынося решения по спорным вопросам. При англо-американском подходе компании имеют поле для маневров: ведь каждый конкретный случай индивидуален, и разные компании могут по-разному его трактовать. В отличие от этого в Германии все спорные вопросы урегулированы в законодательстве. Немцы более строго, чем сторонники англо-американского права, подходят к вопросам трактовки законов. И в отношении нынешней российской налоговой системы они настроены весьма скептически: слишком агрессивно, по их мнению, российские компании пользуются схемами по оптимизации налогообложения. "Нам кажется, что такой (немецкий. - "Профиль") подход для России более приемлем", - считает Станислав Воскресенский.
В представленной президенту Владимиру Путину концепции немецкая компания Haarmann, Hemmelrath & Partners предлагает простую систему работы со схемами оптимизации налогов. Во-первых, в будущем законопроекте немцы хотят скрупулезно описать все действующие и известные российским налоговикам схемы - легальные и не очень. То есть бизнес будет знать, что можно делать, а что не дозволяется. Компаниям же, которые придумают и захотят применить некую новую схему, придется обращаться к ближайшему налоговому инспектору. Чтобы тот, поразмыслив недельку-другую, вынес окончательный вердикт. Он или отклонит предложение, или официально его одобрит. В последнем случае, если позже государству эта самая схема покажется подозрительной, компанию попросту нельзя будет засудить: индульгенция с печатью налогового органа станет главным козырем в подобном деле.
На самом деле это совсем не ново. Такой метод работы с налоговиками российские предприниматели предлагали правительству несколько месяцев назад, когда обсуждались поправки в первую часть Налогового кодекса. Но замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что получение подобных "справок" от налоговиков будет только способствовать коррупции. И в окончательный вариант поправок предложение не вошло. Маловероятно, что финансовые власти и на сей раз поддержат эту идею. Однако бизнес готов привести аргументы и против системы множественных проверок компании, предложенной правительством взамен консультаций, - ведь с проверяющим инспектором так же просто "договориться", как и с тем, к кому приходят за советом.
Предложение юристов компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" мало отличается от немецкого варианта. Партнер компании Сергей Пепеляев предлагает будущий законопроект разделить на три части. В первой будут перечислены действия налогоплательщика, совершив которые он станет по умолчанию считаться уклонистом. Во второй части, посвященной налоговикам, необходимо объяснить, при помощи каких инструментов им надо доказывать уклонение от налогов. И наконец, в третьей части законопроекта будут рассматриваться частные случаи оптимизации налогов - проблемы трансфертного ценообразования, двойного налогообложения и, например, деятельности иностранных компаний на территории России.
Русский путь
Главное опасение противников тендера заключается в том, что российский менталитет не позволит использовать "немецкую" модель налогового права. "Реальность такова, что ограничиться предлагаемым идеальным подходом нам не удастся, - говорит зампред бюджетного комитета Госдумы Игорь Игошин. - Ведь у нас, как правило, получается так, что закон еще не написан, а пути его обхождения уже продуманы".
Пока большая часть российских предпринимателей уверены: в стране есть лишь один способ свести уклонение от уплаты налогов к минимуму. Теоретически решить эту проблему раз и навсегда могло бы снижение налоговых ставок и что-то вроде амнистии для тех, кто когда-то вовсю пользовался схемами, а теперь хочет быть "белым и пушистым". "Нам пора изжить формулу сталинского вертухая: "Вы должны бегать, а мы вас ловить", - считает руководитель комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Олег Киселев. По его мнению, для того, чтобы прекратить игру в "кошки-мышки", у государства есть единственный выход - снижение налоговых ставок. "Исходя из того, что нас потом могут обвинить во всех грехах, мы отказались от тупого лоббирования снижения налогов, - говорит Олег Киселев. - Но снижать ставки все-таки надо".
Однако ставки налогообложения в России вовсе не самые высокие в мире. Умудренные опытом иностранцы считают, что такой подход ни к чему не приведет. И размер налога в принципе никак не влияет на стремление компании его избежать. "Мне очень бы хотелось верить, что простая налоговая система с низкими ставками налогов позволит избавиться от проблемы уклонения, - говорит партнер британской компании Chown Dewhurst Джон Чоун. - Тем не менее практика доказывает обратное. У нас, к примеру, был клиент, который, устав от "ужасов" британской налоговой системы, перевел офис в Гонконг. Пару лет казалось, что компания наслаждается новым режимом. А потом они неожиданно появились в нашем офисе. И спросили, можем ли мы придумать, как сократить их непомерную налоговую нагрузку".
http://www.profile.ru/items/?item=11741
No22(436) от 13.06.2005
Екатерина Выхухолева