Негреев: Коллеги, и последний вопрос: какими могут быть последствия этих выборов? Предлагаю всем высказаться в свободном режиме.
Щукин: Можно я похвалю "Единую Россию"? Я не соглашусь с Юрием Георгиевичем по Кузбассу. Почему в Кузбассе такой хороший результат у "Единой России"? У нас там есть организация - наш результат 7,48%, а у коммунистов - 7,185, ниже нас. Там работа идет. И я говорю, что самая большая ошибка коммунистов в том, что в 1996 году надо было Зюганову уйти, а поставить Тулеева, тогда бы эта партия сейчас была "ой-ой-ой". Я хочу жить в Кузбассе. Если будет работа, я хочу жить там. Там самая серьезная проблема - взрывы на шахтах. Там есть социальная политика, продукты дешевле, зарплаты выше. Там культура, спорт есть. У нас этого ничего нет.
Негреев: Андрей, последствия этих выборов.
Щукин: Если "Единая Россия" не исправится, у нее будет пусть КПСС. Если она будет слушать оппозицию, воспринимать конструктивную критику и делать то, что предлагается, эволюция будет. Поступательное движение вперед, укрепление государства, и на международной арене, и улучшение жизни граждан. Постепенное. Если кто-то говорит, что сразу мы станем богатыми, то врут.
Сафронов: Я сначала реплику по предыдущей теме. Уважаемые коллеги, в крае насилие было на самом высоком уровне. Могу привести пример. Дмитрия Чекалина арестовали, он просто ехал, вез газету "Правда", которая зарегистрирована в избирательной комиссии. Говорили: поедем в отделение. Он сел в машину, они его не отпускают. Вызвали подкрепление. Его из машины вытащили, наручники, лицом об землю. Все было.
Небальзин: Но у нас меньше было.
Сафронов: Вам что массовые аресты нужны? А в Кузбассе, извините, я лично много лет знаю господина Тулеева. Нину Останину, лидера кузбасских коммунистов, которая была начальником штаба Тулеева на выборах в губернаторы, Тулеев мочил ее на каждом углу. У нас в администрации внизу стоит милиционер, а к Тулееву заходишь, у него в приемной стоит омоновец с автоматом. Я говорю: Аман, ты что? А он: на меня покушения постоянные. Так что, там демократия байская, отвратительная. Да, там уровень экономики...
Щукин: Желудок зато сытый. Народу надо, по пирамиде Маслоу, нижний уровень сначала обеспечить.
Сафронов: Этот вопрос мы оставили последним, а он самый существенный. Я думаю, при той ситуации, как шли выборы, при позиции главы администрации края, направленной на усечение демократических институтов, в том числе роли краевого Совета депутатов, при той ситуации, как все это решалось, это будет авторитарная совершенно система. Если не будет сделано определенных корректив, нас ничего нормального в крае не ждет. Вся критика, даже доброжелательная, воспринимается сегодня в штыки, и это за правило взяли сегодня все чиновники, и замы главы администрации, и все структуры. Я это знаю изнутри. Если сегодня мы эту цепь не разорвем, краю в перспективе ничего доброго не светит.
Единственно, что я здесь вижу положительного, раз они заявили, что берут на себя ответственность за положение в крае, в стране, ну давайте посмотрим. Четыре года не такой уж и длинный исторический промежуток. Давайте посмотрим, как их слова будут расходиться с делом, потому что ситуация ясная. Вы взяли власть в стране, предлагайте программу обществу и выполняйте. К сожалению, нет программы, нет компаса, в какую сторону. В этом опасность. Общественности этот пробел надо заполнять - дискуссиями круглыми столами, предложениями.
Шашкова: Может, немножко провокационная фраза, но мне кажется, что последствия этих выборов - никакие. Почему? Потому что мы получили Государственную Думу, которая фактически делегирует свои полномочия президенту. То есть, она способна соглашаться с теми предложениями, которые есть. Мне кажется, что говорить о последствиях этих выборов надо не сегодня и даже не завтра, а после президентских выборов. Вот тогда станет понятно, какую роль они сыграли в развитии этой политической ситуации.
Андреев: Мне кажется, что итоги этих выборов следующие. Россия окончательно встала на византийскую форму правления, когда первое лицо власти напрямую обращается к народу, минуя элиту. И это было продемонстрировано в ночь со второго на третье декабря, когда партия, которую он якобы возглавил, была им же проигнорирована. Путин даже не поздравил Грызлова. Было напрямую обращение к народу: народ, спасибо. Это очень нехорошая тенденция, и последствия выхода из таких тенденций всегда революционные, причем не всегда в сторону демократии.
И я не соглашусь с Ярославой. Они создали ситуацию, когда есть два сценария. Первый, Путин уходит в парламент и возглавляет его. Тогда меняется Конституция и меняется форма, Россия становится парламентской республикой, и тогда появляется шанс, при всем моем негативе и к партии, и к ее лидерам, для парламентской республики, которая, я считаю, более подходит для такой большой страны как Россия. И второй вариант, когда Путин не возглавляет парламент и пытается формировать систему приемника, эта ситуация может привести к кризису как минимум, и в последствии - к коллапсу.
Шашкова: Маленькая реплика. Я не вижу противоречий, потому что те сценарии, о которых сейчас говорил Сергей, это выход из ситуации после президентских выборов. Все-таки до президентских выборов он вряд ли пойдет сейчас в парламент.
Сафронов: Есть и вариант, что пойдет в парламент и потом пойдет на третий срок.
Гончаренко: Я тоже согласен с тем мнением, что эти выборы были прелюдией к мартовским выборам. И все давление было связано с этим. Что касается заявления Виталия Александровича о том, чтобы дать возможность посмотреть, что будет через четыре года, я вас уверяю - "Единая Россия" найдет потом крайних, кто им мешал. Это закон жанра - авторитарного режима. Поиск внешнего и внутреннего врага. Они всегда оправдаются.
У нас в канун дня голосования запретили ролик Явлинского. Я процитирую из этого ролика: "Не бойтесь того, что окажетесь в меньшинстве. Это не стыдно. Стыдно быть в стаде". К сожалению, страна уходит, уходит назад. И уходит не куда-то в брежневские времена, а куда-то более похоже на сталинские времена. Я не случайно здесь сказал, что я хотел бы, чтобы Путин был лучше Сталина. И конечно, очень тяжелое ощущение чувствовать себя иностранцем в собственной стране. Так что, сталинские времена. Народ этого еще не видит. Мы пытались ему сказать об этом, но народу, к сожалению, сегодня этого не надо.
Небальзин: У меня тоже взгляд пессимистический на развитие нашей ситуации. И, конечно, это явилось прелюдией к президентским выборам. Все-таки, я думаю, что будет преемник. Зубков или кто-то другой, кого мы выберем.
Все же базируется у нас на экономике. И сейчас нет альтернативных взглядов, нет в Думе партии, которая могла бы что-то сказать. Все это зависит от экономики. Экономика у нас сейчас концентрируется в одних руках, то есть государственный монополизм. Сейчас создаются государственные корпорации. Госкорпорации, в отличие от министерств, не прозрачны, они никем не контролируются, президентом назначается руководитель и все. Они накапливают какие-то непрофильные активы, типа "Газпрома", который купил "Эхо Москвы", НТВ и кучу всего, что не приносит им прибыли. Еще увеличивается количество чиновников - за восемь лет на 600 тысяч увеличилось. Это все идет дальше. Цензура в СМИ, рост коррупции.
Они сейчас до последнего будут держать рост цен, а к весне, в марте, цены прыгнут в два-три раза. Потому что держать их уже невозможно будет. Мы весной получим большие протесты. Мы с ним (Гончаренко) первые выведем народ, не коммунисты даже первые.
Сафронов: Без нас вас мало.
Овчинников: То, что эти выборы были прелюдией к президентским, всем понятно. Но пропорциональная система распределения мандатов неизбежно приведет к внутрипартийной склоке. Потому что лидер понимает, что та группа, которую он вокруг себя создаст, эта кучка и будет решать по президенту. А президент будет избран, и они захотят быть близко к нему. И второе, согласен с Небальзиным, потому что с 1 января повышаются тарифы. И президент это знает, и поэтому сценарий на сегодня ухода президента не исключен. Для того, чтобы в марте выйти на выборы президента. И этот вариант уже политологами просчитывается.
Партия "Патриоты России" и "теневое правительство" посчитали, что в апреле-мае, крайний срок - сентябрь, стране грозит серьезный экономический кризис. Все предпосылки для этого есть. И какая партий возьмет на себя ответственность за это, тут уже вопрос.
Чернышов: Мне кажется, если предельно просто ситуацию обрисовывать, то сейчас сложился клан: силовики и олигархи. Сращивание государственных структур и бизнеса. Они ни за что не хотят оставлять власть, потому что знают, что слишком многое потеряют и слишком серьезные будут последствия.
Эти выборы отчасти дали результат, который ожидался, отчасти - нет. Не прошел результат с этим "референдумом", но зато получено прочное конституционное большинство, и теперь совершенно спокойно можно будет менять Конституцию в том направлении, в котором нужно. И, наверное, это будет делаться.
Но, к сожалению, происходит все больший отрыв этой верхушки от реальных настроений избирателей. И мы видим на протяжении всей избирательной кампании все более неадекватное поведение.
Я бы еще хотел отметить, делегитимизацию выборов и вообще институтов власти в глазах многих избирателей, причем активных, социально просвещенных избирателей. Потому что среди тех, кто не пошл на выборы, много именно таких людей. Они говорили, что не хотят участвовать в "игре с наперсточниками", грубо говоря. Они заранее знали, что будет давление, будут подделки. Он не доверяют выборам, они не участвуют, и они имеют полное право сказать: эта власть не моя. И в этом большая угроза - в разрыве между значительной частью населения и властью, которая пытается удержаться.
Можно отметить все более частое использоавние силовых методов в политической борьбе. Видели, наверное, картинки, где ОМОН, который сейчас великолепно оснащен, и на одного "несогласного" выводят по десять омоновцев. Совершенно неадекватная реакция. Видимо, готовятся к каким-то более серьезным событиям. Это тот сценарий, который крайне не желателен для России. Если власть будет продолжать тупо продавливать свою политику, не учитывая настроения масс, то это может плохо кончиться. Но есть и определенна надежда, что все-таки будет диалог и компромисс. Времена другие, я не думаю, что у нас повторится сталинизм. Другая страна, другой мир, другие люди выросли за это время, которых не так просто загнать в стадо и заставить ходить строем. Все от нас зависит, не надо опускать руки.
Негреев: Спасибо. Геннадий Петрович, пожалуйста.
Шейда: Главный вывод и главное последствие этих выборов, мне кажется, будет дальнейшее снижение роли представительных органов. Это будет происходить и на федеральном уровне, и на региональном. Вы. Наверное, вчера слышали заявление Владимира Вольфовича (Жириновского). А, как известно, именно он озвучивает тайные планы власти. Он заявил, что нам не нужен Совет Федерации.
Щукин: Он об этом говорит уже десять лет. Он, действительно, не нужен. Совет Федерации это только деньги на ветер.
Шейда: И говорит, что нам не нужна такая Дума, давайте двести человек оставим. И снижение роли демократических институтов. Хорошо, что у нас такой круглый стол проходит, сама общественность собралась. Я вчера звонил Лебедеву, председателю Общественной палаты Кемеровской области. Он сказал, что у них это просто невозможно.
На этих выборах власть отработала мобилизационную схему. Очевидно, что власть не вполне уверена в результате президентских выборов, поэтому такая схема была апробирована. К сожалению, теперь нет сомнений, что она будет реализована и в марте.
Сафронов: Я в порядке предложения. Есть угроза того, что этот негативный опыт использования административного ресурса уже сейчас готовится для использования на президентских и местных выборах. Это очень опасно. По поводу Думы мы сейчас можем только рассуждать, паровоз уже ушел. Я думаю, есть реальная возможность как-то этот процесс затормозить здесь, в крае. И если мы действительно видим эту серьезную опасность монополизации власти, попытки сократить зону влияния общественности... Вот Общественная палата, скажите мне, что она? Я наслышан, что Владимир Филимонович Песоцкий собирается уйти из нее, другие написали заявления, потому что ее превратили в "подушку", которая глушит общественное мнение. В то же самое превращается сейчас краевой Совет и другие структуры.
Поскольку здесь все оппозиционные партии, не входящие в блок "Единой России", давайте думать, как прозрачнее провести выборы в краевой Совет. Тем более, что половина пойдет по партийным спискам, половина по одномандатным округам. Я знаю, что сейчас огромные суммы берутся на округа, примерно равные тому, что мы на предстоящих выборах израсходовали на весь край. Поэтому давайте советоваться, мы готовы к совместным действиям. Хотя бы по одномандатным округам, где мы действительно выдвигаем абсолютно независимых людей, которые могут отстаивать позицию партии и людей, которые стоят за ней. Давайте консолидироваться. Ведь трагедия краевого Совета состояла в чем? Назарчук написал заявление, с одной стороны, потому что не согласен с тем, что Карлин ему сказал: ты должен на два шага сзади меня ходить. Назарчук говорит: я так не могу, ни два впереди, ни два сзади, мы должны одинаково идти. Мы понимаем, к чему это все клонится. И когда возник вопрос о переименовании (крайсовета), по существу, отдать власть исполнительной власти, сам Александр Богданович звал и спрашивал: ты почему не проголосовал "за". Катаманов, директор одного из лучших краевых хозяйств, весь край его хвалил, когда они первое место на выставке в Чите заняли. И стоило Катаманову на первой сессии воздержаться, даже не "против" проголосовать, последовали санкции: сына уволили с работы, две ревизии. И он на заседании фракции нам говорит: а как мне быть, мою "контору" закрывать? Наш Овсиевский, коммунист, говорит: позвали, сказали, что школу задавят, сами учителя тебя выкинут. Это же страшное дело, позор. Эти ребята очень жесткие, и сегодня готовы на крайние меры.
Негреев: Коллеги, спасибо всем большое, что откликнулись. Стенограмма дискуссии будет опубликована на сайте ПолитСибРу.
Круглый стол ПолитСибРу прошел 6 декабря 2007 года.
Ссылки:
Стенограмма круглого стола ПолитСибРу "Итоги выборов в Госдуму пятого созыва". Часть I
17 декабря 2007 г.
http://polit.sib.ru/analytics/index.php?id=21323&print=on