Вопрос: Ваша встреча с К.Райс была, очевидно, одной из последних в период пребывания ее в должности Госсекретаря США. Были ли какие-то личные нотки, и что вы сказали друг другу на прощание?
Ответ: Это была не последняя, а очередная встреча с Госсекретарем США. Мы еще будем иметь возможность провести рабочие контакты с К.Райс, в том числе в рамках предстоящего в Перу саммита АТЭС, которому будут предшествовать министерские заседания.
Я доволен разговором. Прежде всего, хочу сказать, что по нашему общему ощущению, необходимо в оставшееся до смены администрации в Вашингтоне время сконцентрироваться на выполнении тех договоренностей, которые были зафиксированы в апреле этого года в Сочинской декларации Президентов России и США. Мы согласились, что в этом плане важны два момента.
Первое. Принципы, закрепленные в данном документе, заключаются в том, чтобы вести дела на равноправной основе с учетом интересов друг друга, и не умаляя имеющихся расхождений по тем или иным вопросам, не делать их тормозом для взаимодействия в тех областях, где наши интересы совпадают. В этой связи, конечно, напомнил Госсекретарю о том, что Соединенные Штаты после кавказского кризиса в августе с.г. предприняли инициативные шаги по замораживанию ряда направлений двустороннего, да и многостороннего сотрудничества, в частности, в рамках "Большой восьмерки". Нашел отклик со стороны К.Райс тезис о том, что необходимо все эти направления взаимодействия возобновить. Будем надеяться, что это материализуется в практические дела.
Второе, что хотелось бы отметить относительно нашего понимания важности следования Сочинской декларации, - это те направления сотрудничества, которые в ней обозначены. У нас есть ощущение, что можно продвинуться по целому ряду направлений, обозначенных в Сочи двумя Президентами, еще до истечения срока полномочий администрации Дж.Буша. Это касается борьбы с терроризмом и дальнейшей мобилизации мирового сообщества на достижение этой цели, а также вопросов нераспространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. С нашей стороны добрая воля присутствует. Рад, что с американской стороны аналогичное стремление проявлено. Еще хотелось бы выделить четкое понимание необходимости обеспечить преемственность в наших отношениях в контексте смены власти в Вашингтоне. Мы согласились, что именно Сочинская декларация закладывает для этого важную основу, и я почувствовал со стороны Госсекретаря желание и готовность в рамках переходного процесса, который будет иметь место в Америке, содействовать тому, чтобы такое понимание было закреплено в новой Администрации.
Вопрос: Обсуждалась ли тема ПРО, в частности, шла ли речь о размещении ракетного комплекса "Искандер" в Калининградской области?
Ответ: Я не думаю, что Соединенные штаты имеют отношение к вопросам размещения каких-либо комплексов на территории Российской Федерации. Мы обсуждали тему стратегической стабильности и того диалога, который в этой области происходит между нашими странами. Совсем недавно американцы передали нам предложения, которые мы очень долго ждали. Эти предложения направлены на обеспечение транспарентности по всей проблематике противоракетной обороны.
Одновременно они передали предложения о том, как вести работу по проблематике стратегических наступательных вооружений. Договор СНВ-1 истекает в декабре будущего года, и российская сторона уже длительное время предлагает активизировать переговоры по согласованию нового договора на его замену. Это, между прочим, полностью соответствует договоренностям, которые зафиксированы в Сочинской декларации Президентов России и Соединенных Штатов. Мы хотим, чтобы режим контроля над стратегическими наступательными вооружениями не просто сохранялся, но и был модернизирован, приведен в соответствие с новыми реалиями. Пока в полученных от американской стороны предложениях мы не находим тех вещей, которые для этого необходимы. Прежде всего, это касается нашей позиции относительно абсолютной необходимости сохранить контроль по вопросу общего количества ядерных боезарядов и общего количества носителей. При этом, по нашему глубокому убеждению, нужно учитывать перспективные планы Соединенных Штатов, которые создают неядерные боеголовки большой мощности для размещения на стратегических носителях. Документы, переданные нам по СНВ и по противоракетной обороне не дотягивают до тех принципиальных договоренностей, которые были достигнуты ранее на уровне президентов, а также министров иностранных дел и обороны. К.Райс, выслушав наши аргументы, вызвалась дополнительно изучить эту проблематику, и рассчитываем, что какие-то дополнительные подвижки навстречу нашей позиции будут сделаны. Думаю, что до конца этого года сможем провести развернутые консультации по данным вопросам. Естественно, российская сторона имеет свои предложения, и мы будем их продвигать на предстоящих переговорах. Скажу сразу, что и по стратегическим ядерным вооружениям, и по ПРО договоренности, наверняка, будут окончательно согласовываться уже с новой администрацией. Мы обратили внимание на позиции по этим вопросам, которые избранный Президент Соединенных Штатов Б.Обама обнародовал на своем веб-сайте. Они вселяют надежду на то, что мы сможем более конструктивно рассматривать эту тематику в предстоящий период.
Вопрос: Завтра состоится встреча "квартета" с представителями Палестины и Израиля. Насколько она будет полезной на фоне сложной внутриполитической ситуации на палестинской территории и в самом Израиле, и ожидаются ли какие то подвижки в ходе завтрашней встречи?
Ответ: Сегодня за ужином обсуждали эту проблематику с членами "квартета", представителями арабских государств и руководством ЛАГ. У нас есть общая решимость всячески способствовать продолжению палестино-израильских переговоров. Причем делать это в контексте общей задачи достижения в конечном итоге всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования, что предполагает договоренность не только на палестинском, но и на сирийском, и на ливанском треках. Это общая позиция членов "квартета", включая Россию, США, Евросоюз, ООН и Лигу Арабских государств. Мы также убеждены, что, учитывая переходный период, в котором мы сейчас все находимся, имеется в виду и смена администрации в Вашингтоне, и предстоящие выборы в Израиле, и усилия с целью восстановить палестинское единство, нам крайне важно не допустить, чтобы эти перемены негативно повлияли на переговорный процесс. Необходимо обеспечить преемственность этого процесса. И все участники беседы за ужином подтвердили, что важнейшей частью такой преемственности станет Московская конференция, которую мы ориентировочно намечаем на весну следующего года, когда внутренние перемены во всех странах-участниках этого процесса будут завершены. Завтра на встрече "квартета" с представителями Палестины и Израиля этот разговор будет продолжен. Мы заинтересованы в том, чтобы начатый в Аннаполисе на основе решения СБ ООН и соответствующей "дорожной карты" процесс завершился реальными договоренностями, обеспечивающими устойчивый мир. Это, прежде всего, касается всех аспектов окончательного статуса и других вопросов, подлежащих согласованию для создания жизнеспособного независимого палестинского государства, которое будет сосуществовать с Израилем и со всеми остальными соседями в мире и безопасности.
09-11-2008
www.mid.ru