21 апреля 2007
1643

Стенограмма выступления А.А.Кокошина на заседании Социально-консервативного клуба от 21 апреля 2007 года, посвященном развитию в России отрасли высокопроизводительных вычислений (суперкомпьютеров)

Центр социально-консервативной политики
Я очень коротко просто напомню, уважаемые коллеги, что высокопроизводительные вычисления и соответствующая техника, программный продукт - это предмет ожесточенной конкуренции на разных полях в мире уже на протяжении целого ряда десятилетий.
Как ветеран "холодной войны" могу сказать, что в ее годы мы вели не безуспешную конкурентную борьбу с нашим, как называлось тогда, "главным вероятным противником" в оборонной технике, в технике двойного назначения. И заочную, и не заочную. На информационном поле шла ожесточенная борьба, причем далеко не всегда выигрывал наш соперник. Очень часто наши ученые, инженеры, программисты находили такие решения, которые обеспечивали нам высокий уровень защищенности собственной информации, обеспечивали возможность проникновения в их "заповедные кущи", обеспечивали очень высокие параметры, в частности быстродействие необходимого качества принятия решений для различных специальных систем, в частности для системы противоракетной обороны.
Но с тех пор суперкомпьютер превратился из сравнительно узко применимого средства, из экзотики в исключительно важное средство обеспечения национально-экономической конкурентоспособности, оставаясь в то же время одним из краеугольных камней в деле обеспечения национальной безопасности в целом, в ее военном измерении, и, конечно, информационной безопасности. Имеешь ты свой национальный суперкомпьютер или не имеешь - от этого зависит, например, возможность иметь или не иметь собственную систему надежно защищенной информации.
Я думаю, что мало найдется здесь сидящих, кто не понимает, насколько это важно сегодня для корпоративного мира, для государственного управления иметь защищенные каналы информации, ее хранилища.
Мы все сталкиваемся с проблемой того, кто в техническом отношении контролирует Интернет. Кстати, сейчас эту проблему больше ставят Западная Европа, Китай. Поднимается вопрос о том, где находятся основные серверы провайдеров Интернета, и кто их обслуживает, на чьей технической основе они сделаны. Это очень выгодный бизнес - один из самых прибыльных в мире. И ради бизнеса, и ради национальной безопасности Соединенные Штаты предпринимают огромные усилия для сохранения контроля над самыми высокими технологиями, прежде всего над аппаратными и программными решениями, связанными с наиболее производительными и сложными компонентами информационно-коммуникационных систем. И мы знаем, "Оракл", "Сиско", "Сан Майкросистемс", "Ай-Би-Эм", "Хьюлетт-Паккард" - это столпы американского могущества, влияния в мире как в гражданской, так и в военной сфере. По крайней мере, не в меньшей степени, чем "Боинг" или "Макдоннэл-Дуглас".
Для нас сейчас возрождение этой отрасли - высокопроизводительный вычислений, причем прежде всего на основе оригинальных российских решений, а я уверен, что и на основе роста возможностей нашей отечественной элементной базы (это амбициозная задача, но в принципе решаемая - у нас есть серьезные признаки преодоления отставания в этой области), - это один из первейших вопросов обеспечения национальной конкурентоспособности, национальной безопасности.
Сразу же могу сказать, что партия "Единая Россия", наша фракция в Государственной Думе давно и последовательно занимается этим вопросом. Причем и политически поддерживая на всех уровнях, постоянно ставя вопрос перед государственным руководством о развитии отечественных средств в этой области, и добиваясь по ряду направлений увеличения ассигнований на это, соответствующих управленческих решений. - Просто увеличить ассигнования мало, надо обеспечивать, чтобы они попадали в надежные руки.
Сегодня здесь присутствуют те люди, которые на протяжении многих лет делом доказали, что они могут взять на себя ответственность за реализацию соответствующих проектов. Мы сегодня их внимательно послушаем и наметим некоторые контуры решений.
Явно на повестке дня стоит вопрос о каком-то более стройном и четком законодательном нормативном обеспечении, стратегическом планировании развития индустрии высокопроизводительных вычислений в нашей стране. В том числе речь идет о законопроекте. Мы знаем, что ряд стран на Западе имеет такого рода законы, кстати, их реализация курируется там высшим государственным руководством. Поэтому наше сегодняшнее совещание - очень важная встреча, которая позволит нам выработать целый ряд дополнительных мер по развитию этой особо приоритетной сферы для нашей страны, которые мы потом будет реализовывать в деятельности нашей партии "Единая Россия" и нашей фракции.
Сейчас я предлагаю дать слово Владимиру Борисовичу Бетелину - вице-президенту Российского научного центра "Курчатовский институт" по информационным технологиям. Он и мой коллега по Российской академии наук - действительный член РАН. Мы с ним давно сотрудничаем, и я могу сказать, что это один из тех людей, которые спасли в свое время, в 90-е годы, отечественную микроэлектронику. Возглавляемый им коллектив добился ряда уникальных решений в этой области, которые помогли нам обеспечить своей собственной национальной элементной базой военную технику, технику для управления Вооруженными силами и другими силовыми структурами, создать известную среди специалистов систему "Багет".
Здесь не могу не отметить очень важную роль непосредственного научного руководителя Бетелина академия Евгения Павловича Велихова.
...Я хочу несколько скорректировать представление, сколько тех, кто у нас работает на суперкомпьютерном направлении, и как мы можем использовать имеющиеся ресурсы, чтобы выйти на гораздо более высокие рубежи. Во-первых, людей, понимающих, что такое высокопроизводительные вычисления, и работающих в этой области, в нашей стране сотни все-таки, не десятки. Многие из них находятся не только в вузах, в институтах Академии наук, но и в хороших ведомствах. О них не надо забывать, это тоже мощный ресурс, мы с ними взаимодействуем. Наверное, все-таки численность их значительно больше, и в этом наше преимущество перед многими странами. Это первое.
Второе. Конечно, по микроэлектронике у нас отставание было серьезное еще в советское время. Это была проблема и военной техники, и гражданской техники. Но шаг за шагом мы начинаем здесь выходить на новые рубежи. Но самое главное, что благодаря таким институтам, который возглавляет, в частности, Владимир Борисович, еще у нас есть ряд центров, мы все-таки способны разрабатывать собственные архитектуры микропроцессоров. А такой способностью многие страны, далеко продвинувшиеся в освоении техники, не обладают. Это тоже очень важная наша креативная способность, наше конкурентное преимущество.
Не надо забывать, что кое-что нашими учеными, инженерами было сделано и в тяжелейшие 1990-е годы. Тогда из очень небольших средств, что имелись в Минобороны, мы старались поддержать именно тех, кто работал креативно, создавал новое знание в микроэлектронике. Еще больше было сделано в последние годы, особенно когда заработала правительственная Военно-промышленная комиссия во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым.
По вузам. Я считаю, что у нас как минимум десятка полтора вузов, которые могут делать и делают эту работу. Это не только вузы Москвы и Санкт-Петербурга, но и Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Томска, Иркутска, Ярославля и ряда других городов, где есть достаточная критическая масса специалистов, которые могут быть системообразующими центрами подготовки науки, образования и производства.
Теперь о "локомотивах" промышленно-экономического роста. Я согласен с Владимиром Борисовичем, мы не раз обсуждали с ним и с Велиховым тему "локомотивов", и я знаю, что Курчатовский центр провел большую работу. В свое время мы вместе взаимодействовали по строительству платформ для освоения арктического шельфа, и наша борьба продолжается за то, чтобы именно отечественный производитель обеспечивал это развитие. Но я думаю, что мы не можем ограничиться только энергетической сферой. Напомню - сейчас у нас в качестве одного из "локомотивов" формируется Авиапром. "Авиапром" - это один из наших партийных проектов, мы им занимаемся. Мы сейчас активно занимаемся с ведомствами и конкретными руководителями предприятий судостроительной промышленности. Это тоже один из конкретных результатов партии "Единая Россия", что такая программа родилась и успешно реализуется. Кстати, вчера была принята очень важная поправка к закону об уточнении бюджета на 2007 год. Мы добились того, что конкретно целевым образом выделяются ассигнования, и это конкретный результат "Единой России". Не могу не отметить здесь на ЦСКП, что трое нас - Заварзин, Шпорт и я - написали эту поправку, она принята, и эта компания получила стартовые деньги для работы.
Энергомашиностроение, авиастроение, судостроение - вот три уже формирующихся на сегодняшний день локомотива, которые могут и должны вытягивать компьютерную отрасль. Вот эта формула, которую разработали Бетелин и Велихов, считаю, должна быть взята на вооружение. Этот тот механизм, по поводу которого поднимал вопрос Андрей Викторович.

...Я здесь и соглашусь и не соглашусь с Андреем Викторовичем. Дело в том, что попытка ликвидировать общеотраслевую систему управления была предпринята и довольно жестокая. Я это на своей шкуре испытал, когда был первым заместителем министра обороны. У нас было девять оборонно-промышленных министерств в Советском Союзе. В одночасье их все ликвидировали, мы едва спасли только Минатом... А все остальное было демонтировано новой властью. И я как первый заместитель министра обороны имел дело напрямую с тысячами оборонных предприятий (у меня был соответствующий аппарат). И там пошла чехарда: то Минпром во главе с Титкиным, то Госкомоборонпром, затем на несколько месяцев Миноборонпром, потом оборонно-промышленное подразделение Минэкономики и т.д. Так после 1991 года отраслевая система управления была, к сожалению, ликвидирована.

...Одно ликвидировали, а другого не создали. В этом-то вся и суть на сегодняшний день! А нужно было не ликвидировать, а постепенно трансформировать старую систему. В ликвидации проявилось со стороны тех, кто этим занимался, какая-то удивительная управленческая малограмотность, сочетавшаяся с "революционной нетерпеливостью", с какой-то крайней идеологической мотивированностью.
Мне еще в 90-91-м году довелось выработать формулу трансформации нашей оборонно-ориентированной экономики, обладавшей огромной мощью, запасом знаний и возможностями, но имевшей сравнительно низкую экономическую конкурентоспособность, в новую систему за счет создания "локомотивов" экономического роста в ряде отраслей промышленности. И вот сейчас, наконец, мы к этому пришли в создании гигантских холдингов, компаний; и они строятся по отраслевому принципу. Но должны быть и межотраслевые программы, которые требуют более высокого уровня управления.
Отраслевая структура управления есть и в наиболее развитых западных странах, хотя она, разумеется, иная, нежели та, которая была в Советском Союзе. И кто у нас ликвидировал отраслевую систему управления - это были экономисты, не прочитавшие, как шутили мои гарвардские коллеги, больше двух глав в современных учебниках по экономике и ее управлению. Вот третью главу прочитали бы, и увидели, что там все уже не так.
Поэтому сейчас мы стоим перед необходимостью восстановить на современной основе отрасли. Никуда мы здесь не денемся. И мы делаем авиационную отрасль, мы делаем судостроительную отрасль, энергетическое машиностроение восстанавливается, слава богу, и еще другие отрасли. Это одна из важнейших тем для восстанавливаемой сегодня системы стратегического планирования. У нас сейчас стоит задача - нужно создать суперкомпьютерную отрасль. Но здесь присутствуют те люди, которые, как я думаю, уже внесли свой вклад в этой дело.
Но одновременно нам нужна проектная система управления, матричная система управления - они господствуют сегодня в корпоративном мире, они должны господствовать и в государственном управлении. Они требуют гораздо более сложных систем координат, более глубоких знаний, и мы должны требовать этих знаний от нашего государственного аппарата; и там, кстати, есть люди, которые это понимают и знают.
Мы с вами здесь заслушивали представителей нашего Минпромэнерго по судостроению, я считаю, что они сделали неплохую программу, там присутствует и отраслевой и проектный метод управления.
Наша задача, я считаю, как депутатов фракции "Единая Россия" состоит в том, чтобы мы на основе трезвого анализа наших проблем в контексте современной глобальной экономики постоянно ставили перед Правительством задачи в этой области и предлагали бы формулы их решений, причем глубоко продуманные, на основе и научной проработки, и трезвой оценки практики. Без наших усилий, без усилий депутатского корпуса мы не вытащим "телегу, которая засела по ось в грязи", мы не выведем нашу экономику на тот уровень, чтобы быть по-настоящему конкурентоспособной. И правильно коллеги сегодня говорили, что просто методы косвенного стимулирования, регулирование пошлин, какие-то налоговые льготы не будут работать. Сейчас придется залезать в некоторые промышленные сферы по локоть, где разрушены вторые и третьи уровни кооперации, где нет кадров, где потеряна технологическая культура, где нужно принимать экстраординарные меры. Это придется делать с участием государства, но в тесном партнерстве с бизнесом, потому что чисто государственное вмешательство в большинстве случаев, конечно, может дать результат, но не столь долговременный, не столь устойчивый, если у нас здесь не будет серьезного партнерства с бизнесом. Но лидерство должно продемонстрировать государство, в том числе и мы с вами здесь сидящие как представители одной из ветвей государственной власти.

http://cskp.ru/clauses/6/2660/
21 апреля 2007 г.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован