С.В.Лавров: Не так давно мне было очень приятно принимать Министра М.Верхагена в Москве. Рад, что сегодня вся наша делегация пользуется традиционным, подчеркнутым нидерландским гостеприимством.
Мы провели очень насыщенные переговоры, обсудили практически все актуальные международные проблемы, в том числе и отношения России с ЕС, НАТО, взаимодействие в рамках ОБСЕ. Затронули и балканскую проблематику в контексте Косово, ситуацию на Кавказе. Безусловно, как сказал г-н Министр, у нас не по всем проблемам совпадают позиции. Но это естественно, поскольку ситуация слишком сложная, комбинации основных игроков тоже непростые.
Мы еще раз подтвердили нашу полную приверженность - в том, что касается кавказского кризиса - плану Медведева - Саркози в отношении действий России. Все, что от нас требовалось мы, без исключения, выполнили. По сути дела остается такой важный элемент, как женевские дискуссии, которые тоже начались, как это и было предусмотрено этим планом. Надеюсь, что их следующий раунд не будет сорван из-за попыток поставить в центр дискуссий вопросы статуса участников в ущерб вопросам существа, которые заключаются, как и гласит план Медведева - Саркози, в обеспечении безопасности в регионе, обсуждении того, как, при каких условиях и в какие сроки можно создать предпосылки для разговора о возвращении беженцев.
Хочу сказать, что мы заинтересованы в сотрудничестве с наблюдателями ЕС, которые расположены в зонах вокруг Южной Осетии и Абхазии, то есть именно в тех районах, в которых они и должны находиться в соответствии с планом Медведева - Саркози. Взаимодействие через границу также необходимо, учитывая периодически появляющиеся сообщения о незаконных перемещениях каких-то вооруженных групп, и для того, чтобы пресекать провокации. Для нас такое взаимодействие важно. Мы обсуждаем его формы и методы с наблюдателями Евросоюза. Я говорил об этом на встрече с "тройкой" ЕС два дня назад в Санкт-Петербурге. Такие консультации также ведутся по линии военных ведомств. Надеюсь, что вскоре соответствующие модальности мы согласуем.
Мы рассказали о том, как российская сторона хотела бы продвигать инициативу Президента Д.А.Медведева о разработке договора о евро-атлантической безопасности. Это будет одной из важных тем предстоящего 13-14 ноября в Ницце очередного саммита Россия - ЕС. Безусловно, мы понимаем ту ситуацию, которая сложилась внутри Евросоюза в отношении дальнейшего сотрудничества с Россией. Мы воспринимаем это спокойно. Рассчитываем, что этот вопрос является внутренним делом Евросоюза и будет когда-то урегулирован. У нас есть четыре "дорожных карты" по четырем общим пространствам, в рамках которых, и это подтвердилось на недавней министерской встрече Постоянного совета партнерства Россия - ЕС в Санкт-Петербурге, мы будем наращивать работу. Это и экономические вопросы, сотрудничество в сфере кризисного регулирования, гуманитарное, культурное взаимодействие и, конечно, вопросы внутренней безопасности и правосудия.
Хотел бы в качестве главной темы переговоров здесь выделить наши двусторонние отношения, прежде всего в торгово-экономической области. Как уже сказал г-н Министр, Нидерланды занимают первое место по объему российского экспорта и накопленных российских инвестиций за рубежом, и второе - по общему объему товарооборота и прямых инвестиций в России. Наша торговля развивается по нарастающей и не зависит от политической конъюнктуры. В этом году, как я понимаю, мы выйдем на очередные рекордные показатели товарооборота.
Мы видим хорошие возможности для дальнейшего наращивания взаимодействия в сфере высоких технологий, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, портового хозяйства, инфраструктуры, связи, поддержки малого и среднего бизнеса. Радует то, что российские регионы активно развивают свои связи с Нидерландами. Мы будем поддерживать эту тенденцию.
Особое значение придаем сотрудничеству в газовой сфере. Приветствуем решение о сотрудничестве "Газпрома" с голландским концерном "Газюни" в строительстве газопровода "Северный поток".
Развиваем договорно-правовую базу двусторонних отношений. Надеемся, что в скором времени она пополнится дополнительными соглашениями. Конечно же, особое место в наших связях традиционно занимают научные и гуманитарные контакты. Следующим летом в Амстердаме открывается выставочный центр "Эрмитаж на Амстеле" - филиал Государственного Эрмитажа. Рассчитываю сегодня там побывать. Мы признательны нидерландским коллегам за такое внимание к развитию наших культурных контактов.
В заключение хочу еще раз от имени российской стороны выразить соболезнования в связи с трагической гибелью нидерландского журналиста г-на Сториманса. Он - одна из жертв войны, которую развязало грузинское руководство. Мы хотим, чтобы все подобного рода инциденты были тщательно расследованы. Тесно сотрудничаем с комиссией, которая была создана правительством Нидерландов. Приняли руководство этой комиссии в Москве, где состоялись встречи с руководителями министерства иностранных дел и Генерального штаба ВС Российской Федерации. Документация, включая видео- и фотоматериалы, которые нам передали, изучается. Мы договорились с г-ном Министром, что в скором времени результаты этого анализа будут представлены голландской стороне.
Хочу подчеркнуть еще раз то, о чем не раз говорилось российским руководством и подтверждается оценками независимых экспертов. Ответные действия российской армии на агрессию Грузии против Южной Осетии проводились в строгом соответствии с международным правом, включая международное гуманитарное право. Никаких преднамеренных атак на гражданские объекты не осуществлялось. Все цели, которые поражались российскими вооруженными силами, являлись объектами, откуда велся огонь из тяжелых вооружений по мирному городу Цхинвалу и другим населенным пунктам Южной Осетии. Еще раз хочу подчеркнуть нашу заинтересованность в установлении истины. Мы договорились с г-ном Министром о дальнейших контактах по этой теме.
Вопрос: Нидерланды настаивают на дальнейшем выводе российских войск из Грузии. Готовы ли вы это сделать и насколько важным вы считаете восстановление отношений с Евросоюзом?
С.В.Лавров: Как я уже сказал, в том, что касается пребывания российских войск в регионе, мы руководствуемся положениями плана Медведева - Саркози. Все те войска, которые были задействованы для отражения грузинской агрессии, выведены на позиции по состоянию на 7 августа, т.е. до начала грузинского нападения. После того, как план Медведева - Саркози в его первой части, одобренной 19 августа, был подкорректирован президентом Грузии, и из этого плана вообще исчезли дискуссии о статусе Южной Осетии и Абхазии, мы стали понимать, что грузинское руководство будет делать все, чтобы либо сорвать выполнение этого плана, либо сделать так, чтобы он осуществлялся с огромными сложностями. Когда мы через несколько дней после завершения военных действий, изгнания грузинской армии из Южной Осетии услышали заявление грузинского руководства о том, что война не окончена и все равно они своих целей добьются, когда услышали заявления из некоторых западных столиц о необходимости как можно скорее перевооружить грузинский режим, то тут уж, извините, у нас просто не осталось каких-либо сомнений, что единственным способом обеспечить не только безопасность Южной Осетии и Абхазии, но и выживание их народов, является положительный ответ на их просьбу признать независимость этих республик. Что мы и сделали. Поэтому те контингенты, которые сейчас находятся в Южной Осетии и Абхазии, это контингенты, развернутые там по просьбе суверенных правительств этих стран. Их единственной задачей является обеспечивать неповторение нападения Грузии на эти малые народы.
Что касается ЕС, то 8 сентября президенты Д.А.Медведев и Н.Саркози заключили еще одну договоренность, в соответствии с которой ЕС взял на себя функции гаранта неприменения силы Грузией против Южной Осетии и Абхазии. Высоко ценим это решение руководства Евросоюза и исходим из того, что оно будет неукоснительно претворяться в жизнь. Поэтому столь важно наладить нормальные связи между российскими контингентами, находящимися в Южной Осетии и Абхазии, и наблюдателями ЕС, которые в полном соответствии с планом Медведева - Саркози работают в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии.
Но в более широком плане, безусловно, Евросоюз - наш крупнейший торговый партнер и непосредственный сосед. Мы заинтересованы в том, чтобы все те четыре направления, по которым мы создаем общее пространство, максимально эффективно наполнялись конкретным содержанием. Как я уже говорил, именно этот процесс происходит. Убежден, что он будет продолжаться после саммита в Ницце, который, как мы рассчитываем, даст мощный политический импульс дальнейшему развитию сотрудничества. Формы, которые сейчас существуют, вполне достаточны для того, чтобы на данном этапе это взаимодействие углублять.
Вопрос: Нидерландская комиссия, расследующая гибель г-на Сториманса пришла к выводу, что он погиб от кассетного снаряда, который был выпущен российскими войсками. Об этом мне сообщило нидерландское правительство. Кроме того, этот снаряд был выпущен по тому региону, где не было грузинских войск, а находилось только мирное население. Правильно ли я пониманию из Ваших слов, что Вы эти выводы не разделяете? Какие последствия это может иметь для родственников погибшего телеоператора?
С.В.Лавров: Мы самым серьезным образом относимся к этому инциденту. Это - не единственная невинная жертва той авантюры, которую развязал грузинский режим, вооружившись при помощи своих покровителей. Мы хотим, чтобы никто не был забыт и ни одно исчезновение жизни не было не расследовано. Поэтому мы со всей серьезностью восприняли обращение нидерландской стороны. Мы приняли эту комиссию. Конечно же, комиссия работала там самостоятельно, и мы хотели бы изучить те факты и данные, которые она сумела собрать. Эти факты нам переданы, и мы их изучаем. Мы привыкли проверять все досконально, тем более, что у нас тоже есть сведения, которые так или иначе имеют отношение к этому эпизоду. Российская армия не обстреливала жилые кварталы. Она вообще не обстреливала гражданские объекты, в отличие от грузинской армии, которая только это и делала. Она обстреливала только жилые кварталы, дома, другие гражданские объекты, ну и плюс позиции российских миротворцев, которые выполняли свой миротворческий долг. Недалеко от г. Гори находилось два укрепленных района, откуда грузинами велся огонь из тяжелых орудий по населенным пунктам в Южной Осетии. Именно они и были целями российского ответа. Еще раз хочу подчеркнуть, что информация, которая была передана нам нидерландской комиссией, изучается самым тщательным образом. В скором времени мы передадим нидерландской стороне нашу оценку этих данных.
Вопрос: Готова ли Россия оказывать содействие международному суду? Был ли контакт между Международным уголовным судом и Россией относительно событий в Южной Осетии и Абхазии?
С.В.Лавров: Россия подписала, но пока еще не ратифицировала Статут Международного уголовного суда, поэтому в качестве государства мы в этот суд обращаться не можем. Но что касается наших граждан, и прежде всего тех, кто пострадал от грузинской агрессии в Южной Осетии, то, как я знаю, уже более двух тысяч обращений переданы в Международный уголовный суд, многие обращения также переданы в Европейский суд по правам человека. Грузия является участницей Статута Международного уголовного суда. Поэтому она может туда обратиться, но, разумеется, суд будет рассматривать такое обращение беспристрастно, независимо и выводы, к которым он может прийти, должны будут охватывать все случаи, которые подпадают под его юрисдикцию. То, что именно такого рода последствия от действий грузинской армии имели место быть, в этом ни у кого сомнений нет. Рассчитываю, что Международный уголовный суд самым срочным образом расследует обращение сотен и тысяч российских граждан, пострадавших от грузинской агрессии.
Вопрос: В связи с экономическим кризисом сегодня многие эксперты отмечают, что Россия может урезать поставки своего газа в Европу. Как Вы можете это прокомментировать?
С.В.Лавров: Не слышал о каких-либо сообщениях относительно того, что поставки российского газа в Европу будут сокращены из-за экономического кризиса. Все контрактные обязательства, которые есть у "Газпрома", будут неукоснительно выполняться как в отношении Европы, так и любых других партнеров российской стороны.
31 октября 2008 года
www.mid.ru