Уважаемые коллеги,
Переговоры с моим коллегой П.С.Меллером подтвердили, что российско-датские отношения развиваются динамично. Идет интенсивный политический диалог, укрепляется договорно-правовая основа сотрудничества, расширяются межпарламентские и межрегиональные связи. Сегодня с обеих сторон была также подтверждена заинтересованность в укреплении торгово-экономического сотрудничества. В прошлом году российско-датский товарооборот существенно возрос и составил 3,7 млрд. долл. США. Это почти на 40% больше, чем в 2007 году. Мы удовлетворены тем, что объем датских инвестиций в российскую экономику превысил 1 млрд. долл. США, при этом половина всех датских капиталовложений направлена на создание в России новых производств. Думаю, эти цифры говорят о том, что наши датские партнеры связывают с Россией долгосрочные планы. Со своей стороны и мы будем делать все, чтобы создавать им комфортные условия для работы в нашей стране.
Весьма перспективным направлением сотрудничества считаем сферу энергетики. Мы обсудили конкретные возможности сотрудничества в целях решения поставленных нашим Президентом и Правительством задач повышения энергоэффективности, энергосбережения в экономике. Говорили мы и о значении проекта строительства газопровода "Северный поток".
У нас хорошие контакты по региональной, международной проблематике. Имеется канал взаимодействия, направленный на повышение эффективности борьбы с международным терроризмом, трансграничной преступностью. Налажено и практическое сотрудничество наших стран в борьбе с пиратством в Аденском заливе.
Мы обсуждаем с нашими датскими партнерами различные аспекты ситуации на европейском континенте, в том числе в контексте инициативы Президента Д.А.Медведева о разработке Договора о евроатлантической безопасности. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы наши отношения с Данией помогали развивать и укреплять стратегическое партнерство России с Евросоюзом в контексте ведущейся сейчас работы по подготовке нового двустороннего базового соглашения.
Хорошие перспективы имеет двустороннее сотрудничество в Арктике. Через пару месяцев председательство в Арктическом совете переходит к Дании. В этой связи мы обсудили наши совместные действия по упрочению международного взаимодействия в арктическом регионе. Здесь Россия исходит из необходимости неукоснительного соблюдения договоренностей, достигнутых на созванной по инициативе Дании в мае прошлого года в Илулиссате (Гренландия) Конференции министров иностранных дел прибрежных арктических государств. Согласно этим договоренностям все возможные "пересекающиеся" претензии будут решаться арктическими государствами на основе существующих норм международного права.
Отмечаем хорошее сотрудничество России и Дании на Балтике, а также успешную работу датского председательства в Совете государств Балтийского моря.
Затронули мы и ход подготовки предстоящей в конце этого года в Копенгагене Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Рассчитываю, что по итогам сегодняшних переговоров мы сможем еще более продуктивно строить взаимодействие по развитию всего комплекса отношений между Россией и Данией.
Вопрос: Насколько вы близки к достижению окончательного согласия по договоренностям в арктическом регионе?
С.В.Лавров: Относительно сотрудничества в Арктике могу подтвердить нашу твердую приверженность тем договоренностям, которые были достигнуты в Илулиссате пятью прибрежными арктическими государствами. Эта встреча, созванная по инициативе Дании, направила мировому сообществу весьма мощный политический сигнал о том, что Арктика - это не поле для конфронтации, а арена для плодотворного международного сотрудничества. Будем добиваться именно такого подхода.
Перед странами региона стоят общие вызовы, которые не имеют ни военной природы, ни каких-то конфронтационных неизбежных причин. Все проблемы, возникающие в Арктике, в том числе те, о которых сейчас говорил П.С.Меллер - изменение климата, сокращение ледового покрова - достаточно успешно рассматриваются и решаются в рамках специально созданных для этого международных организаций, например, таких как Арктический совет. Кстати, на предстоящей в апреле в норвежском г.Тромсё очередной министерской сессии Арктического совета, где председательство перейдет к Дании, будет рассматриваться и, надеюсь, будет одобрена российская инициатива о создании систем безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Говоря о претензиях на континентальный шельф и другие арктические районы, хочу еще раз со всей твердостью подчеркнуть, что мы будем добиваться выполнения договоренностей Илулиссата о необходимости рассмотрения всех этих претензий в рамках созданных для этого механизмов на основе Конвенции ООН по морскому праву.
Вопрос: Как в Москве расценивают заявление МИД Польши о том, что американские ракеты "Пэтриот" будут размещены на территории Польши вне зависимости от судьбы ПРО в Восточной Европе?
С.В.Лавров: Думаю, здесь особо комментировать нечего. Это заявление польской стороны. Мы не собираемся комментировать вопросы, касающиеся проектов военно-технического сотрудничества Польши с зарубежными странами, если эти проекты вписываются в нормы международного права. Другое дело, что нас действительно интересуют планы развертывания третьего позиционного района ПРО, поскольку они затрагивают нашу безопасность. На эту тему мы ведем консультации с нашими американскими, польскими и чешскими коллегами.
Вопрос: Как бы вы прокомментировали вчерашнее заявление Госдепа США с резкой критикой России за подавление демократических свобод? Как это может повлиять на заявленные намерения России и США улучшить двусторонние отношения после прихода к власти администрации Б.Обамы?
С.В.Лавров: Я не видел заявления, о котором Вы говорите. Знаю, что Госдепартамент ежегодно готовит доклады по вопросам прав человека в различных странах. В них традиционно высказывается та или иная порция критики, в том числе в адрес Российской Федерации. По этому поводу хотел бы сказать следующее: мы не уходим от разговоров на любые темы с нашими партнерами, будь то США или Европейский Союз. В нашей повестке дня в диалоге с этими и другими партнерами традиционно присутствует проблематика прав человека, и мы готовы обсуждать любые аспекты озабоченностей, которые возникают у наших партнеров. Главное, чтобы это обсуждение строилось на фактах, их непредвзятом восприятии. Оно не должно уводить нас в сторону, когда политическая целесообразность подменяет действующие юридические процедуры либо происходит вмешательство в действия судебной власти.
Помимо наших двусторонних форматов, в которых рассматривается проблематика прав человека, мы заинтересованы в том, чтобы и многосторонние структуры работали эффективно. Уделяем большое внимание соблюдению прав человека в различных странах мира, прежде всего с точки зрения прав наших соотечественников в зарубежных странах, а также прав национальных меньшинств. Все эти вопросы регулярно ставятся нами, в том числе на консультациях с американцами и с нашими коллегами из ЕС. Что касается нас самих, то в России имеется Уполномоченный по правам человека, главной задачей которого является анализ правозащитной ситуации в нашей стране. У нас есть проблемы в этой области, но мы говорим о них честно, причем сами публикуем соответствующие ежегодные доклады. Думаю, что аналогичный подход должен практиковаться во всех других странах. Это позволит честно и равноправно обсуждать правочеловеческие вопросы.
26 февраля 2009 года
www.mid.ru