С.В.Лавров: Уважаемые коллеги,
Я рад принимать в Москве Министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна. Наша встреча сегодня позволила в очередной раз сверить часы по состоянию наших двусторонних отношений, по ключевым международным проблемам. Ценим углубленный, доверительный диалог с Люксембургом - страной, которая находилась у истоков европейских интеграционных процессов и которая продолжает играть активную роль на континенте и в международных делах.
В центре нашего внимания была проблематика европейской безопасности. Мы рассмотрели ситуацию в этом вопросе, обменялись оценками нынешнего положения дел. Обсудили также инициативу Президента Д.А.Медведева о том, чтобы подумать над новым договором о безопасности на всем евро-атлантическом пространстве. Я проинформировал Ж.Ассельборна о ключевых положениях, которые российская сторона предлагает к обсуждению. Ясно, что этот процесс требует вдумчивых дискуссий, учета мнений всех заинтересованных сторон. Мы к этому готовы и рассчитываем, что на предстоящем саммите Россия - ЕС 14 ноября в Ницце сможем продвинуться вперед в понимании направлений дальнейшей работы.
Безусловно, мы обсуждали ситуацию на Кавказе в контексте, прежде всего, выполнения плана Медведева - Саркози. Мы подчеркнули твердое намерение России и далее неукоснительно и в полном объеме выполнять достигнутые договоренности. Ожидаем того же и от остальных. Исходим из того, что ЕС, взяв на себя функции гаранта неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии, примет необходимые меры для того, чтобы наблюдатели Евросоюза в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, где они уже развернуты, в полной мере осуществляли эффективный контроль за неиспользованием этих территорий для подготовки новых провокационных актов и контролировали выполнение положения плана Медведева - Саркози, который предполагает возвращение грузинских войск в места их постоянной дислокации.
Мы также рассмотрели перспективы развития отношений между Россией и Европейским союзом. Ценим искреннюю заинтересованность Люксембурга, как и многих других стран ЕС, развивать эти отношения на основе прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов друг друга. Рассмотрели и ситуацию, которая сложилась в Совете Россия - НАТО, где многие направления сотрудничества по инициативе натовской стороны пока находятся в подвешенном состоянии. Это едва ли отвечает нашим общим интересам, тем более, что среди задач, которые стоят перед Советом Россия - НАТО, есть такие важные, как борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, наркотрафиком и многое другое.
Мы обменялись мнениями о путях оздоровления глобальной экономики, преодоления мирового экономического кризиса. Люксембург - один из ведущих партнеров России в финансовой сфере. Он занимает четвертое место по объему инвестиций в экономику России. Конечно же, в наших интересах не допустить, чтобы ни наши экономические и финансовые системы, ни наши отношения не пострадали.
Так что в наших двусторонних делах мы будем по-прежнему уделять внимание проработке перспективных направлений взаимодействия в энергетической, финансовой, инвестиционной сферах, поощрять расширение экономических связей между нашими компаниями, между Люксембургом и российскими регионами. Важную роль в углублении взаимодействия должна сыграть 7-я сессия Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которая намечена на январь будущего года. В целом наши переговоры, как всегда, были содержательными и, уверен, способствовали дальнейшему развитию и укреплению отношений между Россией и Люксембургом.
Вопрос: Россия и ЕС сейчас очень активно ищут пути выхода из международного финансового кризиса. На прошлой неделе Н.Саркози заявил, что с США сейчас сложно координировать действия в связи с тем, что в этой стране скоро предстоят президентские выборы. Как в связи с этим ЕС и Россия будут координировать усилия между собой? Не стоит ли в этой связи больше обращать внимания на те страны, которые в меньшей степени пострадали от кризиса, например, Китай или Индию?
С.В.Лавров: Думаю, что едва ли найдется какой-либо вопрос на международной повестке дня, который было бы легко решать с США. Это совершенно ясно. США - крупнейшая держава, которая играет очень влиятельную роль фактически во всех областях жизни мира и считает, что ее вес, слово должны иметь решающее значение. Так было, по крайней мере, до недавнего времени.
Ситуация меняется. Мировой финансовый кризис, глубокий кризис в сфере евроатлантической и глобальной безопасности показал, что никто в одиночку с мировыми проблемами сегодня справиться не в состоянии. Поэтому, безусловно, инициатива, с которой выступил Председатель ЕС Президент Н.Саркози о проведении срочного саммита ведущих экономик для рассмотрения путей преодоления финансового кризиса и мер, которые позволили бы предотвратить подобные кризисы в будущем, с самого начала была поддержана Россией. Напомню, что еще до наступления этого кризиса на саммите "восьмерки" в Эвиане Президент Д.А.Медведев предлагал приступить к рассмотрению тревожных тенденций в сфере мировых финансов и провести соответствующие консультации в подобном формате. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Эти вопросы теперь все равно придется решать. Что касается формата участников, то Россия, безусловно, будет согласовывать свои шаги с ведущими экономиками в развивающемся мире. У нас есть прямые, хорошо развитые отношения с такими странами, как Индия и Китай, есть также формат "тройки" Россия - Индия - Китай, формат БРИК. В первой половине ноября, еще до саммита в Вашингтоне, планируется проведение совещания министров финансов "большой двадцатки" в Сан-Паулу - это тот же самый формат, в котором затем состоится встреча в верхах Вашингтоне. На ее полях запланирована встреча министров финансов Бразилии, России, Индии и Китая.
Знаю, что ЕС также осуществляет углубленный диалог с Индией, Китаем. Наверняка, в рамках этого диалога все эти вещи остро обсуждаются, ведется поиск путей оптимального выхода из нынешнего кризиса. Тем не менее в заключение скажу, что все-таки, несмотря на наличие новых центров экономического роста, финансовой мощи и, соответственно, политического влияния, искать пути преодоления нынешнего кризиса и возведения надежных барьеров против повторения подобных кризисов в будущем нужно только сообща. В этом смысле предстоящая 15 ноября конференция в Вашингтоне имеет особое значение, поскольку все основные игроки будут вместе. Главное, чтобы они не только собрались вместе, но и сообща продумали и выработали на основе коллективного анализа соответствующие решения.
Вопрос: Вы говорили об однополярности, которой больше не существует. Какой Вы видите новую роль новой России в мире, где, с одной стороны, США и Евросоюз, а, с другой, - Китай и Индия? Верите ли Вы в понятия Восток и Запад в этом контексте?
С.В.Лавров: Восток и Запад всегда были географическими понятиями. Равно, как Север и Юг эти понятия сохраняются, но строить политику в отношении проблем современного мира через эту призму уже нельзя. Ситуация изменилась. Появились новые центры экономического роста, финансовой мощи, политического влияния. Мы выступаем за то, чтобы все эти центры взаимодействовали между собой, находили баланс интересов, причем такой, который не ущемлял бы интересов малых и средних стран. В таком случае, думаю, мы сможем выработать устойчивые походы к обеспечению международной безопасности в военно-политической, экономической и финансовой сферах. Для нас нет дилеммы, с кем взаимодействовать, развивать интеграционные и другие отношения, с Западом или Востоком, Севером или Югом. Мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто к этому готов на основе равноправия, взаимной выгоды и взаимного учета интересов. Это прагматический подход. Он заложен в Концепции внешней политики Российской Федерации, которую в июле этого года утвердил Президент Д.А.Медведев. Именно им мы будем руководствоваться. Но здесь, прежде всего, подчеркну, нужна взаимность. Будем готовы идти с любой страной и региональной группировкой настолько далеко, сотрудничать настолько глубоко, насколько наши партнеры к этому готовы.
Вопрос: Госдепартамент США объявил о том, что Вашингтон вводит санкции против "Рособоронэкспорта". Как российская сторона расценивает этот шаг и не вызван ли он, по Вашему мнению, тем, что Россия в последние годы проводила все более независимую политику, в частности на Кавказе?
С.В.Лавров: Это дополнительные санкции против "Рособоронэкспорта". Предыдущие санкции против этой нашей структуры вводились около двух лет назад и по-прежнему остаются в силе. Как и тогда, эти новые санкции введены абсолютно без каких-либо международно-правовых оснований, на основе экстерриториального применения американских законов, правил. Мы уже не раз подчеркивали абсолютную неприемлемость такого подхода. Последний раз об этом со всей ясностью заявил Президент Д.А.Медведев, выступая на конференции в Эвиане.
Будем добиваться прекращения подобной практики, которая абсолютно несовместима с новыми реалиями в современном мироустройстве. Она проистекает из той же самой философии однополярного мира. Мы будем учитывать это в наших практических делах, в отношениях с США как в торгово-экономической, так и в иных сферах.
Как и два года назад, введение санкций мотивировалось тем, что "Рособоронэкспорт" нарушает законы США, запрещающие определенные виды взаимодействия с Ираном. Считаем это абсолютно неприемлемым, поскольку вся наша торгово-экономическая деятельность в Иране, военно-техническое сотрудничество с этой страной осуществляются в строгом соответствии с нормами, существующими в международном праве, нашими международными обязательствами, действующим в России режимом экспортного контроля. Здесь не может быть иных объяснений, кроме как очередного аррогантного применения США в экстерриториальном порядке своих национальных американских законов. Если кому-то в Вашингтоне кажется, что таким образом США сделают Россию более покладистой для принятия американского подхода к урегулированию иранской ядерной проблемы, то это ошибка.
В подходе к этой проблеме мы будем руководствоваться исключительно задачей не допустить нарушения режима нераспространения ядерного оружия. Будем полагаться исключительно на профессиональную экспертизу МАГАТЭ, которое в лице ее Генерального директора г-на М.Эль-Барадея в последнем докладе выразило озабоченность тем, что Иран пока еще не до конца прояснил ситуацию с так называемыми "предполагаемыми" исследованиями, но в то же время в этом докладе вновь со всей ясностью подтвержден вывод МАГАТЭ, что пока Агентство не обнаружило каких-либо признаков наличия военной составляющей в реализуемой Ираном ядерной программе. Будем добиваться того, чтобы МАГАТЭ продолжало работать в Иране, выступая против любых резких шагов, которые некоторые наши партнеры по формату "5+1" замышляют и которые могли бы подорвать процесс сотрудничества Ирана с МАГАТЭ и спровоцировать кризис. Такой кризис, по-видимому, кому-то и нужен, однако мы убеждены в его контрпродуктивности с точки зрения достижения главной задачи - недопущения нарушения режима нераспространения.
24-10-2008
www.mid.ru