Уважаемый Михаил Витальевич,
Уважаемые коллеги,
Это продолжение нашего тесного взаимодействия, без которого не может быть эффективной внешней политики, и не зря в Концепции внешней политики, которую в июле прошлого года одобрил Президент, подчеркнута важность формирования и общественной дипломатии. Мы должны всячески разъяснять нашу линию и активно работать с политологами и НПО, с бизнесом и СМИ.
Хотел бы поблагодарить руководство Комитета Совета Федерации по международным делам за возможность поделиться соображениями о положении дел в мире после последних событий на Кавказе и о наших подходах к урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций в целом.
Мы, как не раз уже говорили Президент и Председатель Правительства, реагировали на агрессию Грузии против Южной Осетии в полном соответствии с основополагающими принципами международного права, включая право на самооборону по статье 51 Устава ООН, и нашими международными миротворческими обязательствами применительно к урегулированию данного конфликта. Наше признание Южной Осетии и Абхазии также имеет твердую международно-правовую основу, в том числе положения принятой Генассамблеей ООН Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами. Суть этой Декларации в том, что право государства на территориальную целостность обусловлено его обязанностью уважать право на самоопределение и развитие всех проживающих на его территории народов и его способностью представлять все эти народы без различия рас и цвета кожи, без различия национальности. Совершенно ясно, что нынешний грузинский режим этим высоким стандартам ни в коей мере не соответствует. Признание Россией этих двух республик было единственно возможным решением для обеспечения не только их безопасности и самого выживания наших братских народов перед лицом шовинистического курса, неоднократно проявлявшегося начиная с правительства Гамсахурдии, который прямо призывал депортировать югоосетин в Россию, урезать территорию, на которой живут абхазы, лишить Аджарию автономии, заявил, что только титульная нация должна распоряжаться всем, что находится на территории Грузии. Этот курс удалось остановить в свое время, но Михаил Саакашвили - достойный продолжатель идей Гамсахурдии. Он попытался на практике сделать то, что его учитель не смог. Агрессией против Южной Осетии в ночь на 8 августа, обстрелом мирного спящего города и подготовкой аналогичного блицкрига против Абхазии нынешний президент Грузии сам перечеркнул территориальную целостность своего государства.
Наше решение о признании продиктовано и правовыми, и политическими, и нравственными соображениями. Оно дает всем реальный выход из ситуации, которая в противном случае продолжала бы оставаться источником дестабилизации региона на долгое время. Именно на это указывают реваншистская риторика Тбилиси, разговоры о ремилитаризации Грузии, даже, по некоторым сведениям, готовность некоторых зарубежных покровителей готовить в Грузии диверсионно-террористические группы для продолжения, так сказать, восстановления конституционного порядка. Мы все видели демонстративное выездное заседание Совета НАТО в Тбилиси, и здесь добавить нечего. Считаю, что это очень опасная игра. И если никто не сделал выводов из того, как данный конкретный режим использует оказываемое ему содействие, прежде всего в военной области, то это печально.
Хотя, ради справедливости скажу, что на Западе уже начинают задумываться над тем, что режим Саакашвили никак не соответствует стандартам демократии. В конце концов демократии не развязывают агрессивных войн. Тут нашим западным партнерам нужно выбирать либо быть с тем, кто убивал российских граждан, либо все таки отказать ему в безоговорочной поддержке.
Нельзя путать режим Саакашвили с грузинским народом, к которому мы питаем искреннее чувство дружбы и симпатии. Уверен, что рано или поздно грузинский народ обретет достойных руководителей, которые смогут по-настоящему заботиться о своей стране и развивать уважительные, равноправные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа.
Как вы знаете, в соответствии с Указами Президента от 26 августа нами установлены дипломатические отношения с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Вчера подписаны двусторонние Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. 14-15 сентября состоялся мой первый рабочий визит в Сухум и Цхинвал. Вскоре там будут открыты посольства России, пока во временных помещениях, а потом будем обустраивать наши дипломатические представительства как положено.
Параллельно с созданием широкой нормативно-правовой базы отношений между Россией и Абхазией и Южной Осетией, самим этим республикам предстоит принять свои основополагающие законодательные акты, которые будут фиксировать их новый статус и которые должны соответствовать общепринятым международно-правовым стандартам, о чем мне говорили Президенты Багапш и Кокойты.
В решение практических вопросов обустройства независимости Южной Осетии и Абхазии весомый вклад могут внести субъекты Российской Федерации. Об этом подробно говорилось на специальном заседании Госсовета 6 сентября. У многих регионов уже имеется соответствующий опыт. Со своей стороны планируем активно действовать на этом направлении в рамках Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД.
На внешнеполитическом направлении предстоит огромная работа, прежде всего на информационном фронте. Михаил Витальевич уже говорил об информационной войне, которая была против нас развязана. Беспрецедентный зашкаливавший размах этой информационной войны был контрпродуктивным, потому что осуществлялся на грани саморазоблачения. Наши СМИ абсолютно правильно делали, что все это транслировали на российскую аудиторию. Вскрылась вся глубина антироссийских предрассудков, которые, к тому же, используются в корыстных политических целях в ряде соседних стран, например, на Украине. Можно заключить, что тотальная заангажированность западных СМИ исчерпала их ресурс воздействия на наше общественное мнение и нашу политику. На Западе это придется учитывать. Можно заключить, что тотальная заангажированность западных СМИ исчерпала их ресурс воздействия на наше общественное мнение и нашу политику. На Западе придется это учитывать. Тем более, что "пыль" начинает оседать, и все начинают задаваться нужными вопросами, ответы на которые требуют фактов. А они - на нашей стороне. И в ответ на суждение о России исключительно в виде лозунгов, типа "Россия начала войну против Грузии!", "Россия - оккупант" и т.д. наша страна предъявляет правду, от которой не отмахнуться, и наша правда пробивает себе дорогу и в западные СМИ. Это заметно по увеличивающимся публикациям, в которых, в числе прочего, признается, что Россия действовала ответственно и умеренно в ответ на нападение на Цхинвал. А что касается профессионалов, которым положено все знать, Михаил Витальевич уже упомянул, все там прекрасно известно: как это было и как мы действовали.
Интересный пример - характер обсуждений на состоявшихся 9 сентября слушаниях в Конгрессе США. Они указывают на то, что абсолютная непрозрачность американской политики, где тон задают идеологически заангажированные сотрудники Госдепа среднего звена, уже воспринимается как угроза собственным национальным интересам США. Показательна и публикация журнала "Шпигель" о хронологии событий, которая вскрывает всю лживость версии Тбилиси и их покровителей.
Мы демонстрируем открытость и в вопросах соблюдения прав человека, чего пытаются на Западе не замечать. В конечном счете мы защитили право жителей этих республик на жизнь и развитие. Последнее было невозможно в условиях постоянной угрозы применения силы со стороны Тбилиси. В регионе побывали Комиссар Совета Европы по правам человека Т.Хаммарберг, Верховный комиссар ООН по делам беженцев А.Гутьерреш, там работают неправительственные организации, включая "Хала траст", которая занимается разминированием, и оценки которой также абсолютно объективны. Там работает и Международный Комитет Красного Креста, планируется приезд представителей "Международной амнистии", буквально сегодня заехала Гуманитарная миссия ООН, регулярно бывают иностранные журналисты. Делегация ПАСЕ также направляется туда в конце сентября. Конечно, не всех этих представителей можно отнести к нашим, так сказать, "твердым союзникам", и вообще к "союзникам", но в подавляющем большинстве, когда люди видят состояние Южной Осетии, они объективно оценивают ситуацию и отражают факты в своих репортажах и докладах. Будем и далее поддерживать эту открытость, отстаивать нашу точку зрения, добиваясь фиксирования всех нарушений и преступлений. Это подкрепляется свидетельскими показаниями, вещественными доказательствами, сообщениями прессы, докладами правозащитников. Нам абсолютно нечего скрывать.
Кстати, в моей недавней поездке в Сухум и Цхинвал нас по их просьбе сопровождали корреспонденты двух грузинских телеканалов. Они были с нами буквально везде. Я не видел их репортажей, но мне сообщили, что репортажи были очень краткими и явно показали далеко не все, что два грузинских корреспондента отсняли со своими операторами во время поездки в Цхинвал, прежде всего, и в Сухум. Так что информация, которая доходит до грузинской общественности, на мой взгляд, явно цензурируется. Российские телеканалы там по-прежнему не имеют возможности вещать, потому что это вещание запрещено демократической Грузией.
Информационная работа, конечно, важна, но нам сейчас крайне важно обеспечить безопасность Южной Осетии, прежде всего, но также и Абхазии, поскольку, как я сказал, и против нее готовилась вооруженная провокация. На это направлены наши усилия по выполнению договоренностей президентов Д.А.Медведева и Н.Саркози от 12 августа и 8 сентября. Эти договоренности являются несомненным дипломатическим успехом, позволяют обеспечивать безопасность Абхазии и Южной Осетии как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с Евросоюзом, ОБСЕ и ООН. Реакция тех, кто делал ставку на М.Саакашвили, на эти договоренности Д.А.Медведева - Н.Саркози, была предсказуема. Предпринимаются попытки в ООН, ОБСЕ, внутри ЕС и через НАТО задним числом "подправить" уже принятые решения. Подправить и переписать в пользу тбилисского режима. Возмущает, что в рамках ОБСЕ, где предстоит всего-навсего записать в решение этой организации формулу, которую мы согласовали с Евросоюзом о том, что около ста дополнительных наблюдателей этой организации должны размещаться в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии. Больше ничего в это решение не требуется записывать. Наши некоторые западные партнеры идут на поводу у грузинской делегации, которая требует, чтобы эти наблюдатели располагались внутри Южной Осетии и Абхазии. Что они там будут делать? Наблюдатели, как мы договорились с ЕС, как всеми нормальными людьми признается, требуются для того, чтобы гарантировать неповторение нападения Грузии на Южную Осетию и, конечно же, ненападение на Абхазию. Пытаться поставить все с ног на голову и использовать ОБСЕ для того, чтобы "тихой сапой" запустить побольше международных чиновников внутрь Южной Осетии, а потом еще заявлять, что это территория Грузии - это означает опять играть в идеологические игры в ущерб реальным задачам, которые состоят в том, чтобы обеспечить надежную безопасность этих республик и продолжить восстановление Южной Осетии. Рассчитываем, что наши партнеры по Евросоюзу, которые вместе с нами подписались под принципами Медведева - Саркози и выступили гарантом неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии, положат конец такому издевательству над здравым смыслом в рамках ОБСЕ. Параллельно с этими усилиями по искажению смысла московских договоренностей, правительство Грузии пытается отползти от своих собственных обязательств, которые там четко прописаны, и уже начинает заявлять, что "да, мы не будем применять силу, мы обязались не применять силу, но при том понимании, что Южная Осетия и Абхазия будут в составе Грузии". Вот такие приходится видеть действия страны, которая только что совершила варварскую агрессию. Важно, однако, что большинство европейцев понимают, что реализация достигнутых договоренностей необходима как для урегулирования этого конкретного кризиса, так и для возвращения к полноценному диалогу и сотрудничеству.
У нас нет никаких сомнений в том, что спровоцированный кризис на Кавказе знаменует собой новое качество в международной ситуации и международном положении России. Окончательно развеяны иллюзии, которые еще у кого-то, может быть, теплились, окончательно развеян миф об "однополярном мире". Наверное, именно от осознания этого идет истерическая и абсолютно безнравственная реакция в ряде столиц. Большинство международных игроков делают для себя правильные выводы и активизируют процесс своего самоопределения в мировых делах, прекрасно понимая, что просто идти по инерции той логики, которую пытались навязать исходя из однополярности, уже не получается.
Думаю, что происходящие качественные перемены работают в пользу всех ответственных государств и политических сил, которые действуют с позиции признания новых международных реалий. В общем, мы вступили в очень ответственный, критический этап трансформации международной системы.
Еще несколько соображений в этой связи. Мы делаем свои предложения о том, как упорядочить процесс этой трансформации. Президент Д.А.Медведев предложил заключить договор о европейской безопасности. Тот факт, что это предложение было поддержано всеми странами ОДКБ, которые приступают к консультациям по разработке такой инициативы, это важнейший шаг на пути к достижению результата. Судя по нашим контактам с другими ведущими партнерами, мы ощущаем растущее понимание неизбежности честного разговора, согласования обязательных для всех правил поведения. Планируем такие консультации и с нашими западными коллегами в ответ на проявленный ими интерес. Причем мы не вбиваем клин в трансатлантические отношения. Мы предлагаем расширять их, чтобы эти трансатлантические отношения охватывали все ветви европейской цивилизации: Россию, Евросоюз, США.
Мы ни в коей мере не впадаем в антиамериканизм, не собираемся "вставать в позу", отвечать по принципу "око за око". Конечно же, мы не позволим поссорить себя с Европой.
Только на основе признания и практического применения ключевого принципа неделимости безопасности можно сегодня вести разговоры о стабильности на пространстве евроатлантики, в мире в целом. Принцип неделимости безопасности, который записан в основополагающих документах между Россией и НАТО, в том числе, в документах ОБСЕ, четко гласит, что нельзя обеспечивать свою безопасность за счет ущемления безопасности других. Примеров того, как наши партнеры на Западе пытаются свою безопасность обеспечить в ущерб нашей безопасности, много. Вы о них знаете. Мы будем свою позицию отстаивать твердо.
Мы не будем, конечно, реагировать по принципу "ты меня обидел, я обижу тебя", хотя мы не можем не делать выводов из недружественных попыток, включая попытки или призывы наказать Россию в связи с тем, что происходит в Грузии. Так что выводы мы делать будем, но мы всегда готовы к сотрудничеству со всеми , кто готов к этому на равноправной, взаимоуважительной, подчеркну особо, и взаимовыгодной основе.
В мире, конечно же, есть и другие конфликтные ситуации. Нас, прежде всего, интересуют сохраняющиеся конфликты на постсоветском пространстве. Наши подходы к ним не претерпели изменений.
В числе основных внешнеполитических целей России - формирование отношений добрососедства со всеми сопредельными государствами на основе соблюдения заключенных с ними договоров и соглашений, содействие устранению имеющихся и предотвращение возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к нам регионах. Конечно, и в других регионах мира, но, прежде всего, в соседних с нами государствах.
По-прежнему считаем, что современные конфликты не имеют силовых решений, провал агрессии М.Саакашвили - лишнее тому подтверждение. Их решение следует искать через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-то из них. Будем, в отличие от тбилисского режима, добиваться урегулирования региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами, на основе коллективных действий международного сообщества.
Намерены и далее активно содействовать мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения всех принципов Устава ООН, ранее достигнутых договоренностей, поиска согласия между вовлеченными в конфликты сторонами. Будем ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве. Это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху - везде свои особенности, свои форматы и механизмы посредничества. Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента. Никто из тех, кто занимается Нагорным Карабахом и приднестровским урегулированием, не планирует нарушать международное право, разрывать существующие договоренности, разрушать согласованные форматы урегулирования, бомбить мирных граждан и миротворцев. Там нет никого, кто хотел бы обеспечить территориальную целостность путем массового убийства людей, которых ты считаешь своими гражданами, жителями своей собственной страны. Никаких параллелей здесь быть не может. Слава богу, что М.Саакашвили - это единственное в своем роде явление.
Действенный инструмент урегулирования вооруженных конфликтов и решения задач государственного строительства на посткризисной стадии - международное миротворчество. Мы намерены наращивать свое участие в такой деятельности в рамках структур на пространстве СНГ, под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями, в т.ч. с Евросоюзом. Намерены вносить активный вклад в совершенствование превентивного антикризисного потенциала ООН.
Хотел бы высказать слова признательности за поддержку действий российской власти со стороны и Комитета по международным делам, и Совета Федерации в целом. Мы ценим наше сотрудничество. Это - наглядное свидетельство сложившегося в обществе широкого согласия в отношении внешнеполитического курса, определенного Президентом. Рассчитываем, что и далее наше взаимодействие будет весомым фактором обеспечения наших национальных интересов.
18 сентября 2008 года
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/FC9978713DE25765C32574C8004FEA20