27 сентября 2005
1822

Степан Орлов: Где взять деньги на ЖКХ?

Степан ОРЛОВ, председатель комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы

С нового года россияне станут полностью оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, то есть в размере 100 процентов экономически обоснованных тарифов. В некоторых регионах подобный эксперимент уже провели. В результате в Калининградской области народ вышел на улицы с требованием снизить коммунальные платежи. По той же причине власти Воронежа были вынуждены дать своим инициативам обратный ход. А жители Тулы, получив увеличившиеся в два раза счета, по призыву одного из местных политиков вообще перестали платить за жилищно-коммунальные услуги.

Президентским указом Москве разрешили перейти на стопроцентную оплату услуг в 2008 году. Сегодня большинство жителей столицы платит в среднем 62 процента их стоимости. Для сравнения, в Архангельске доля населения в оплате ЖКУ составляет 82 процента, в Воронеже - 90 процентов. При этом тарифы в других городах значительно превышают московские. Если ставка за техническое обслуживание в Москве - 3 руб. 70 коп., а за отопление - 6 руб. 70 коп., то, например, в Смоленске - 4 руб. 36 коп. и 7 руб. 78 коп. соответственно.

Помимо названных ассигнований ежегодно из бюджета Москвы выделяются средства на проведение капитального ремонта жилого фонда. Во многих городах России эти расходы ложатся на плечи жителей.

Конечно, совершенно ясно, что на содержание этой отрасли нужны огромные средства, и дотирование сферы ЖКХ без конца невозможно. В то же время подход правительства Москвы, городской Думы заключается не в том, чтобы переложить бремя расходов на плечи жителей.

Но где взять деньги на поддержку ЖКХ, если не у жителей? В настоящее время Комплекс городского хозяйства активно занимается этими проблемами. Работа ведется в нескольких направлениях.

Так, в городе начался переход на оплату за фактическое потребление ресурсов. Постановка приборов учета дает возможность сделать образование тарифа "прозрачным", и самостоятельно регулировать каждому оплату за воду и тепло. Снимается с жителей и оплата за потери ресурсов, которая раньше ложилась на их плечи.

Кстати, применение ресурсосберегающих технологий - еще один способ снижения тарифов. Сегодня управляющие компании заинтересованы в том, чтобы отапливать дом, а не улицу. Поэтому в подъездах утепляют рамы, входные двери. Но бережливость требуется и от нас с вами. Утеплить свои собственные квартиры, следить за тем, чтобы окна на лестничной клетке были закрыты - это обязанность жильцов.

А вот реновация зданий, капитальный ремонт - это уже задача профессионалов.

Стоит заметить, что такой современный подход чаще можно наблюдать в товариществах собственников жилья и других жилищных объединениях, где люди относятся к своему жилью по-хозяйски и смотрят далеко вперед. Это касается и содержания жилья, и замены инженерного оборудования. Какой вентиль установить в подвале - дешевый, который будет подтекать и выйдет из строя через полгода, или дорогой, но долговечный и качественный; покупать ли для подъезда сенсорные выключатели и энергосберегающие лампы? - таких примеров можно привести множество.

Эффективное управление домом способно значительно снизить затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг. К сожалению, специалистов в этой сфере катастрофически не хватает. И это еще одна задача, которая стоит перед властью.

И, наконец, снижение тарифов невозможно без конкуренции в сфере ЖКХ, создания условий для развития малого бизнеса.

Одновременно необходимо продолжать работу, начатую в отношении малообеспеченных москвичей. В Москве они оказались более защищенными, чем в других регионах. Раньше в столице был установлен предел платежей в 13,5 процента минус минимальный размер оплаты труда (МРОТ) от семейного дохода.

Московская городская дума приняла закон, которым установила с 1 января 2005 года максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 10 процентов. Для сравнения: в Удмуртии субсидии предоставляются семьям, чей уровень платы за жилье и коммунальные услуги превышает 22 процента от совокупного дохода семьи, а в Курске -12 процентов.

Кроме того, в Москве предусмотрена ступенчатая схема снижения платежей в зависимости от дохода. Если семья имеет ежемесячный доход от 601 до 1500 рублей в месяц на одного человека, право на субсидию у нее возникает, даже если доля жилищных расходов составляет всего 3 процента от семейного бюджета (а не 10, как в остальных случаях). Для тех семей, где ежемесячный доход на человека от 1500 до 2000 рублей, субсидия предоставляется, если доля расходов на жилье составляет 6 процентов от бюджета семьи: Также в законе сказано, что если доход на каждого члена семьи меньше МРОТ, то такая семья вовсе освобождается от оплаты жилья и коммунальных услуг. В большей степени эта норма коснулась не пенсионеров, а многодетных семей и одиноких матерей. Субсидия полностью покрывает их платеж за жилое помещение в предел городских нормативов.

Меня часто спрашивают, чем субсидия отличается от льгот? Основная задача реформы ЖКХ заключается в том, чтобы подержать наименее обеспеченные слои населения. Программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - это, по сути, адресная помощь социально незащищенным жителям города. По сравнению с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Программа распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. То есть любая семья или одинокий человек, оказавшийся в трудном материальном положении, может рассчитывать на субсидию.

Вот всем этим и отличается реформа ЖКХ, проводимая в Москве, от остальных регионов.

Московская среда, 27 сентября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован