Решением городских властей 2007 год объявлен в Москве Годом ребенка. Помимо официальных мероприятий, праздников и общественных акций столичное правительство наметило вполне конкретные дела. Главное, предстоящий Год ребенка нашел свое отражение в основном финансовом документе города - проекте закона о бюджете Москвы на 2007 год. О том, как будет формироваться городская казна, о ее социальной составляющей и возможных изменениях корреспондент "Известий" Василий Горохов беседует с председателем бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, заместителем руководителя фракции "Единая Россия" Игорем АНТОНОВЫМ.
- Каковы основные расходные и доходные статьи городского бюджета на 2007 год?
- Пока правительство Москвы рассмотрело и одобрило проект закона о бюджете на 2007 год. Закон еще не прошел обсуждение в Мосгордуме, так что до того, как бюджет-2007 будет окончательно принят, в нем еще появятся изменения. Однако основные статьи расходов и общая направленность сохранятся. Пока расходы бюджета составляют 804,9 млрд руб., доходы - 699,8 млрд руб. Бюджетный дефицит намечено покрыть за счет внутренних и внешних займов, при этом политика города в этом вопросе остается год от года стабильной. В 2007 году бюджетный дефицит будет даже выше, чем в 2006-м, - примерно на 15,6 млрд руб. Однако и основные показатели бюджета Москвы существенно выросли. Самая большая статья расходов городского бюджета - жилищно-коммунальное хозяйство. На капремонт домов и дорог, канализацию, уборку, субсидии и содержание муниципальных служб город должен потратить 221 млрд руб. Еще около 176,7 млрд руб. пойдет на городской транспорт и экономическую инфраструктуру. Обеспечение безопасности Москвы потребует около 20,7 млрд руб. Но в основном эти средства будут истрачены в ходе плановых мероприятий в рамках ранее принятых долгосрочных программ предупреждения чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности города.
- Каков "вес" социальных программ в бюджете?
- Наш бюджет традиционно останется социально ориентированным. К примеру, расходы на образование в 2007 году должны составить более 116,5 млрд руб. - это почти в шесть раз больше, чем, к примеру, расходы на обеспечение безопасности москвичей. Причем основные затраты пойдут на оплату труда работникам сферы образования - педагогам и воспитателям. На развитие здравоохранения и спорта в Москве должно пойти 94,3 млрд руб. Традиционно социальные бюджетные статьи расходов - это выплата пенсий, дотаций и расходы на опеку. В 2007 году эти выплаты составят рекордную для Москвы сумму - 99,4 млрд руб.
- Что конкретно можно сказать про финансирование детских и молодежных программ?
- Столица никогда не экономила на молодежи и детях. С учетом того, что 2007 год объявлен в Москве Годом ребенка, расходы на детей и молодежь в сравнении с бюджетами прошлых лет будут существенно увеличены. На сегодняшний день принято решение о дополнительном финансировании мероприятий Года ребенка в объеме 10 млрд руб.
Мы рассчитываем, что все ранее принятые средне- и долгосрочные программы, направленные на поддержку семьи и молодежи в Москве, будут профинансированы в полном объеме. Кроме того, проект городского закона о бюджете предусматривает прямое финансирование практически всех вопросов, связанных с молодежной политикой, образованием и охраной материнства и детства. К примеру, детские дошкольные учреждения Москвы получат в 2007 году почти 21,5 млрд руб. Расходы на общее образование составят более 55,2 млрд руб. Среднее профессиональное образование в городе будет профинансировано на 8,3 млрд руб. На вопросы молодежной политики и оздоровления детей в бюджете заложено 3,1 млрд руб. В эту строку входят и организационно-воспитательная работа с молодежью, и проведение различных мероприятий для детей и юношества, и расходы по организации оздоровительных кампаний среди школьников и студентов. Город также продолжает реализацию целевой комплексной программы "Солнечный круг" по оказанию педагогической, психологической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оговорюсь, что в расходы на общее образование не входит ряд статей - к примеру, отдельно финансируются гранты Москвы по программе образования или строительство новых школ и детсадов.
- Какие отрасли городского хозяйства получат дополнительное финансовое обеспечение в 2007 году?
- Мы надеемся, что практически все. Расходные статьи бюджета предполагается в общей сложности увеличить более чем на 100 млрд руб. к 2006 году, или более чем на 14%. Судите сами - расходы по социальной сфере решено дополнительно профинансировать на 31,6 млрд руб., из этих денег большая часть, 10,7 млрд руб., уйдет на программы здравоохранения, в частности на улучшение Службы скорой помощи. А дополнительное финансирование программы развития физкультуры и спорта в Москве составит 3,8 млрд руб. Довольно серьезные дополнительные вложения город должен сделать в транспортную инфраструктуру - 8,7 млрд руб. И это при том, что расходы на "коммуналку" и так составляют существенную часть бюджета столицы! В основном же дополнительное финансирование пойдет на капитальные вложения - 65,2 млрд руб. Обеспечить это финансирование мы планируем за счет дополнительных налоговых поступлений, доходов от уплаты различных акцизов, остатков бюджетных средств и займов.
- Как будут финансироваться бюджетные расходы, связанные с участием Москвы в реализации национальных проектов Российской Федерации?
- В 2007 году финансирование расходов, связанных с реализацией нацпроектов на территории Москвы, будет идти как по линии городского бюджета, так и за счет средств, поступающих в бюджет Москвы из федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных правительством РФ. Традиционно бюджет Москвы принимается раньше, чем федеральный, а потому правительство Москвы будет корректировать бюджетные показатели после того, как станет понятным объем федерального финансирования национальных проектов.
- Каковы параметры государственного долга Москвы, планируемые на 2007 год?
- Проект закона о бюджете устанавливает верхний предел государственного долга Москвы на 1 января 2008 года по внутреннему долгу в сумме 164,8 млрд руб. В том числе верхний предел государственных гарантий, предоставленных Москвой, - 5,5 млрд руб. Сумма внешнего долга будет эквивалентна 782 млн евро. Фактически в 2007 году планируется привлечь по всем источникам заимствований 107,2 млрд рублей. При этом объем погашения составит 13,2 млрд рублей. Разница между этими суммами будет направлена на финансирование дефицита бюджета. Все указанные параметры соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ и городским бюджетным законодательством.
- Согласно проекту бюджета, в 2007 году на охрану окружающей среды в Москве планируется истратить всего около 3 млрд руб. Не мало ли это в сравнении с другими бюджетными расходами?
- Не стоит забывать, что кроме прямого финансирования существует и косвенное. Средства на охрану окружающей среды заложены и в бюджетах префектур, и в качестве расходов по другим статьям бюджета. Кроме того, в столице существует система бюджетных фондов, одним из которых является городской экологический фонд. Он формируется главным образом за счет средств, собранных в качестве платы предприятий за негативное воздействие на окружающую среду, и средств, предназначенных для компенсационного озеленения территорий. Примерно 136 млн руб. для экофонда в 2007 году запланировано собрать в виде штрафов за экологические правонарушения и исков о возмещении нанесенного природе Москвы вреда. Всего городской экологический фонд в 2007 году должен получить 2,191 млрд руб. Эти деньги полностью пойдут на финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, а также содержанию, развитию и расширению охранных и рекреационных зон Москвы.
- В какой пропорции в 2007 году будет распределяться финансирование городских целевых программ, многие из которых несут важные социальные функции?
- Распределение идет в пользу наиболее значимых социальных статей бюджетных расходов. К примеру, на комплексную программу мер социальной защиты жителей Москвы на 2007 год будет направлено 41,2 млрд руб., а на городскую целевую программу развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг. по капитальным вложениям пойдет свыше 4,7 млрд руб. Вторая по объемам финансирования целевая программа - "Столичное образование-4" на 2005-2007 гг. По капитальным вложениям ее финансирование в 2007 году составит 16,5 млрд руб. Довольно серьезное финансирование предусмотрено для реализации городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве - 1,9 млрд руб. Часть этих денег пойдет на обучение молодежи по программе "Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства".
- Предусмотрен ли в городском бюджете целевой фонд, средства которого идут на финансирование молодежных или детских программ?
- Финансирование молодежных и детских программ покрывается теми статьями бюджета, о которых я уже упомянул. Однако в Москве есть целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест, в 2007 году этот фонд будет составлять 940 млн руб. Средства фонда полностью пойдут на мероприятия по созданию и модернизации специальных рабочих мест и производств для инвалидов, а также по созданию рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Средства фонда также помогут трудоустроить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также средства фонда предусматривают помощь в трудоустройстве молодежи от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Василий Горохов
Известия, 27 сентября 2006 г.