29 января 2003
1902

Стратегический интерес России - чтобы как можно дольше была неопределенность

Виталий Третьяков, генеральный директор ЗАО "Независимая издательская группа"
С утверждением, что России нужно определиться раньше, чем ракеты начнут падать на Багдад, я не согласен, потому что теоретически России выгодно сейчас спрятаться в кусты. А практически она не может это реализовать по понятным причинам, прежде всего, потому что она остается великой страной, и спрятаться ей невозможно. Но промежуточные варианты - голову в кусты, остальная часть наружу, та часть в кусты, голова наружу, и так далее, - возможны. Нужно лавировать. И здесь вообще не может быть стратегии. Это, в принципе, тактика. Это и есть искусство настоящего дипломата, настоящего политика - стратегически лавировать. Тактически подыгрывать то одной, то другой стороне, то возмущаясь падением ракеты на Багдад, если она попала в госпиталь, а если она попала в какое-нибудь менее богоугодное заведение, то просто информируя об этом публику.

Я понимаю, что это цинично, но у нас здесь достаточно откровенный разговор. России при ее нынешних сложностях не до соблюдения высших моральных норм, особенно там, где все остальные игроки их не соблюдают и соблюдать, собственно, не собирались. Стратегический интерес у России следующий: чтобы нынешняя ситуация с Ираком длилась как можно дольше, чтобы как можно дольше была неопределенность. Грубо говоря, чтобы США завязли в этом регионе. Коль скоро они пошли на это, то пусть они там завязнут, как полагается завязнуть в болоте слишком большому мамонту, мастодонту.



Есть второй вариант: если все случится очень быстро и быстро проявится победитель, то тогда, конечно, нужно быть достаточно умелым, чтобы оказаться в стане победителя. Причем не так, что ты стучишься после случившегося, а ты там автоматически оказывается, просто нужно играть одновременно на двух досках. Но быстро, видимо, все-таки это не случится.



Что касается военных действий, то я, конечно, не военный специалист и тем более не специалист по Ближнему Востоку, тут есть разные версии, есть разная информация. Есть специалисты, чуть ли не живущие постоянно в Белом доме, но не работающие там, которые утверждают, что до сих пор вопрос не решен, во всяком случае, до вчерашнего выступления Буша, но должен быть вот-вот решен. Мне кажется, что вероятность массированной операции и свержение Саддама Хусейна в ограниченные сроки - это пока всего лишь 50%-ная вероятность, но самая значительная. На втором месте, 30% - это оккупации стран вокруг Ирака, соответствующее давление со свержением Саддама Хусейна какой-то спецоперацией либо организацией некоего выступления внутренней оппозиции, завезенной туда. И 20% - это второй вариант, но без спецоперации. Просто давление, Саддам в этой клетке, а США контролирует весь регион непосредственно с помощью в том числе своих военных.



Станет ли Европа самостоятельным игроком во время кризиса? Во-первых, у нас две Европы по отношению к этому кризису, так что уж точно Европа не сможет стать самостоятельным игроком, у нее раздвоение личности, вернее, гермофродизм, потому что раздвоение личности - это нечто иное. Та Европа, что против действий США, будет в основном, конечно, резонерствовать, никаких серьезных попыток как-то помешать американцам предприниматься не будет. Вообще-то говоря, нужно обсуждать не судьбу антитеррористической коалиции, она, конечно же, распадется, если не будет достигнут быстрый, решительный успех в течение нескольких недель. Да она, собственно, и сейчас уже распадается. А вот то, что Европа распадается в результате этого кризиса - это совершенно очевидно, это уже произошло. Так что гораздо интереснее рассуждать о том, какова будет судьба Европы в результате этой контртеррористической операции.



По Израилю можно сказать только то, что, конечно, там мертвая железная схватка на десятилетия, не на жизнь, а на смерть, которая разрешится победой либо одного, либо другого игрока, скорее всего, без помощи американцев, и скорее всего, это будет не Израиль.



И последнее. Если в Ираке будет широкомасштабная военная операция, это, безусловно, первая война ХХI века, и главный смысл ее состоит в том, что США пробуют мир на готовность подчиняться своему лидерству. И предотвратить развитие событий здесь Россия в целом не может.

29.01.2003
http://kreml.org/opinions/14338659
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован