Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
16 ноября 2022
438

Стратегическое наследие России накануне февраля 2022 года - база для новой национальной стратегии

Политика – это опиум для стратегии; она ведет к бессилию[1]

А.А. Свечин

 

А.А. Свечин, говоря о политике как «опиуме для стратегии», имел в виду, что во время войны «обсуждение с политиками ведет к анемии, утрате воли и энергии». Действительно (и так считают многие политики и военные деятели), когда ведется война политические дискуссии только мешают стратегии. Именно поэтому СВО России на Украине, которая пока что не является войной, но некой формой военно-силового противоборства, позволяет формулировать более широкие представления о национальной стратегии страны, более того, делает их обязательными и неизбежными. Если у России к началу СВО не существовало эффективной национальной стратегии, то не может быть и эффективной военной стратегии и военной политики, а, значит, сколько-нибудь эффективной военной реформы (даже если она и называется «коррективами»). Поэтому этап формирования национальной стратегии должен быть завершен в самые короткие сроки. Без него «перескочить» к военной реформе и военной стратегии не удастся. Так или иначе, но нам придется ответить на фундаментальные вопросы о том, какое общество и какое государство мы строим, для кого и т.д.[2] Причём отталкиваться придется от уже наработанных знаний и опыта, а не как в 90-е годы – тупо копировать социальный опыт Запада.

Кроме того, февраль 2022 года стал новым этапом в развитии военно-силового сценария ВПО, о котором не раз говорилось ранее в предыдущих работах[3], в т.ч. и в этой книге. Этот период стал предпоследним этапом в ухудшении отношений с «коллективным Западом», за которым уже нет пути назад ни России, ни главному противнику Запада – Китаю.  Последний этап – прямой военный и глобальный конфликт – отделяет от нынешнего этапа вполне условная граница: только до тех пор, пока США и страны НАТО самостоятельно и непосредственно, «под своим флагом», не участвуют в войне против России[4]. Этот же этап одновременно является промежуточным этапом между окончательным  оформлением национальной и военной стратегии России, т.е. расстояние и время может оказаться очень короткими.

С точки зрения глобального противоборства, успех (либо неуспех) специальной военной операции, а также способность (либо неспособность) России выстоять под напором санкций и других разновидностей прокси-войны со стороны коллективного Запада будет означать, что сейчас мощным силовым ударом можно (либо нельзя) изменить геополитическую реальность[5].

Этот опыт будет исключительно важен для стран, претендующих на международную субъектность и стремящихся защитить свои интересы на региональном или глобальном уровне. Но при всей значимости факта возвращения к «hard power» в XXI веке более существенным окажется запуск процессов временной хаотизации и последующей перестройки геоэкономического порядка. И Россия, похоже, уже в той стадии борьбы с доминированием Запада, когда думать о последствиях поздно, а приближение шокового момента геоэкономической трансформации становится желанной перспективой.

С точки зрения внутриполитической и цивилизационного опыта России можно констатировать, что у неё есть огромный резерв – исторический, духовный, организационный, - вытекающий непосредственно из истории существования её цивилизации и государственности, который сознательно сдерживался для использования либералами последние десятилетия, ограничивался, пытался уничижительно игнорироваться. Именно этот опыт и история привели к тому, что с определённым опозданием, но большинство граждан России начинает осознавать, что на кону стоит само существование страны как единого, целостного, самостоятельного и независимого государства. Приходит понимание, что предстоит длительная борьба, для успеха которой пожертвовать придётся многим. И от этого понимания зависят темпы формирования национальной стратегии страны, в основе которой могут лежать только национальная система ценностей. «Прозрение», которое наступает в обществе после нескольких десятилетий сознательно созданного идеологического вакуума, лежит в основе национальной стратегии.

И в основе внутренней политики России. В этом смысле расчёты внешних сил на внутреннюю дестабилизацию России выглядят всё более иллюзорными[6]. Патриотизм в стране становится все менее парадным и казенным и все более естественным чувством для большинства нации. Историческая традиция России такова, что ей не раз и не два приходилось отбиваться от коллективных (коалиционных) нашествий с Запада, каждое из которых могло бы не просто привести к военному поражению, но и уничтожить нашу страну. Ситуация с нападением со стороны Запада регулярно повторялась в истории России. Иногда – удивительно похоже на современную. Так, в 1663 году «общеевропейская» армия, в которую входили поляки, литовцы, французы, немцы, казаки и татары пыталась оккупировать Россию и «выгнать царя в Сибирь».  Польский король Ян Казимир, при поддержке католической церкви сумел предать планируемому походу чуть ли не «крестоносный характер». На призыв поляков откликнулись не только представители соседних с Речью Посполитой народов, но и многие представители Западно Европейской аристократии. В частности в походе участвовал герцог Грамон – маршал Франции. Он оставил довольно подробный отчет о происходившем. Поляки собрали очень значительное войско. Если верить Грамону, то оно состояло из 70 тысяч поляков и литовцев, 10 тысяч немцев, 20 тысяч татар и 20 тысяч казаков. Ему противостояли две армии "московитов", примерно в 50 тысяч человек каждая. Первой командовали князь Ромадановский и Левобережный гетман Брюховецкий, а вторая, князя Черкасского шла к ним на соединение. Поход закончился полным разгромом, как и последующие походы шведов, французов, немцев.

Вместе с тем,  власть должна понимать, что и к ней требования начнут возрастать. Едва ли запрос «глубинного народа» будет направлен на установление плюралистической демократии и либерализацию политического режима.  Зато социальная справедливость,  негативное отношение к дискредитировавшим себя элитам, требования разблокировать социальные лифты для тех, кто способен быть полезным в условиях острейшего противоборства с Западом и, напротив, очистить систему управления от множества бездарных и коррумпированных функционеров – та основа чрезвычайного социального контракта, который в той иной форме потребуется заключить для сохранения России на стадии перехода к миропорядку Z[7]».

Как и прогнозировалось ранее[8], в 2022 году произошел переход «точки бифуркации» в развитии военно-силового сценария ВПО от «просто» силового варианта к его откровенно вооруженному варианту противостояния как части силового коалиционного давления, откровенно цивилизационного характера широкой проамериканской коалиции[9]. Очень точную характеристику этого периода дал начальник СВР России С.Е. Нарышкин: «В настоящий момент прямо на наших глазах разворачивается принципиально новый этап европейской и мировой истории. Его суть – в крахе однополярного мира и системы международных отношений, основанной на праве самого сильного, то есть США, разрушать другие государства, чтобы предотвратить малейшую возможность их превращения в альтернативные центры силы. Именно эти цели преследовались в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии. Именно на это были направлены усилия Запада по втягиванию в орбиту своего влияния Украины. Россия сегодня бросает этой системе открытый вызов – создает по-настоящему многополярный мир, которого еще никогда не было и от которого в перспективе выиграют все, даже наши нынешние противники»[10], – писал он в апреле 2022 года.

«Эта система», – а именно коллективный Запад, его широкая военно-политическая коалиция сформулировали совершено определенную задачу, которая прямо уже не связана с ситуацией на Украине. Её озвучил откровенно министр обороны США – «нанести поражение России», причем настолько мощное, чтобы его последствия ощущались долго и сводились к невозможности проведения Россией активной внешней и внутренней политики[11].

Таким образом, объективные изменения в мире встречают со стороны Запада организованный и резкий отпор, который выражен в целой серии агрессивных действий против Югославии, Ирана, Ирака, Сирии, Афганистана и многих других стран. В настоящее время, прежде всего, против России. Эта неадекватная реакция, которая пытается компенсировать те глобальные перемены, происходящие в мире, с которыми сегодня столкнулось человечество. Она свидетельствует о том, что Запад не только не понимает сути происходящего, но и пытается силовым способом противодействовать происходящим процессам. Это неизбежно приведет такую политику к провалу. С.Е. Нарышкин достаточно категорично прокомментировал эту тенденцию: «Если же Европе и США не хватит зрелости и мужества для того, чтобы двигаться в указанном направлении, остальным центрам силы придется проектировать глобальное будущее без них.

     На смену изжившему себя либеральному универсализму должен прийти новый миропорядок – справедливый и устойчивый. Его необходимо создавать на тех условиях и в тех формах, которые обеспечат совместное существование государств и региональных объединений с сохранением за каждым из них права на самобытное развитие. Уверен, к этому процессу будут все активнее подтягиваться и те здравые силы в западных странах, которые осознают стоящие перед мировым сообществом риски и элементарно заинтересованы в самосохранении»[12].

    Еще в начале второго десятилетия в серии своих работ мы предупреждали о неизбежности подобного развития событий.[13] В частности, о возможности, даже неизбежности формирования широкой цивилизационной антироссийской коалиции, в которой НАТО играл бы важную, но только частичную роль, отдавая контроль США и Великобритании[14].

К сожалению, эти прогнозы не были услышаны: превалировал в целом традиционный подход[15],  в котором, кроме того, сильными оставались надежды на некие «межимпериалистические противоречия», что, безусловно, негативно отразилось на политике противоборства России хотя бы потому, что в числе её противников на стороне США оказались не только Австрия, Швейцария и Швеция, но и Финляндия и целый ряд других государств[16].

Не удалось в полной мере за 2014-2021 годы подготовиться к импортозамещению даже в крупныз отраслях промышленности. Так, в качестве примера можно привести состояние авиационной промышленности России после введения эмбарго на использование зарубежных самолетов в феврале 2022 года. В документах стратегического планирования, например, в Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, отмечалось, что с учетом сложной международной обстановки и антироссийских санкций, зависимость отечественной гражданской авиационной промышленности от импорта создает потенциальные риски для всей экономики страны. А такая зависимость была не просто велика, катастрофична[17]. Так, по состоянию на 2016 год, доля импортных комплектующих в «Сухой Суперджет 100» составляла 72%, в МС-21 — около 40%, если оборудовать его разрабатываемым ОДК двигателем ПД-141[18].

Произошло, кроме того, радикальное обострение военно-политической обстановки в 2022 году, о котором мы предупреждали не раз вплоть до последнего времени[19]. Но не только. Одновременно обнажилась отчетливо существо комплексного силового цивилизационного давления на Россию, которое какое-то время маскировалось Западом «параллельным сотрудничеством», в систему силовых мер в отношении России – от запрета на участие параолимпийцев и даже кошек из России на международных выставках до откровенной русофобской истерии[20]. Его цель – откровенная внутриполитическая дестабилизация России, смена правящего режима и изменения в политике суверенитета с последующей дезинтеграцией России.

Надо признать, что определенных результатов добиться удалось. Как известно, одной из главных целей антироссийских санкций является усиление протестных настроений, призванных содействовать смене режима и изменению политического курса. В 2014 году, например,  отмечалось увеличение числа участников протестных акций — почти в 1,5 раза (с 4,9 млн человек до 6,9 млн человек). Наибольшее число массовых акций проведено в Центральном (8,9 тыс. акций), Приволжском (6,5 тыс. акций) и Северо-Западном (6,5 тыс. акций) федеральных округах. В 2019 году повысился уровень протестной активности в Красноярском крае, Оренбургской, Владимирской и Ивановской областях, Бурятии. В 2020 году количество протестных акций в России уменьшилось, говорится в докладе «Протест на фоне пандемии: факторы спада активности» Агентства политических и экономических коммуникаций. Основной причиной этого стали ограничения, связанные с пандемией коронавируса. По оценке авторов доклада, число политических протестов сократилось за этот год на 20–30%, социально-экономических — на 15–25%, экологических — на 30–40% (общее число состоявшихся акций протеста не приводится). При этом сокращение количества акций не говорит об отсутствии протестных настроений у населения, считают эксперты. Остается высоким уровень экстремистских проявлений, особенно в молодежной среде, создающих предпосылки для социальной напряженности. По данным МВД России, в 2020 году в России число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности выросло на 42,4% и достигло 8335.

Не исключена активизация деятельности организаций в среде украинских беженцев в целях мобилизации протестного потенциала в регионах, в которых находится их значительное число. Возрастают риски активизации деятельности, направленной на «привязку» отдельных приграничных регионов России к сопредельным странам. Особое внимание уделяется Калининградской и Псковской областям, Республике Карелия, субъектам Российской Федерации, входящим в Дальневосточный федеральный округ.

Проведенный выше краткий анализ основных вызовов и угроз, – считает В.П. Назаров, – показывает, что для повышения эффективности реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности необходимы специальные инструменты стратегического планирования, позволяющие вести объективную многофакторную оценку состояния национальной безопасности, своевременно выявлять негативные тенденции в развитии ситуации в России в целом и ее регионах, по каждому из стратегических национальных приоритетов. Таким механизмом является стратегический анализ состояния национальной безопасности, который можно рассматривать как важнейший компонент государственной политики Российской Федерации по защите национальных интересов[21].

В основе этих изменений в политике Запада по отношению к России лежит комплекс фундаментальных причин, которые означают, что эти изменения носят долгосрочный характер, а силовое противоборство с Западом, к сожалению, – та реальность, которой нам, во-первых, не избежать, а, во-вторых, приобрела долгосрочный характер. Существует в целом понимание того, что эти изменения связаны с процессами глобального мироустройства, где России выделяется роль «наиболее острого раздражителя».

Эта мысль – традиционна для Запада и не является слишком новой,  хотя её нередко относят к идеям Хэлфорда Маккиндера, которые выдвигались в середине прошлого века[22]. Позже, в 80- и 90-е годы прошлого века эти идеи стали рассматриваться в рамках концепции противоборства цивилизаций и аналогичных построений, которые, к сожалению, на мой взгляд, не получили должной оценки, хотя тот же Бжезинский в 90-е годы настойчиво продвигал идею лидерства американской цивилизации и бесполезность надежд правящей российской элиты на равноправное сотрудничество, откровенно заявляя, что «такой подход лишен внешнеполитического и внутриполитического реализма»[23].

Новый этап в развитии человечества требует нового осмысления. Прежде всего, с точки зрения того, что именно цивилизации формируют основы МО, а не отдельные государства, а система МО – формирует основные особенности ВПО. Есть немало характеристик этого периода, которые в самые последние годы (в отличие от предыдущих десятилетий искусственно оптимистических оценок) дают описание состояния МО и ВПО. Так, как это не является главным в работе, то можно обратиться к одной из них, наиболее адекватной, описанной С.Ю. Глазьевым, сконцентрировавшись только на военно-политических особенностях.

С. Глазьев, например, описывает эти области противоборства следующим образом: «США предприняли мировую гибридную войну – начали ее с оранжевых революций для дезорганизации тех регионов мира, которые не контролировали, – для того чтобы усилить свое положение и ослабить положение геополитических конкурентов. После знаменитой мюнхенской речи президента Путина (февраль 2007 года) они поняли, что потеряли контроль над ельцинской Россией, и это их всерьез озаботило. В 2008 году грянул финансовый кризис и стало понятно, что начинается переход к новому технологическому укладу, а старый мирохозяйственный уклад и прежняя система управления уже не обеспечивают поступательного экономического развития. Вперед вырывается Китай[24].

К сожалению, многие в правящей элите  России не сделали нужных выводов, что привело к дальнейшему экономическому и технологическому отставанию России во втором-третьем десятилетии. В.П. Назаров не случайно пишет о том, что «По оценке ряда экспертов, последние 10 лет стали для России потерянным временем, ибо доля инноваций на сегодняшний день в российской экономике не превышает 12–13%»[25]. Февраль 2022 года, с экономической и технологической точек зрения, застал Россию именно на этом (стагнационном) этапе её развития. Правящая элита в феврале-марте будто бы «проснулась», вдруг став принимать те  меры в области развития промышленности, которые были очевидными и которые не делались все три десятилетия.

24 февраля стало неизбежным этапом в развитии стратегического планирования, причём сразу же в нескольких областях. Во-первых, в идеологии, где пришлось фактически разорвать все отношения с Западом. Во-вторых, в импортозамещении, которое вяло проходило последние 5 лет. В-третьих, в отношении к финансам и финансовой политике, которое (после провалов Набиуллиной и Силуанова) стало ориентироваться не только на приоритет «макроэкономичекской стабилизации». В-четвертых, неизбежно встал вопрос о том, «Что дальше?», как развиваться и «с кем дружить?»[26].

В. П. Назаров признает, что «Анализ показывает, что, несмотря на имеющееся множество методологических подходов к планированию (формальное, инкрементальное и системное планирование, их сочетание), единое понимание сути стратегического планирования, как инструмента государственного управления, появилось только в середине XX века. При этом до сих пор являются дискуссионными вопросы распространения созданного практикой инструментария на сложные и разноплановые сферы, к которым относится сфера обеспечения безопасности страны, а также определение понятия «стратегическое планирование»[27].

Ну,  а дальше  – действует логика развертывания мировой войны, только не в тех формах, что бытовали 100 лет назад, а на трех условных фронтах – валютно-финансовом  (где США до сих пор имеют почти полное  господство в мире), торгово-экономическом (где они уже уступили первенство Китаю) и информационно-когнитивном (где американцы также обладают превосходящими нас технологиями). Они используют все эти три фронта, пытаясь удерживать инициативу и поддерживать гегемонию своих корпораций».

Особенно важную роль в этих условиях приобретает специфика гибридной войны (ГВ), прежде всего, приоритетное использование радикальных идеологий и организаций в качестве силовых инструментов политики[28].

Я многократно выделял эти уровни силового противоборства России с Западом, полностью соглашаясь с автором[29]. Но, важно подчеркнуть, что на всех этих трех уровнях США и их цивилизационная коалиция преследует вполне конкретные, максималистские и долгосрочные цели: сохранение под своим контролем систем, которые обеспечивали им первенство, более того, откровенное доминирование на всех уровнях[30].

Кроме этого, С.Ю. Глазьев отдельно выделяет еще два геополитических уровня – биологический и военный, что, на мой взгляд, не вполне оправданно потому, что как биологические, так и военные операции являются средствами (в дополнение к другим средствам политики), не являясь самостоятельными целевыми приоритетами. С.Ю. Глазьев пишет: «Ну и, наконец, четвертый фронт – биологический, который открылся с появлением коронавируса из американо-китайской лаборатории в Ухани. Сегодня мы видим, что целая сеть биологических лабораторий существовала и на Украине. Так что Соединенные Штаты давно готовились открыть биологический фронт мировой войны.

Пятый, самый очевидный, фронт – это, собственно, фронт боевых действий – как последний инструмент для принуждения государств, которые они контролируют, чтобы те им беспрекословно повиновались. Сегодня ситуация на данном фронте тоже обостряется. Речь идет об онтологической безопасности. Которая всё чётче осознаётся в мире. И для её обеспечения требуются огромные (не вполне оцененные до этого) материальные ресурсы и механизмы их увеличения[31].

То есть на всех пяти фронтах мировой гибридной войны идут активные действия и можно спрогнозировать результат»[32].

Иначе говоря, ГБ стала реальным фактором мировой политики, хотя еще и не учитывалась в полной мере в стратегическом планировании России[33]. Излишний оптимизм доминировал и при оценке МО-ВПО, и при формировании СНБ России вплоть до 2015 года. Иначе говоря, СНБ РФ непосредственно зависела от адекватности оценок правящей элитой России состояния МО-ВПО.

Сохранился такой «исторический оптимизм» и до настоящего времени. С.Ю. Глазьев, например, полагает, что «Американцам не удастся победить, как не получилось в свое время британцам. «Хотя формально Великобритания победила во Второй мировой войне, но политически и экономически они проиграли. Британцы лишились всей своей империи, потеряли более 90 процентов территории и 95 процентов населения. Спустя два года после Второй мировой войны, где они были победителями, их империя развалилась как карточный домик, потому что два других победителя – СССР и США – в этой империи не нуждались и рассматривали ее как анахронизм. Так же мир не будет нуждаться в американских транснациональных корпорациях, в американском долларе, в американских валютно-финансовых технологиях и финансовых пирамидах. Все это уйдет в прошлое в скором времени. Юго-восточная Азия станет уже очевидным для всех лидером в мировом экономическом развитии, а новый мирохозяйственный уклад сформируется на наших глазах»,[34]- пишет он.

Таким образом, главной особенностью ВПО во втором десятилетии XXI века стало то, что силовое противоборство России с западной военно-политической коалицией перешло в фазу военно-силового цивилизационнного противоборства. Интеллектуального, идеологического, информационного – любого, который по отношению к России принял форму примитивной русофобии, тщательно организуемой на Западе[35]. Этот переход неизбежно потребует корректировок в уже принятую в июле 2021 года СНБ России[36].

Я не раз подчеркивал эту мысль о цивилизационном противоборстве в последние два десятилетия, но, надо признать, что до недавнего времени – начала системной антироссийской кампании на Западе в 2022 году – поддержки не получал. В одной из статей я писал, акцентируя внимание на системности и коалиционности подхода Запада: «Старые структуры безопасности, в частности НАТО, играют важную, но уже второстепенную роль: силовое противоборство приобретает все черты цивилизационного военно-силового противоборства, когда в него втягиваются самые разные государства, в том числе нейтральные (Финляндия, Швеция, Швейцария, Австрия) и неприсоединившиеся, находящиеся далеко за пределами зоны ответственности альянса, например, в южной части Тихого океана.

Специальная операция России на Украине может быть понята только в контексте более широкого исторического и цивилизационного противоборства России с открытой агрессией западной коалиции, которая охватила практически все области – от финансовой, экономической и военно-технической сфер до культуры и спорта»[37], используя для этого практически неограниченных спектр силовых средств гибридной войны (ГВ).  В этой связи можно еще раз охарактеризовать особенность ГВ в настоящее время с точки зрения, например, военных экспертов (НИИ №46 МО РФ), которые считают, что «Гибридная война представляет собой крайнюю форму разрешения социально-экономических, экономических, идеологических, территориальных и других противоречий между государствами (коалициями государств), преимущественно невоенными враждебными действиями как силового, так и не силового характера... Они состоят в разрешении сложившихся антагонистических противоречий в свою пользу за счёт устранения существующего у противника политического режима, захвата его территории, разгрома вооруженных сил и принуждения к выполнению политических условий противника»[38]. Очевидно, что только силовыми не военными средствами и мерами этого добиться невозможно.

Существующие попытки противопоставить силовые не военные средства и меры силовым, военным, на мой взгляд, не оправданы. Все эти силовые средства органично объединены в «пул» силовых инструментов политики. В мае-июне 2022 года я писал рло этому поводу, анализируя набор средств, используемых Западом против России: «Когда сегодня говорят о преимуществе в применении политико-дипломатических мер над военными, то пытаются создать иллюзию, что только с помощью невоенных мер можно добиться радикальных политических результатов[39]. «Как показала специальная операция на Украине, нередко этих средств недостаточно. Требуются военно-технические, причём самого широкого спектра, силы и средства – от ВТО до сил специальных операций. Нужны большие запасы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и боеприпасов. Нужны боеготовые резервы. Но в наибольшей степени требуются силовые невоенные средства – информационные, когнитивные, связи, влияния, которые можно объединить в категорию силовых невоенных политико-дипломатических средств»[40].

Надо иметь ввиду и то, что подобное развитие придает этому острому варианту сценария ВПО очень мощную инерцию, неизбежно вовлекая прозападные силы и в самой России[41], когда возникает открытое противостояние между обанкротившейся за 30 лет частью правящей элиты и её внешней политикой, и теми, кто готов воссоздавать по сути новое государство на базе российской цивилизации, её системы ценностей и интересов[42].

И начинать надо, как не раз говорилось выше, с трезвой и адекватной оценки состояния МО – ВПО, которая означает признание того факта, что возникла реальная экзистенциальная угроза самому существованию российской нации и государству[43]. Конфликт с Западом – не просто военно-политический, а, тем более,  региональный конфликт. Это конфликт, результатом которого станет неизбежное изменение соотношения сил в мире, а главной ставкой – выживание российская нация и государство. Более того, это глобальный конфликт между глобальным универсализмом, либеральным нацизмом, воплощающим понятие «Зла», и национальными ценностями, воплощенным в понятии «Добро». Между отрицанием традиционных норм и их соблюдением. Между религией и идолопоклонством, отрицанием любых представлений о любви и добре[44].

Откровенный нацизм на Украине, как оказалось, стал простой нормой в отношениях Запада с Россией (что объясняет внешнее терпение, а на самом деле прямое поощрение украинского национализма все последние десятилетия). Более того, сама Украина превратилась в военно-силовой инструмент уничтожения России. Созданный – целенаправленно и сознательно –  США против России.

Широкая западная военно-политическая коалиция против России развернула войну по всем направлениям жизнедеятельности государства – от внешней и военной политики до культуры, спорта и образования. Причем задача постоянного расширения и укрепления этой коалиции – наиболее приоритетная в политике США[45]. Особенно ярко и радикально это противоборство обозначено в финансово-экономической области, где попытались полностью исключить Россию из системы мирохозяйственных связей[46].

Естественно, что такая острая фаза противоборства не просто переросла в свою военную область, но и стала доминирующей на какое-то время, как всегда происходит в условиях военных действий. Это радикально изменило состояние ВПО не только в Европе, но и в мире. По сути дела, состояние ВПО в Европе можно охарактеризовать как «ограниченная война на европейском ТВД»[47].

Самым серьёзным образом это повлияло и на политику и стратегии государств. Прежде всего, естественно, главных противников. Украина и её управляемое, подконтрольное руководство, очевидно, играет в этом противоборстве подчиненную, даже жалкую с политической точки зрения,  роль. Именно изменения в стратегиях государств западной военно-политической коалиции – от лидера США до формально нейтральной Швеции – представляют сегодня наибольший интерес потому, что в них реализуются конкретные намерения и действия их правительств. От экономических и политико-дипломатических мер, до фактического участия в агрессии против России.

Для того, чтобы понять лучше особенности стратегии и стратегического планирования в качественно новых условиях, необходимо ближе рассмотреть отличительные черты перемен в стратегии государств. Причём, на мой взгляд, придется вновь в очередной раз пересмотреть содержание и понятия «стратегия» в новых исторических условиях, конкретных особенностях развития противоборства и сценария ВПО 20-х годов[48].

 

_______________________________________

[1] Свечин А.А. Стратегия.- М.: Кучково поле, 2003, с. 84.

[2] Не случайно, кстати, В.В. Путин оговорился на форуме в октябре 2022 году, что его интересуют проблемы простых граждан.

[3] См., например: Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. М.: МГИМО-Университет, 2015.- 169 с.

[4] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[5] См. подробнее, например: Вопросы противления угрозам подрыва государственности России на современном этапе: монография / Р.Н.Байгузин, О.В.Боброва, А.И.Подберёзкин.: Москва, 2022 .- 144 с.

[6] Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография. М. 2022. 336 с.

[7] Ефременко Д. Миропорядок Z. Необходимость изменений и перспектива выживания // Россия в глобальной политике, 2022,№ 3(115), май-июнь,  с. 30.

[8] См., например: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[9] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции Запада // Обозреватель, 2022, №3-4, с. 6.

[10] Нарышкин С.Е. Современная международная военно-политическая ситуация и тенденции её развития // Эл. ресурс: «Официальный сайт СВР», 2022, апрель / http://www.svr.gov.ru/smi/2022/04/sovremennaya-mezhdunarodnaya-voenno-politicheskaya-situatsiya-i-tendentsii-ee-razvitiya.htm.

[11] Заявления главы Пентагона о России показывают сдвиг в целях США на Украине. «Гардиан», 25 апреля 2022 / https://www.theguardian.com/world/2022/apr/25/russia-weakedend-lloyd-austin-ukraine.

[12] Нарышкин С.Е. Современная международная военно-политическая ситуация и тенденции её развития // Эл. ресурс: «Официальный сайт СВР», 2022, апрель / http://www.svr.gov.ru/smi/2022/04/sovremennaya-mezhdunarodnaya-voenno-politicheskaya-situatsiya-i-tendentsii-ee-razvitiya.htm.

[13] См., например: Нарышкин С.Е. Вступительное слово. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития: аналитич. доклад / А.И. Подберёзкин, Р.Ш. Султанов, М.В. Харкевич (и др.). М.: МГИМО-Университет, 2014, с. 3.

[14] National Security Strategy.- The White House, Oct., 2022, P. 48 / https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf

[15] Надо признать, что у разработчиков СНБ России существовали в то время разные точки зрения, но они очень медленно пересиливали доминировавшую либеральную традицию в правящей элите. См.: Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П.Назаров, под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. 332 с.
 
[16] Афиногенов Д.АП., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73-74.

[17] Застряли за границей: Почему «Суперджет» и МС-21 никогда не станут полностью российскими? — URL: https://lenta.ru/articlКes/2016/11/21/avia_problems/

[18] Цит. по: Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 132.

[19] Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А.С. Коржевского; редкол. В.В.Толстых, И.А.Копылов. М.: РГГУ, 2021. 604 с.

[20] Эта тенденция всегда существовала в том или ином виде, но принципиально важно признать, что на определенном этапе отношений между Россией и Западом, может быть с начала 2000-х, она стала доминирующей. Подберезкин А. И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. 1496 с.

[21] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 132.

[22] См., например: Маккиндер Хэлфорд. Географическая ось истории. М.: АСТ, 2021. 288 с.

[23] Бжезинский З. Великая шахматная доска, Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010. 256 с.

[24] Это немедленно отражается на качестве ВВСТ. См.: Военно-экономическая безопасность и военно-техническая политика государства: изменение диалектики взаимосвязи в современных условиях. Монография. Под общ. ред. проф. С.Ф.Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канлер». 2020, с. 271

[25] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П.Назаров, под общ.ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 21.

[26] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[27] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П.Назаров, под общ.ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 21.

[28] Боброва О.В., Меркурьев В.В. К вопросу о роли радикальных религиозных организаций национальной безопасности и средств противодействия им / Сайт ЦВПИ, 06.06.2022 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/k-voprosu-roli-radikalnyh

[29] Подберёзкин А.И. Путём санкций, шантажа и военных угроз. Красная Звезда, 15 апреля 2022 г. / http://redstar.ru/putyom-sanktsij-shantazha-i-voennyh-ugroz/.

[30] Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[31] Указ Президента Российской Федерапции от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов».// https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

[32] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. Ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov.

[33] Афиногенов Д.АП., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73-74.

[34] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. Ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov.

[35] Начиная с Маккиндера. См.: Географическая ось истории. М.: АСТ, 2021, сс. 278-282.

[36] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[37] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции Запада // Обозреватель, 2022, № 3–4, с. 6.

[38] Военно-экономическая безопасность и военно-техническая политика государства: изменение диалектики взаимосвязи в современных условиях. Монография. Под общ. ред. Проф. С.Ф. Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канцлер», 2020, с. 9.

[39] Акцент на этом сделан, в частности, в современной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. в разделе «Оборона».

[40] См.: Подберезкин А.И. Государственная стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель, 20221, №5-6, с. 7.

[41] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. Ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov

[42] Бжезинский З. Великая шахматная доска, Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010. 256 с

[43] Экзистенциальная угроза государству и нации – зд.: некоторый набор сил, которые могут привести к тому, что сущность (нация, государство) перестанет существовать или будет существовать в таком измененном или уменьшенном состоянии, что она больше не будет обладать достаточным количеством одних и тех же атрибутов, чтобы называться одной и той же сущностью. Развитие современного сценария ВПО («Эскалация политики военно-силового принуждения») ведет к возникновению э.у. России.

[44] Боброва О.В., Меркурьев В.В. К вопросу о роли радикальных религиозных организаций национальной безопасности и средств противодействия им / Сайт ЦВПИ, 06.06.2022 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/k-voprosu-roli-radikalnyh

[45] National Security Strategy. The White House, Oct., 2022, P. 48 / https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf

[46] Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73-74.

[47] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[48] См. подробнее: Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (сс. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ. М.: Издательский дом «УМЦ», 2022. 544 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован