Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
12 августа 2022
611

Стратегическое наследие России накануне февраля 2022 года как база для новой национальной стратегии

Всякая цель должна быть строго согласована с имеющимися для достижения средствами[1]

А.А. Свечин

 

Стратегия и СП в современной России опираются на огромное историческое, духовно-нравственное и военно-теоретическое наследие, составляющее фундамент, который позволяет проектировать самые оригинальные и эффективные идеи, концепции и доктрины, и без которого стратегическая мысль и стратегическое планирование в нашей стране были бы намного слабее западных теорий. Проблема, как всегда, в своевременном и полном использовании этого огромного наследия. Именно этого недоставало в последние десятилетия в подготовке государственных и военных специалистов России.

К сожалению, последние десятилетия не лучшим образом сказались как на использовании этого наследия, так и на развитии научных школ в России, которые с большим трудом пережили мощный организационно-финансовый удар. Поэтому к февралю 2022 года наша теоретическая мысль и стратегия, надо откровенно признать, могли бы быть подготовлены лучше. Окончательный военно-политический анализ состояния ВПО-СО и готовности ВС РФ в ходе проведения СВО на Украине, безусловно, еще впереди, но уже сегодня можно заметить некоторые особенности, которые отразились на национальной стратегии и оперативном планировании.

Прежде всего, ВС России и вся страна смогли перенести самое массированное и беспринципное политико-идеологическое наступление Запада на наши национальные и государственные институты, сохранив систему ценностей, национальные интересы и приоритеты развития, а также основы экономики и финансовой системы. Вернуть Россию в 90-е годы, лишенную суверенитета и способности к развитию, как хотели западные и отечественные либералы, не удалось.

Мы смогли выдержать и огромное давление – финансовое и технологическое – на нашу промышленность и ОПК[2]. Наши ВВСТ, прежде всего, в области ВКС, особенно ПВО-ПРО, оказались по своему качеству в основном выше аналогичных западных систем. Так, не смотря на критику и активную роль и огромные возможности США и их союзников в области связи, разведки и управления, разведывательно-ударные и разведывательно-огневые контуры ВС РФ показали свою высокую эффективность, а скорость прохождения команд внутри этих контуров соответствовала режиму, близкому к реальному[3]. Другими словами, в целом ВС России оказались готовы к сетецентрической войне на отдельном ТВД.

Наибольшие преимущества России оказались в ствольной артиллерии, РСЗО и средствах ВКН, прежде всего, фронтовой авиации, которые оценивались как соотношение 1:10 и даже 1:20, «перемалывая» ВВСТ и личный состав ВСУ. Это означает, что как запасы вооружений и боеприпасов, так подготовка личного состава ВС РФ оказались, как минимум, достаточно высоки.

Сам факт мучительной неспособности ВСУ осуществить даже небольшую контратаку, переходящую в операцию, свидетельствует о дезорганизации и распаде ВСУ Украины летом 2022 года и преимуществах ВС РФ. Это же свидетельствует о способности военно-политического руководства нашей страны найти наиболее эффективные способы военного противоборства, т.е. военно-теоретическая школа России - СССР обеспечивала поиск наиболее правильных решений.

Но СВО на Украине – только часть ВПО, сформированной, прежде всего, усилиями западной военно-политической коалиции. Другая часть - политико-дипломатическая, экономическая и финансовая коалиционная война против России. Надо признать, что в этой области ведения военно-силового противоборства у России значительно меньше опыта и знаний, чем у Запада, особенно англосаксов, которые всегда стремились избежать прямой вооруженной борьбы прибегнув к многочисленным способам «непрямых» действий, прекрасно описанных их идеологом Бэзило Лиддл Гартом еще в 50-е годы прошлого века[4].

Февраль 2022 года стал новым этапом в развитии военно-силового сценария ВПО[5]. Этот период стал самым предпоследним этапом в ухудшении отношений с «коллективным Западом», за которым уже нет пути назад ни России, ни главному противнику Запада – Китаю. Развитие МО неизбежно ведет к осложнению ВПО-СО до предела, когда сохранить контроль над эскалацией становится невозможно[6]. И у России нет большого опыта, научных школ и традиций, каким образом использовать невоенные силовые инструменты политики. Современный опыт – результат колониальной и неоколониальной политики, которого у России нет. Может быть, поэтому её отношения с бывшими советскими республиками выглядят однозначно невыгодными и даже ущербными, когда, например, широкое военно-техническое сотрудничество в рамках ОДКБ (фактически, помощь России) сопровождается помощью некоторых стран ВС Украине.

Последний этап военно-силового противоборства с Западом – прямой военный и глобальный конфликт – отделяет от нынешнего этапа очень условная граница, с которой до поры до времени соглашается Россия: пока что США и страны НАТО самостоятельно и непосредственно, «под своим флагом», не участвуют в войне против России[7]. Но эта граница неуклонно размывается, а силы, которые этим занимаются, очевидно, продвигаются в направлении прямой военной эскалации. Так, проведенные (десятки) мониторинги несколькими американскими центрами[8] в отношении вероятного конфликта в 2022 году США – Тайваня доказывают, что такие же примеры не раз предпринимались и в отношении России.

 С точки зрения глобального противоборства,  успех (либо неуспех) специальной военной операции, а также способность (либо неспособность) России выстоять под напором санкций и других разновидностей прокси-войны со стороны коллективного Запада будет означать, что сейчас мощным военно-силовым ударом можно (либо всё-таки, будет нельзя) изменить геополитическую реальность[9].

Спор – не теоретический, а сугубо практический, подкрепленный многочисленными испытаниями на прочность психики. Так, в августе 2022 года, например, провокации против Запорожской атомной станции вплотную поставили не только Европу, но и мир перед проблемой преодоления сознательной политики Украины провоцирования глобальной войны[10].

У России мало такого опыта и – надо честно признать – недостаточно научных знаний и теоретической подготовки специалистов. Последние 5–7 лет не только Совет Безопасности, МИД и Минобороны, но и другие ведомства пытались организовать различного рода исследования о возможностях силовой не военной политики, роли не военных инструментов в обеспечении безопасности. Но сочетание военных и не военных силовых инструментов в политике и противоборство такому комплексу мер и средств не стало еще привычным в научных исследованиях нашей страны. Вплоть до настоящего времени сохраняется противопоставление «жесткой» и «мягкой силы» и бесконечные дискуссии вокруг этой темы российских политологов, начатые еще во времена М. Горбачева, когда пытались доказать, что «военная сила потеряла свое значение» и поэтому разоружение (желательно одностороннее), сокращение и уничтожение ВС и ОПК являются важнейшими политическими задачами. Последствия такой «научной школы» в реальной политике известны, но мы и сегодня не спешим от них избавиться.

Этот опыт комплексного применения силы, испытание на прочность, которое прежде выдерживали КНДР и Вьетнам, а в современных условиях – Афганистан и Сирия – будет исключительно важен для стран, претендующих на международную субъектность, и стремящихся защитить свои интересы безопасности на региональном или глобальном уровне в новых условиях формирования миропорядка. Уже после начала СВО на Украине стало видно как сильно может быть давление США на другие государства: не только в ООН, но и практически во всех международных институтах – от МВФ до ОБСЕ - беспрецедентное влияние США превратилось в откровенное силовое давление, которому смогли противостоять немногие государства.

У России, как оказалось, практически не сохранилось инструментов международного влияния «благодаря» либеральному внешнеполитическому курсу по ограничению «вовлеченности» страны в мировую политику и свертывания внеполитической активности, но те немногие возможности, которые сохранились, удалось использовать В.Путину, С. Лаврову, Н. Патрушеву и некоторым другим руководителям для того, чтобы Россия не оказалась изолированной в мире. Более того, в итоге оказалось, что абсолютное большинство стран, не входящих в ОЭСР, сохранили отношения с Россией и не оказались втянутыми в русофобскую политику. 

Но при всей значимости факта возвращения к «hard power» в XXI веке более существенным окажется запуск Западом процессов временной хаотизации и последующей перестройки геоэкономического порядка. И Россия, похоже, уже в той стадии борьбы с доминированием Запада, когда думать о последствиях поздно, а приближение шокового момента геоэкономической трансформации становится желанной перспективой.

В разработке современной стратегии России приходится считаться с тем, что с определённым опозданием, но большинство граждан России начинает ещё только осознавать, что на кону стоит само существование страны как единого, целостного, самостоятельного и независимого государства. Приходит понимание (пока что медленно), что предстоит длительная борьба, для успеха которой пожертвовать придётся многим. Но такие же периоды прежде были в истории России. Поиск её эффективной стратегии должен учитывать в полной мере и это наследие, помять нации о тяжелых кризисных временах, когда внешние угрозы монгольского, польcко-немецкого, французского, гитлеровско-европейского нашествия ставили нашу страну на самую грань выживания.

И Россия, как нация и государство, превозмогала эти опасности и трудности в самых тяжелых условиях. В этом смысле расчёты внешних сил на внутреннюю дестабилизацию России пока выглядят иллюзорными[11].  Историческая традиция России такова, что ей не раз и не два приходилось отбиваться от коллективных (коалиционных) нашествий с Запада, каждое из которых могло бы не просто привести к военному поражению, но и уничтожить нашу страну.

Известных примеров много. Еще больше – малоизвестных. Так, в 1663 году «общеевропейская» армия, в которую входили поляки, литовцы, французы, немцы, казаки и татары пыталась оккупировать Россию и «выгнать царя в Сибирь».  Польский король Ян Казимир, при поддержке католической церкви сумел предать планируемому походу чуть ли не «крестоносный характер». На призыв поляков откликнулись не только представители соседних с Речью Посполитой народов, но и многие представители Западно-европейской аристократии. В частности в походе участвовал герцог Грамон - маршал Франции (Он оставил довольно подробный отчет о происходившем).

Поляки собрали очень значительное войско. Оно состояло из 70 тысяч поляков и литовцев, 10 тысяч немцев, 20 тысяч татар и 20 тысяч казаков (роль украинцев в истории России часто бывала откровенно предательской). Ему противостояли две армии "московитов", примерно в 50 тысяч человек каждая. Первой командовали князь Ромадановский и Левобережный гетман Брюховецкий, а вторая, князя Черкасского шла к ним на соединение. Поход поляков закончился полным разгромом, как и последующие походы шведов, французов, немцев.

Важнейший аспект народной традиции в формировании политики власти в условиях кризиса – учет народных требований. В нашем случае, в 2022 году, власть должна понимать, что и к ней требования начнут возрастать. Едва ли запрос «глубинного народа» будет направлен на установление плюралистической демократии и либерализацию политического режима. За то социальная справедливость, негативное отношение к дискредитировавшим себя элитам, требования разблокировать социальные лифты для тех, кто способен быть полезным в условиях острейшего противоборства с Западом и, напротив, очистить систему управления от множества бездарных и коррумпированных функционеров – та основа чрезвычайного социального контракта, который в той иной форме потребуется заключить для сохранения России на стадии перехода к миропорядку Z»[12].

Новая стратегия и СП должны учитывать, что как и прогнозировалось ранее[13], в развитии МО и ВПО произошел переход «точки бифуркации» от «просто» силового варианта к его откровенно вооруженному варианту противостояния как части силового коалиционного давления, откровенно цивилизационного характера широкой проамериканской коалиции[14]. Очень точную характеристику этого периода дал начальник СВР России С.Е. Нарышкин: «В настоящий момент прямо на наших глазах разворачивается принципиально новый этап европейской и мировой истории. Его суть – в крахе однополярного мира и системы международных отношений, основанной на праве самого сильного, то есть США, разрушать другие государства, чтобы предотвратить малейшую возможность их превращения в альтернативные центры силы. Именно эти цели преследовались в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии. Именно на это были направлены усилия Запада по втягиванию в орбиту своего влияния Украины. Россия сегодня бросает этой системе открытый вызов – создает по-настоящему многополярный мир, которого еще никогда не было и от которого в перспективе выиграют все, даже наши нынешние противники»[15], - писал он в апреле 2022 года.

«Эта система», – а именно коллективный Запад, его широкая военно-политическая коалиция сформулировали совершено определенную задачу, которая прямо уже не связана с ситуацией на Украине. Её озвучил откровенно министр обороны США – «нанести поражение России», причем настолько мощное, чтобы его последствия ощущались долго и сводились к невозможности проведения Россией активной внешней и внутренней политики[16].

Таким образом, объективные изменения в мире встречают со стороны Запада организованный и резкий отпор, который выражен в целой серии агрессивных действий против Югославии, Ирана, Ирака, Сирии, Афганистана и многих других стран. В настоящее время, прежде всего, против России. Эта неадекватная реакция, которая пытается компенсировать те глобальные перемены, происходящие в мире, с которыми сегодня столкнулось человечество. Она свидетельствует о том, что Запад не только не понимает сути происходящего, но и пытается силовым способом противодействовать происходящим процессам. Это неизбежно приведет такую политику к провалу. С.Е. Нарышкин достаточно категорично прокомментировал эту тенденцию: «Если же Европе и США не хватит зрелости и мужества для того, чтобы двигаться в указанном направлении, остальным центрам силы придется проектировать глобальное будущее без них.

На смену изжившему себя либеральному универсализму должен прийти новый миропорядок – справедливый и устойчивый. Его необходимо создавать на тех условиях и в тех формах, которые обеспечат совместное существование государств и региональных объединений с сохранением за каждым из них права на самобытное развитие. Уверен, к этому процессу будут все активнее подтягиваться и те здравые силы в западных странах, которые осознают стоящие перед мировым сообществом риски и элементарно заинтересованы в самосохранении»[17].

Еще в начале второго десятилетия в серии своих работ мы предупреждали о неизбежности подобного развития событий.[18] В частности, о возможности, даже неизбежности формирования широкой цивилизационной антироссийской коалиции, в которой НАТО играл бы важную, но только частичную роль, отдавая контроль США и Великобритании.

К сожалению, эти прогнозы в свое время не были услышаны: превалировал в целом традиционный подход[19], в котором, кроме того, сильными оставались надежды на некие «межимпериалистические противоречия», что, безусловно, негативно отразилось на политике противоборства России,  хотя бы потому, что в числе её противников на стороне США оказались не только Австрия, Швейцария и Швеция, но и Финляндия и целый ряд других государств[20]. Интеллектуальная и духовно-нравственная подготовка нации к «переходному периоду» должна была начаться раньше, еще в 90-е годы, в «разгул наивной политологии».

Что еще хуже, не только в 90-е годы, но и позже, не удалось исправить научно-техническую и промышленную политику, которую разрушили либералы. Не удалось в полной мер–за 2014-2021 годы и подготовиться к импортозамещению даже в крупных отраслях промышленности. Так, в качестве примера можно привести состояние авиационной промышленности России после введения эмбарго на использование зарубежных самолетов в феврале 2022 года. В документах стратегического планирования, например, в Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, отмечалось, что с учетом сложной международной обстановки и антироссийских санкций, зависимость отечественной гражданской авиационной промышленности от импорта создает потенциальные риски для всей экономики страны. А такая зависимость была не просто велика, катастрофична[21]. Так, по состоянию на 2016 год, доля импортных комплектующих в «Сухой Суперджет 100» составляла 72%, в МС-21 – около 40%, если оборудовать его разрабатываемым ОДК двигателем ПД-141[22].

Произошло, кроме того, радикальное обострение не только военно-политической обстановки, о котором мы предупреждали не раз вплоть до последнего времени[23], но и одновременно обнажилась отчетливо существо комплексного силового цивилазационного давления на Россию, которое какое-то время маскировалось Западом «параллельным сотрудничеством», в систему силовых откровенно русофобских мер в отношении России – от запрета на участие параолимпийцев и даже кошек из России на международных выставках до откровенной русофобской истерии[24].

Надо признать, что подобная традиция в политике Запада существовала не одно столетие, но именно в период «любви к западной демократии» эта традиция, существовавшая еще со средних веков, полностью игнорировалась.

Русофобия – исключительно эффективная политика, превратившая не только часть народа, населяющего Украину, но и многих европейцев, во врагов России. Что еще хуже – часть российского народа в русофобов. Цель – откровенная внутриполитическая дестабилизация России, смена правящего режима и изменения в политике суверенитета с последующей дезинтеграцией России.

Надо признать, что определенных результатов добиться удалось. Как известно, одной из главных целей антироссийских санкций является усиление протестных настроений, призванных содействовать смене режима и изменению политического курса. В 2014 году, например, отмечалось увеличение числа участников протестных акций – почти в 1,5 раза (с 4,9 млн человек до 6,9 млн человек). Наибольшее число массовых акций проведено в Центральном (8,9 тыс. акций), Приволжском (6,5 тыс. акций) и Северо-Западном (6,5 тыс. акций) федеральных округах. В 2019 году повысился уровень протестной активности в Красноярском крае, Оренбургской, Владимирской и Ивановской областях, Бурятии.

В 2020 году количество протестных акций в России уменьшилось, говорится в докладе «Протест на фоне пандемии: факторы спада активности» Агентства политических и экономических коммуникаций. Основной причиной этого стали ограничения, связанные с пандемией коронавируса. По оценке авторов доклада, число политических протестов сократилось за этот год на 20–30%, социально-экономических — на 15–25%, экологических — на 30–40% (общее число состоявшихся акций протеста не приводится). При этом сокращение количества акций не говорит об отсутствии протестных настроений у населения, считают эксперты. Остается высоким уровень экстремистских проявлений, особенно в молодежной среде, создающих предпосылки для социальной напряженности. По данным МВД России, в 2020 году в России число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности выросло на 42,4% и достигло 8335.

Не исключена активизация деятельности организаций в среде украинских беженцев в целях мобилизации протестного потенциала в регионах, в которых находится их значительное число. Возрастают риски активизации деятельности, направленной на «привязку» отдельных приграничных регионов России к сопредельным странам. Особое внимание уделяется Калининградской и Псковской областям, Республике Карелия, субъектам Российской Федерации, входящим в Дальневосточный федеральный округ.

Проведенный выше краткий анализ основных вызовов и угроз, игнорирующих во многом традиционный опыт России, – справедливо считает В.П. Назаров, показывает, что для повышения эффективности реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности необходимы специальные инструменты стратегического планирования, позволяющие вести объективную многофакторную оценку состояния национальной безопасности, своевременно выявлять негативные тенденции в развитии ситуации в России в целом и ее регионах, по каждому из стратегических национальных приоритетов. Таким механизмом является стратегический анализ состояния национальной безопасности, который можно рассматривать как важнейший компонент государственной политики Российской Федерации по защите национальных интересов[25].

Надо признать, что ни традиций, ни подобного опыта в России не существует. Его надо создавать и терпеливо воспитывать. В том числе в научной и образовательной среде.

Надо, кроме того, обратить внимание на изучение фундаментальных различий – геополитических и цивилизационных – между Россией и Западом. Но не для того, чтобы их усиливать, но для более полного учета в политике. Так, например, в этом случае не стало бы для нас неприятной неожиданностью та русофобия, которая «вдруг» появилась в Европе. Никакого «вдруг», на самом деле, не было. Не только у поляков, но и у французов, немцев, да и других народов существовали определенные негативные настроения против русских, под которыми они понимали всеи народы России.

В основе этих изменений в политике Запада по отношению к России лежит комплекс фундаментальных причин, которые означают, что эти изменения носят долгосрочный характер, а силовое противоборство с Западом, к сожалению, – та реальность, которой нам, во-первых, не избежать, а, во-вторых, приобрела долгосрочный характер. Существует в целом понимание того, что эти изменения связаны с процессами глобального мироустройства, где России выделяется роль «наиболее острого раздражителя».

Эта мысль – традиционна для Запада и не является слишком новой,  хотя её нередко относят к идеям Хэлфорда Маккиндера, которые выдвигались в середине прошлого века[26]. Позже, в 80- и 90-е годы прошлого века эти идеи стали рассматриваться в рамках концепции противоборства цивилизаций и аналогичных построений, которые, к сожалению, на мой взгляд, не получили должной оценки, хотя тот же З. Бжезинский в 90-е годы настойчиво продвигал идею лидерства американской цивилизации и бесполезность надежд правящей российской элиты на равноправное сотрудничество, откровенно заявляя, что «такой подход лишен внешнеполитического и внутриполитического реализма»[27].

Новый этап в развитии человечества требует нового осмысления, но не отрицания прежнего опыта, истории и традиций.

 

_______________________________________

[1] Свечин А.А. Стратегия.- М.- СПб.: Кучково поле, 2003, с.98.:

[2] В частности, количество использованных средств ВТО ВС РФ каждый месяц превышало все использованные системы ВТО США в Ираке, Афганистане и Сирии.

[3] Вооруженные Силы РФ подтвердили свои сетецентрические возможности в ходе боевых действий на Украине // Национальная оборона, 2022, №5, с. 16.

[4] Напомню, что к стратегии непрямых действий прибегали и в Древнем Китае, и в античной Греции, и в Риме.

[5] См., например: Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение к исследованию. М.: МГИМО-Университет, 2015. 169 с.

[6] См.: Подберезкин А.И. Состояние международной обстановки и её влияние на формирование военно-политический и стратегической обстановки. Сайт ЦВПИ, 10 августа 2022 / http://eurasian-defence.ru/?q=eksklyuziv/sostoyanie-mezhdunarodnoy

[7] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer,  2022, май-июнь, № 5-6, СС.5-22.

[8] См. подробнее: Кац Дж., Инсинна В. «Кровавое месиво» с «ужасными человеческими жертвами»: как может разразиться китайско-американский конфликт. Срочные новости, 11 августа 2022 / https://breakingdefense.com/2022/08/a-bloody-mess-with-terrible-loss-of-life-how-a-china-us-conflict-over-taiwan-could-play.

[9] См. подробнее, например: Вопросы противления угрозам подрыва государственности России на современном этапе: монография / Р.Н. Байгузин, О.В.Боброва, А.И. Подберёзкин. М. 2022. 144 с.

[10] Постпред РФ в ООН обвинил Киев в попытке спровоцировать ядерную катастрофу. НСН, 2022, 12 августа / https://nsn.fm/in-the-world/nebenzya-zayavil-chto-udary-ukrainy-po-zaes-vedut-mir-k-yadernoi-katastrofe?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[11] Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография.- М., 2022.- 336 с.

[12] Ефременко Д. Миропорядок Z. Необходимость изменений и перспектива выживания // Россия в глобальной политике, 2022,№ 3(115), май-июнь, сс. 12–30, с. 30.

[13] См., например: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[14] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции Запада // Обозреватель, 2022, №3–4, с. 6.

[15] Нарышкин С.Е. Современная международная военно-политическая ситуация и тенденции её развития / Эл. ресурс: «Официальный сайт СВР», 2022, апрель / http://www.svr.gov.ru/smi/2022/04/sovremennaya-mezhdunarodnaya-voenno-politicheskaya-situatsiya-i-tendentsii-ee-razvitiya.htm

[16] Заявления главы Пентагона о России показывают сдвиг в целях США на Украине. «Гардиан», 25 апреля 2022 г. / https://www.theguardian.com/world/2022/apr/25/russia-weakedend-lloyd-austin-ukraine

[17] Нарышкин С.Е. Современная международная военно-политическая ситуация и тенденции её развития / Эл. ресурс: «Официальный сайт СВР», 2022, апрель / http://www.svr.gov.ru/smi/2022/04/sovremennaya-mezhdunarodnaya-voenno-politicheskaya-situatsiya-i-tendentsii-ee-razvitiya.htm.

[18] См., например: Нарышкин С.Е. Вступительное слово. Военно-политические аспекты прогнозирования мирового развития: аналитич. доклад / А.И. Подберёзкин, Р.Ш. Султанов, М.В. Харкевич (и др.). М.: МГИМО-Университет, 2014, с. 3.

[19] Надо признать, что у разработчиков СНБ России существовали в то время разные точки зрения, но они очень медленно пересиливали доминировавшую либеральную традицию в правящей элите. См.: Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П.Назаров, под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022.-332 с.

[20] Афиногенов Д.АП., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие / под общ. ред. В.П. Назарова.- М.: Проспект, 2015, сс. 73–74.

[21] Застряли за границей: Почему «Суперджет» и МС-21 никогда не станут полностью российскими? / URL: https://lenta.ru/articlКes/2016/11/21/avia_problems/

[22] Цит. по: Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография /В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 132.

[23] Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А.С. Коржевского; редкол. В.В.Толстых, И.А.Копылов. М.: РГГУ, 2021. 604 с.

[24] Эта тенденция всегда существовала в том или ином виде, но принципиально важно признать, что на определенном этапе отношений между Россией и Западом, может быть с начала 2000-х, она стала доминирующей. Подберезкин А. И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. М.: ИД «Международные отношения», 2018. 1496 с.

[25] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 132.

[26] См., например: Маккиндер Хэлфорд. Географическая ось истории. М.: АСТ, 2021.  288 с.

[27] Бжезинский З. Великая шахматная доска, Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2010. 256 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован