22 октября 2003
3804

Светлана ГАНЕЕВА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Многие банки, особенно небольшие и средние, сегодня волнует вопрос о судьбе займа Всемирного банка на сумму $300 млн. долларов для кредитования малого бизнеса через систему региональных банков под государственную гарантию Правительства РФ. Лучше всего, думаю, ответить на него в общем контексте взаимодействия нашей страны с международными финансовыми организациями (МФО). Материалы по этому вопросу готовятся в настоящее время Минэкономразвития России для рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Для нас займы МФО делятся на три категории.

Кредиты, требующие суверенных гарантий. Они включаются в Программу внешних заимствований, которая состоит из нескольких приложений и является неотъемлемой частью бюджета страны. В ее основе - среднесрочные программы сотрудничества с банками развития. Сейчас действуют две среднесрочные программы: с Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком, утвержденные Правительством РФ соответственно в конце 2001 и в начале 2002-го. Как правило, в первый год действия программы заимствования соответствуют указанным в ней направлениям и принципам. Что касается следующих лет, то для получения кредита необходимо выполнить ряд указанных в программе условий.

В соответствии с Бюджетным кодексом по каждому займу определяется главный распорядитель средств - министерство или ведомство, которое готовит концепцию проекта, занимается расходованием средств и отвечает за их эффективность.

Займы коммерческого сектора. Частный сектор активно кредитует ЕБРР, а также Международная финансовая корпорация, которая структурно входит в группу Всемирного банка. Предоставляя кредиты, эти организации не требуют прямых государственных гарантий по ним в виде финансовых обязательств по проектам.

Займы под так называемые "комфортные письма" (без суверенных гарантий, когда государство принимает на себя ряд обязательств, не имеющих финансового характера). Эта форма, к сожалению, используется не часто - вероятно, многие о ней просто не знают. Между тем она может заметно улучшить финансовые условия займа. Подготовкой таких комфортных писем тоже занимается Минэкономразвития России.

Возвращаясь к ситуации с займом Всемирного банка для кредитования малого бизнеса, хотела бы отметить, что речь, на мой взгляд, не идет об окончательном отказе. Решение было принято на период рассмотрения проекта бюджета 2004 года, и он внесен в Думу без учета этого займа. Такая позиция согласована с Министерством финансов и объясняется просто.

В бюджете этого года было два связанных займа: на развитие финансовых учреждений и на поддержку предприятий. Жизнь показала, что расходуются они плохо, и улучшения концепции не предложено. Но если мы не израсходовали прежние займы, зачем брать еще один по той же структуре?

Полагаю, что банки, заинтересованные в выделении средств на кредитование малого бизнеса, могут обратиться к действующим займам - там есть неизрасходованные суммы. Но если они считают, что брать их невыгодно, то, может быть, невыгодна структура в целом?

Речь идет о новом подходе к перспективам сотрудничества с международными финансовыми организациями. Не секрет, сегодня существуют две противоположные точки зрения: первая - практику заимствований нужно в принципе сворачивать, вторая - даже в условиях бюджетного профицита нужно сохранить финансирование за счет суверенных займов, но только тех проектов, которые имеют экономический эффект в обозримой перспективе. Наше министерство - сторонник второго подхода.

Светлана ГАНЕЕВА

руководитель Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Минэкономразвития России

www.bdm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован