Эксклюзив
19 мая 2010
6953

Светлана Липина: Северо-Кавказский федеральный округ

Кому дано сегодня право решать судьбу региона на десятилетия вперед.

Четыре месяца прошло с момента образования округа. Много было написано в средствах массовой информации, озвучено с экранов телевизоров, написано в научной литературе. Страна говорила о Комплексной долгосрочной стратегии развития стратегически важного региона. Все понимали, что разрабатывать такой документ необходимо комплексно, силами, как науки субъектов СКФО, так и лучшими представителями российской научной школы. Ведь тех, кому небезразлично будущее Северного Кавказа - миллионы. Реальность оказалась серой и унылой. Неизвестно каким образом, но тихо занимается разработкой этого документа абсолютно сторонняя организация, проходят слушания. Да и ладно, наверное, именно эта консалтинговая компания предложила что-то потрясающее для Полпреда, если именно ей доверили право стать единственной и лучшей в деле принятия решений по определению пути дальнейшего социально-экономического развития региона.

Неужели научный потенциал Ставрополья, Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чеченской республики не имеет колоссального опыта, работ и предложений для участия в работе над этим документом? Ведь в формате Южного федерального округа, существовавшего до 19 января 2010 года с 13 субъектами Федерации, работало 313 научных организаций, в которых было занято более 30 тысяч ученых! Именно учёными Юга России за многие десятилетия накоплен огромный исследовательский опыт, который нужно и важно использовать в рамках СКФО. Знания особенностей социально-экономического развития, которыми владеют ученые-кавказоведы сегодня, как никогда, необходимо и обязательно внедрять в практику будущего строительства. Есть Южный научный центр РАН, в каждом субъекте СКФО есть подразделения Российской академии наук.

Ниже приводится таблица, составленная по данным Федеральной службы государственной статистики, где наглядно показан мощный интеллектуальный ресурс Северного Кавказа, незадействованный в процессе разработки стратегического документа.

Документа, по которому республики и Ставропольский край будут обязаны жить и трудиться до 2030 года.

Научный потенциал Северо-Кавказского федерального округа.
 

 число организаций, выполнявших исследования и разработки 2008численность персонала, занятого исследованиями и разработками, 2008г.численность исследователей с учеными степенями, 2008г.
Республика Дагестан311778523
Республика Ингушетия48331
Кабардино-Балкарская Республика14678253
Карачаево-Черкесская Республика5507121
Республика Северная Осетия - Алания14686166
Чеченская Республика 6333173
Ставропольский край212076401

 

Это только исследователи, которые живут и работают в научных учреждениях субъектов СКФО. А сколько инновационных разработок по этому региону было предложено учёными в других городах и центрах России? Сотни тысяч. Теперь им не суждено увидеть внедренные результаты своего труда. В том формате, в котором сегодня предлагается проект Комплексной стратегии, это будет не документ для внедрения, а очередная отписка. Перечень опорных (приоритетных) инвестиционных проектов, реализация которых предусматривается Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в период 2010-2020 и на период до 2030 года, не выверен с точки зрения создания новых рабочих мест, решения проблемы безработицы, а что еще очень важно, с точки зрения комплексного развития территории. Отсутствие четких представлений и целей, неверная оценка природно-ресурсного и трудового потенциалов, увеличивающегося демографического роста , не соотносятся с масштабностью заявленных задач, а применяемые в расчетах заграничные методики и технологии других стран, явно отличающихся от северокавказской тематики, предопределяют появление неточных экономических оценок. По-прежнему, необходим комплекс мер экономического и правового характера, в рамках которых можно найти взаимоприемлемое решение и сбалансировать интересы как Федерации в целом, так и субъектов Северного Кавказа.

Для успешного развития экономики в Северокавказском регионе опыт других и российских регионов ограничен в применении, требует адаптации не только к их современным экономическим возможностям и потребностям, но и также национальным и историческим особенностям, к территориальным и межпоселенческим проблемам. Это возможно только при консолидации усилий и взаимодействии органов власти всех субъектов Северного Кавказа. Интеграционный потенциал республиканских экономик требует решения не только важнейших стратегических задач по обеспечению экономической (и не только экономической) безопасности, но и объединения общих усилий республиканских администраций для формирования конкурентного цивилизованного рынка в рамках регионального обмена.


www.viperson.ru

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован