О Третьем Уделе Пресвятой Богородицы – Киево-Печерской Лавре, летопись рассказывает так. В XI веке на Афоне подвизался монах Антоний. Уроженец Черниговского княжества он, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, сначала посетил Палестину, а на обратном пути принял пострижение на Афоне, где прожил несколько лет близ монастыря Эсфигмен. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы». Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он выкопал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, недалеко от Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так начала образовываться великая Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. При строительстве церкви был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы. Читая летописи, тех времен замечаешь, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами взрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения и исцелял больных. Последние годы жизни он провёл в уединении, устранившись от управления монастырём. Умер Антоний 7 мая 1073 года. Мощи преподобного находятся под спудом (то есть, не обретены и по сей день).
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры[1] и стал «ставропигиальным царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.[2]Содержание
1 История
1.1 Основание
1.2 Набеги и восстановление монастыря
1.3 Попытки переподчинения
1.4 XVII — XIX века
1.5 Советское время
2 Возрождение монастыря; современная жизнь
3 Дни празднования Киево-Печерским святым
4 Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
5 Храмы и сооружения на территории Лавры
6 На территории Лавры также находятся
7 Настоятели и наместники
8 См. также
9 Киево-Печерская лавра
10 Примечания
11 Ссылки
История. Основание
Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который ископал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Около того времени в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.
Набеги и восстановление монастыря
В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен тюрками, а в 1169 году при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию самого князя зажжён его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.
Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. Бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз в 1300 году, в 1399 году. В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена. Пожар 1718 года опять разорил Киево-Печерскую обитель, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку.
Попытки переподчинения
В 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия на Украине. XVII — XIX века.
В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
При архимандрите Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре заведена была типография (основана в 1616) и началось печатание богослужебных и полемических книг.
Преемник их, Пётр Могила, завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной.
При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы[3]; завершена немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:
Главный при великой церкви,
Больничный,
Ближние пещеры,
Дальние пещеры,
Голосеевская пустынь,
Китаевская пустынь.
Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева.
В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45.
В 1688 году Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.
Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, была найдена среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году
25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит неустановленными лицами настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать, как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона[4].
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
Руины Успенского собора, 1942 год.
Сразу после занятия Киева немцами, 27 сентября 1941 года Лавра была вновь открыта[5]. В ней поселился схиархиепископ Антоний (Абашидзе), занявший дом бывшего блюстителя Ближних пещер, где для него был восстановлен небольшой храм.
3 ноября 1941 года советскими подпольщиками был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году — советская сторона обвинения на Нюренбергском процессе пыталась возложить вину за этот акт вандализма на оккупационные власти, но обвинение не было поддержано в решениях трибунала)[6] Более того, сразу после вступления в Киев немецкое командование заявило о том, что при отходе из города Красная армия заминировала в том числе и Успенский собор.[7] В предвоенные годы советскими властями были взорваны такие шедевры украинского барокко, как Киево-Братский Богоявленский монастырь и Николаевский военный собор, а также памятники домонгольского времени — Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Успения на Подоле и Трёхсвятительская церковь. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Известно, что диверсионными операциями по взрыву объектов в оккупированном фашистами Киеве руководил Иван Кудря.[8] Вероятной целью взрыва было покушение на посещавшего лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.[8]
После освобождения Киева в 1943 г., советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.
Успенский собор (Великая церковь) Современный вид (2000)
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ Тульчинский и Брацлавский).
Община Лавры находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви (Московского патриархата), входящей в состав Русской православной церкви.
С 1992 года настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года. Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527. рус. • англ. • фр.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дни празднования Киево-Печерским святым
Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих[9], — 28 сентября по Юлианскому календарю.
Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих, — 28 августа по Юлианскому календарю.
Собор всех преподобных отец Киево-Печерских — переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
В ведении заповедника находится Верхняя лавра, расположенная на Лаврской улице. Генеральный директор Заповедника — Лесничая Виктория Николаевна (уволена в августе 2012). Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт для посещения ежедневно с 9.30 до 18.00, касса до 17.00. В весенне-летний период рабочий день до 19.00, касса до 18.00. Бесплатное посещение: для детей дошкольников, учеников детских домов и интернатов, участников боевых действий, инвалидов I и II групп, солдат и сержантов срочной службы.
Стоимость входных взрослых билетов:
2002 — 3 гривны.
2004 — 5 гривен.
с … до мая 2012 — 25 гривен.[10]
с мая по 7 августа 2012 — 50 гривен.[11]
с 8 августа 2012 — 3 гривны.[12]
Храмы и сооружения на территории Лавры
Лавра на оригинальной почтовой марке Украины, 2007
Надвратный (над святыми вратами лавры) храм во имя Живоначальной Троицы — древнейший из сохранившихся.
Аннозачатиевская церковь (фото: 1)
Большая Лаврская колокольня
Колокольня на Ближних пещерах
Колокольня на Дальних пещерах (фото: 1, 2)
Крестовоздвиженская церковь
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (фото: 1, 2)
Троицкая надвратная церковь (Святые врата) (фото: 1)
Церковь «Всех преподобных отцов печерских»
Церковь «Живоносный источник»
Церковь Всех Святых
Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (фото: 1)
Церковь Спаса на Берестове
Церковь Христова Воскресения
На территории Лавры также находятся
Башня Ивана Кущника
Братские корпуса
Бывшие келии соборных старцев
Бывший дом наместника Лавры
Бывший экономический корпус
Галерея, ведущая к Ближним пещерам
Галерея, ведущая к Дальним пещерам
Дебоскетовская (опорная) стена
Западные экономические ворота
Здание бывших митрополичьих покоев
Киевские Духовная Семинария и Академия
Киевское областное училище культуры
Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (фото: 1)
Колодец преподобного Антония
Колодец преподобного Феодосия
Корпус бывшей типографии
Крепостные стены
Малярная башня
Митрополия
Онуфриевская башня
Памятник Нестору Летописцу
Часовая башня
Часовня
Южные ворота
Могила Петра Столыпина
Наместники
Варлаам (Ясинский) (1680 — 31 августа 1690)
Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
Тимофей (Щербацкий) (14 апрель 1740—1748)
Феофилакт (Слонецкий) (1792—1795)
Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
Авксентий (Галицкий) (1826—1834)
Иоанн (Петин) (1852—1862)
Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878—1884)
Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884—1892)
Сергий (Ланин) (1893—1896)
Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
Настоятели
Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
Климент
Ермоген (Голубев) (18 октября 1926—1931)
1930—1941 — закрытие
Наместники
Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
Нестор (Тугай) (1 августа 1953—1961)
1961—1988 — закрытие
Ионафан (Елецких) (23 июля 1988—1990) до 12 октября 1988 — и. о. наместника
Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994)
Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви.
Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония.
Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.
Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.
По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.
В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.
В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом
и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Наша профессиональная конференция, устраиваемая киевлянами и названная «СтройХИМИЯ», работала несколько лет до раскола на левобережную (прорусскую) и правобережную (прозападную). Заседали мы в разных местах. Наша конференция проходила в офисах гостиницы «Турист» на станции метро «Левобережная» в Киеве. Заседания шли на русском языке.
Правобережная конференция шла на украинском языке. Так мы разошлись даже на профессиональном уровне.
Культурная программа конференции включала посещение Лавры, Софийского собора и Андреевской церкви, где однажды, на горке, мы, профессиональные строители, представители России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Финляндии побратались на вечное сотрудничество и взаимную дружбу и любовь. Никто из нас не мог даже предположить частично дальнейшее развитие событий. Эти события явно планировались не один год, хорошо готовились и спонсировались США и Великобританией.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, прообраз монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.
Трапезная церковь — одна из церквей Киево-Печерской лавры, возведённая в 1893-95 гг. в русско-византийском стиле по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева на месте трапезной 1684—1694 гг., которую разобрали «за ветхостью».
Внутреннее убранство здания разработано Щусевым. Мраморные иконы выполнены в псевдорусском стиле. Над украшением храма работали живописцы Иван Ижакевич, Г. Попов и др. Сзади трапезной имеется площадка, с которой можно наблюдать панораму Ближних и Дальних пещер, Днепра и Левого берега города Киева.
У стены трапезной церкви находятся могилы В. Л. Кочубея и И. Искры, казненных Мазепой в 1708 г. и П. А. Столыпина, убитого в 1911 г. В 1911 году после убийства Петра Столыпина в трапезной проходили траурные мероприятия.
Каменный Никольский храм на месте прежнего деревянного датируется 1700-м годом. После пожара 1718 г., нанесшего Верхней Лавре большой урон, в больничном монастыре были сделаны значительные перестройки. С западной стороны к храму, наружная отделка которого выполнена в стиле «мазепинского барокко», была пристроена больничная палата. Алтарную часть храма венчает окрашенный в синий цвет купол с позолоченными звездами. Внутренним украшением церкви был вырезанный в 1780 г. киевским мастером Андреем Здорилковским липовый резной трехъярусный иконостас с серебряными Царскими вратами, иконы для которого писали лаврские иконописцы под руководством Захарии (Голубовского). Особо чтимыми были здесь иконы святителя Николая и великомученицы Варвары.
Большая Лаврская колокольня 1731—1745
Диаметр первого яруса колокольни составляет 28,8 м, толщина стен первого яруса — 8 м. Глубина фундамента из гранитных плит превышает 7 м.
Свенская Печерская икона Божией Матери была написана в двенадцатом веке преподобным Алипием Печерским, монахом Киево-Печерской лавры. Он был одним из первых и лучших русских иконописцев. На иконе изображена Царица Небесная, сидящая на престоле, с Богомладенцем…
В нынешний великий праздник сошествия Святого Духа на Апостолов видим мы, что и духовная энергия, являющая нам силу Божию, может проявляться не только тихо и едва заметно, но и с потрясающей силой и славой.
Апостолы Христовы и близкие к Господу Иисусу люди, собравшиеся в большой горнице Иерусалимской в ожидании пришествия Духа Святого, обещанного вознесшимся на небо их Учителем, вдруг услышали сильный шум, как бы от несущегося бурного ветра, и на главах их святых почил Дух Святый в виде огненных языков.
Так явно, с такой потрясающей силой никогда не являл Себя миру Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы.
Так явно еще никогда не была открыта миру троичность в Лицах Единого Бога, и потому праздник сошествия Святого Духа на Апостолов именуем мы также великим праздником Святой Троицы.
Дух Святый, конечно, пребывал в сердцах святых Апостолов и во все время их постоянного общения со Вторым Лицом Святой Троицы Господом Иисусом Христом до Его Вознесения на небо.
Но теперь, когда им предстояла величайшая задача проповеди Христова Евангелия всем языческим народам; когда должны были они разогнать мрак язычества и просветить весь мир единым истинным светом Христовым; когда должны были они вести тяжелейшую борьбу с самим диаволом, отцом и источником духовного мрака, им, конечно, нужны были сверхчеловеческие силы ума и сердца. Потому и Дух Святой сошел на них с такой огромной силой, с какой ни раньше, ни позже не сходил ни на кого из людей.
Апостолы получили Божественный свет, озаривший их умы, в виде огненных языков. Они получили изумительный дар знания языков и наречий всех народов, которым должны будут дать новое сердце и новый разум.
Итак, с силой, подобной урагану, сошел Святой Дух на Апостолов Христовых, ибо пред ними лежала грандиозная задача коренным образом изменить мировоззрение всего человечества и весь ход мировой истории.
Но настанет время, когда с несравненно большей силой, чем даже в день Пятидесятницы, будет явлена безмерная сила Божия и власть Святого Духа; когда по страшному гласу трубы Архангеловой воскреснут мертвые; когда земля и все дела на ней сгорят; когда по слову Божьему, «Се, творю все новое» (Откр. 21:5), – возникнут новая земля и новая вселенная. К этому страшному дню должны мы готовиться во все дни жизни нашей, чтобы встретить его не в страхе и трепете, а с великой радостью и с высоко поднятыми головами.
Что же надо для этого? Надо помнить удивительные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3:16).
ПРОЩАЛЬНЫЙ БАНКЕТ НА КРУИЗНОМ ПАРОХОДЕ ПО ДНЕПРУ
Нет войне! Всё проходит, пройдёт и ЭТО! Не бывает Бог без Света. Да будет так во Имя Господа-Бога Отца, Аминь! Аминь! Аминь!
Нет войне! Всё проходит, пройдёт и ЭТО! Не бывает Бог без Света. Да будет так во Имя Господа-Бога Сына, Аминь! Аминь! Аминь!
Нет войне! Всё проходит, пройдёт и ЭТО! Не бывает Бог без Света. Да будет так во Имя Господа-Бога Святого Духа, Аминь! Аминь! Аминь!
Нет войне! Да! Будет над нами Покров Пресвятой Богородицы, усердной заступницы и утешительницы, Аминь! Аминь! Аминь!
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Пусть в Этот День Закончатся Силы ада, и настанет МИР!!!
О, Мати Божия,
покрый нас честным Твоим Покровом
и избави нас от всякого зла
Материал с фото см в Приложении