14 марта 2007
1251

Сюрпризы красноярских выборов

Общим лейтмотивом комментариев по итогам первого тура выборов в Красноярске стала их предсказуемость. Дескать, как и ожидалось, во второй тур вышли спикер краевого законодательного собрания Александр Усс (27% голосов избирателей) и губернатор Таймыра Александр Хлопонин (25%). Это действительно ожидалось. Но одновременно выборы сломали несколько важных стереотипов, представлений о ситуации и в Красноярском крае, и на общероссийском электоральном поле. Обратить на них внимание следует не только для прогнозирования итогов 2-го тура, который пройдет 22 сентября, но и с учетом начала нового федерального избирательного цикла в России.

На красноярских выборах пали как минимум семь общенациональных и местных мифов.

Миф первый - люди устали от перемен, они хотят сохранения статус-кво, желают видеть своими лидерами опытные, проверенные фигуры. Ничего подобного. Главными победителями первого тура эксперты справедливо называют Хлопонина, за пару месяцев утроившего свой рейтинг, и представителя народно-патриотического союза Сергея Глазьева, о котором раньше мало кто слышал, что не помешало ему занять третье место с 22% голосов. Оба они - фигуры в крае относительно новые - как раз бросали вызов статус-кво, олицетворяли перемены, предлагали альтернативу сложившейся в крае криминально-коррупционной системе. Напротив, старые и проверенные кадры, которые первоначально лидировали по всем опросам - символизировавший статус-кво Усс и представитель советской управленческой школы мэр Красноярска Петр Пимашков - выступили неудачно. Пимашков вообще провалился, набрав лишь 15%. Кстати, замечу, взлет Владимира Путина в 1999-2000 гг. тоже подчеркивал, что люди желают перемен, а не консервации нынешних проблем.

Миф второй - люди устали от идеологий и не могут их воспринимать, на выборах в России эмоции и популизм всегда одержат верх над рассудительностью. Как выяснилось, вовсе не обязательно. Хлопонин и Глазьев предлагали детальные, рассудочные программы, сформулированные в идеологических терминах, первый - реформистскую, второй - левую. И люди восприняли эти идеи с большим интересом, чем скорее популистские -чтобы всем было хорошо - программы Усса и Пимашкова.

Миф третий - "свои побеждают чужих", местный патриотизм - верный путь к победе. Ничего подобного. В первом туре красноярских выборов "чужие" с очевидным перевесом победили "своих". Хлопонин, Глазьев и лондонский бизнесмен Артем Тарасов вкупе набрали 50%, а Усс и Пимашков только 42%. Местечковый патриотизм, получивший наиболее яркое воплощение в идеологии "нашизма" спикера Усса, не действует на электорат, который имеет возможность видеть, как живут в мире. Люди не считают те порядки и нравы, которые царят в родной деревне или городе, пределом мечтаний и не рассматривают "своего" начальника идеальным только потому, что он "свой". Просчет Усса был вот еще в чем. Он полагал, будто "нашизм" будет воспринят как общекраевая идея. А он был воспринят как идея начальства столицы края. А к городу Красноярску там такое же отношение, как в России к Москве - его подозревают в выколачивании средств из остальных регионов края.

Миф четвертый - против грязных политтехнологий, "черного пиара" нет приема. Оказывается, есть. Работавшие на Усса заезжие "чернушники" с Урала провели самую грязную кампанию. И самую неэффективную, видимо забыв давнюю истину о том, что человеку, живущему в стеклянном доме, не рекомендуется бросаться в окружающих камнями. Главной мишенью "черного пиара" был выбран Хлопонин, справедливо воспринимавшийся как самый серьезный конкурент Усса. Из губернатора Таймыра стали лепить образ монстра-олигарха, хозяина того самого "Норильского никеля", который высасывает соки из края, не платит деньги в бюджет и продает местные интересы центру. Все это выстрелило либо мимо цели, либо срикошетило в самого Усса. Имидж монстра никак не вязался с добродушным Хлопониным, зато столь яростные атаки моментально разогрели интерес к фигуре таймырского губернатора и обеспечили ему полную узнаваемость в крае.

Как только в центре кампании оказалась "олигархическая" тема, Усс оказался более уязвим, чем Хлопонин. Ведь спикер сам много лет представляет интересы финансово-промышленной группы "Русский алюминий". Причем платежи от этой группы, не менее мощной, чем "Норникель", в бюджет края составляют 6-7% от общих поступлений, тогда как Норильск формирует красноярский бюджет на 75%. Обвинения норильчан со стороны Усса будто они что-то не доплачивают, привели к тому, что его поддержка на севере края приблизилась к абсолютному нулю. И выборы не выявили аллергии против центра, против Кремля, которые сейчас ассоциируются с популярной фигурой президента Путина.

Бросив все ресурсы на создание с помощью "черного пиара" антиолигархического электората, Усс так и не смог на него опереться. Все те избиратели, которые клюнули на эту тему, голосовали не за спикера, а за почти коммуниста Глазьева, для которого антиолигархическая риторика куда более органична.

Миф пятый - в стране все больше разворачивается криминал, а в Красноярске он вообще правит бал. И это не правда. Считалось, что тот кандидат, которого поддержит главный авторитет края Анатолий Быков, недавно получивший условный срок за покушение на убийство, обречен на триумф. "Бык" все последние дни кампании не сходил с телеэкранов, поддерживая Усса. Аналитики заявили, что это сразу добавит спикеру 10-15% голосов. И что? Что, у Усса до этого было только 12% поддержки, и столько же ему добавил Быков? Нет, конечно. "Бык", выведенный вперед в качестве главного резерва верховного командования Усса, помог ему выйти во второй тур, дав ориентир обитателям следственных изоляторов и маргиналам, верящим в "добрых разбойников". Но на большее он не способен. Основной массе избирателей кампания с бандитским душком оказалась не по душе.

Миф шестой - центру все равно, чем закончатся выборы в Красноярске. Может так оно и было. Симпатии к федеральной фигуре, первоклассному менеджеру Хлопонину компенсировались вхожестью в кремлевские коридоры руководителя "Сибала" Олега Дерипаски, покровительствующего Уссу. Но сейчас это уже, похоже, не так, если следить по позиции прокремлевских телеканалов. Хлопонин в последние дни стал их очевидным фаворитом. Полагаю, сдвиг центра в сторону таймырского губернатора не в последнюю очередь объясняется как раз "фактором Быкова", у которого может и есть почитатели в Красноярске, но их точно нет в команде Путина.

Миф седьмой - кандидат, сильно опережающий на старте всех остальных, обречен на успех. Оказывается, нет. В свете вышесказанного шансы на победу Усса, рядом с которым в начале кампании никто и близко не стоял, мне представляются менее предпочтительными, чем Хлопонина. А есть и дополнительные факторы, которые будут работать на губернатора Таймыра. На чаше его весов электоральная динамика: рейтинг все последнее время ракетой шел вверх, а рейтинг Усса два месяца пребывает в застывшем или даже слегка падующем состоянии (см. рис.1). Такие тенденции практически не переламываются.

Усс победил в основном только в Красноярске, а Хлопонин был впереди него почти на всей остальной территории края (см. рис. 2). Это значит, что для победы во втором туре Хлопонину необходимо провести быструю и яркую кампанию в одном городе и подтянуть явку на подконтрольном ему Севере, что вполне реально. А Уссу необходимо одномоментно нарастить усилия на территории, равной четырем-пяти Франциям, что невозможно.

Очень многое будет зависеть от того, как поведут себя избиратели, в первом туре отдавшие голоса Глазьеву и Пимашкову. С симпатиями самих этих политиков все более-менее понятно - они на стороне Хлопонина. Он откликнулся на призыв Глазьева взять на вооружение хотя бы часть его программы. А красноярские коммунисты, обеспечивавшие кампанию Глазьева, стойко враждуют с Уссом еще со времен его вице-губернаторства в администрации Валерия Зубова, с которым ассоциируются приватизационные злоупотребления. Отношения между Уссом и Пимашковым, и так всегда остававшиеся напряженными, окончательно испортились в ходе предвыборной борьбы, когда эти два политика не жалели эпитетов в отношении друг друга. У Пимашкова и элиты Красноярска есть все основания опасаться сохранения за собой кресел в случае победы Усса. А учитывая специфику поддерживающих последнего структур, может быть и не только кресел.

Конечно, тяготение Глазьева и Пимашкова к Хлопонину вовсе не означает, что их электораты перейдут именно к нему. Многие избиратели захотят поддержать и Усса. А значит, интрига выборов сохраняется.

Однако самый главный вывод, который надо сделать из красноярских выборов: избиратели гораздо умнее, чем считают иные политтехнологи или политики.

("Российская газета", 19 сентября 2002 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован