19 апреля 2005
1689

Такая к музыке любовь

Признанный в международных кругах пензенский фотохудожник Эдуард Тевосов обладает бесценными реликвиями, связанными с семьей выдающегося музыканта планеты, патриарха азербайджанского джаза Вагифа Мустафы Заде.

БАКИНСКИЕ ВСТРЕЧИ

Утро Эдуарда начинается с джаза. Эту любовь привил ему Вагиф, создатель популярных в советские годы ансамблей "Лейли" и "Севиль". С ним он познакомился в бакинской больнице, куда привел его один писатель. Первая же встреча вылилась в творческую дружбу. В семье музыкантов, которых к тому времени знал весь мир, Эдуард стал своим человеком. Жена Вагифа Эльза, одно время певшая в грузинском ансамбле "Ореро" вместе с Вахтангом Кикабидзе, была интересным собеседником, искрометным импровизатором и гостеприимной хозяйкой. Не менее яркой личностью был и глава семейства. Как - то Тевосов получил серебряную медаль за фотографию на конкурсе в Югославии. Прихватив с собой бутылочку редкого по тем временам рижского бальзама, решил обмыть победу с другом. И вдруг Вагиф заявил: " Это очень кстати. У меня тоже есть повод, поскольку кассета с моими записями заняла на конкурсе во Франции 1 место". Но пить, правда, не стал. Бутылочку бальзама уговорили Эдуард и Эльза.
Вагиф сидел в это время за фортепиано и играл. Когда наступила пауза, обратился к другу: " Ну, как ощущения?". Эдуард откровенно признался, что в музыке ни черта не понимает. Маэстро заметил: "То, что скажут мне музыканты, я и без них знаю. А мне интересно мнение простого слушателя. Я видел, когда играл музыку, у тебя ходил кадык. Он как камертон передает ощущения вибрации. Значит, моя композиция тебе понравилась".
Кстати, Вагифа, как в свое время Муслима Магомаева, отчислили из музыкального училища за профнепригодность. Но он пошел на принцип и подал заявление в консерваторию. Один из известных композиторов ему заявил, что он туда не поступит. Но Вагиф сдал экзамены, а после 1 семестра подал заявление с просьбой об отчислении, с мотивировкой, что в консерватории ему не у кого учиться.

ТВОРЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ

Позднее Тевосов помог ему попасть в Союз композиторов Азербайджана. Для этого был выбран удачный повод. Как корреспондент газеты "Баку" Эдуард написал статью к юбилею ансамбля "Лейли" и попросил секретаря Союза Тофика Кулиева дать свое резюме. Поскольку помещений для репетиций у Вагифа не было, он сыграл Кулиеву дома. Уже после Тевосов намекнул, что неплохо было бы предоставить талантливому музыканту комнату для репетиций в Союзе композиторов. Кулиев понимающе усмехнулся и сказал: " Я готов предоставить ему место даже в своем кабинете". После этого случая Вагифу дали зеленый свет. Пошли его сольные концерты.
На одном из них, для фортепиано с оркестром, после выступления Вагифа раздался шквал аплодисментов. Тот самый педагог, который отговаривал его поступать в консерваторию, вдруг встал и сказал: " Такая музыка достойна лучших композиторов". И вдруг раздался голос из зала: " Но не каждый пианист может сыграть такую партитуру".
А вскоре, на концерте в Ташкенте, в возрасте 39 лет, Вагиф Мустафа Заде умер от разрыва сердца. Он, конечно, был выдающимся музыкантом своего времени. В память о нем азербайджанская культурная общественность установила барельеф на доме, где он жил.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Дело его жизни продолжила дочь Азиза. Унаследовав композиторский талант отца, и вокальные данные матери, она с трехлетнего возраста принимала участие в престижных джаз - фестивалях. В 15 лет стала лауреатом крупнейшего в СССР фестиваля джазовой музыки в Тбилиси, где собралось 30 тысяч зрителей. В этом музыкальном форуме приняли участие 23 известных джазовых коллектива, в том числе знаменитый джаз-бенд Олега Лундстрема. В память об этом событии Азиза подарила Тевосову каталог с трогательной надписью:
"Дядя Эдик! Не воображай! Зазнайка". Тевосов был тронут и бережно хранит эту бесценную реликвию.
После смерти Вагифа родные и друзья ежегодно устраивают вечера его памяти. На одном из таких концертов Тевосов впервые увидел Ларису Долину, которая родилась в Баку.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Несмотря на широкую известность, даже после смерти Вагифа, его семья жила очень бедно. При жизни у него не было даже магнитофона для записей. Однажды он написал либретто для спектакля, но кассету с записью украли. Приехал взволнованный режиссер. Вагиф его успокоил: "Ну и что! Я новую напишу!".
Чудо техники появилось в доме, когда главы семейства уже не было. Азиза очень просила мать купить магнитофон, но денег на его покупку не хватало. Да и достать дефицитную вещь по тем временам было трудно. Когда нашлись деньги, Эльза попросила Тевосова достать магнитофон. Он обратился к знакомому директору магазина, мол, нужно для дочери Вагифа. Тот заявил, что надо переплачивать. Короче дать кому-то взятку. А поскольку денег больше не было, взялся все утрясти. Вскоре в доме появился рижский магнитофон. Когда поставили заводскую кассету, то зазвучала композиция в исполнении Вагифа. Все плакали. Музыка пришла к нему после смерти.
Сегодня Азиза, вслед за отцом внесена в международную энциклопедию джазовой музыки и входит в первую десятку джазменов планеты. Вместе с матерью, которая работает ее продюсером, они живут в Германии. Большие надежды подает и дочь Вагифа Мустафы Заде от первого брака Лала, которая также пошла по линии отца. Эдуард Тевосов бережно хранит реликвии: фотографии и афиши связанные с известным в мире джазовым семейством. На одном плакате Вагиф оставил ему автограф: "Дорогому Эдику - ЛДЗ". Тевосов попросил расшифровать. Перевод оказался очень простым - любителю джазовой музыки. И это написал человек, который пронес любовь к джазу через всю короткую, но удивительно яркую жизнь.

Александр БАХМУТОВ

"Пензенская правда". Вкладка "Союз народов губернии". 2005 г.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован