Тамара ФРАЛЬЦОВА
первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодёжи:
Когда на недавнем пленарном заседании парламентское большинство отклонило сразу три альтернативных законопроекта об увеличении детских пособий, представители оппозиции долго негодовали: мол, в очередной раз российские семьи получат унизительные 70 рублей. И трудно не согласиться с доводами... Так почему же были отклонены столь жизненно необходимые нормативные акты? С этим вопросом корреспондент "ПГ" обратился к первому заместителю председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодёжи Тамаре Фральцовой .
- С точки зрения законности парламентское большинство правильно отклонило законопроекты. Ведь после принятия нормативного акта о разграничении полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации обязанность по выплате детских пособий переходит на региональный уровень. Странно, что оппозиция увидела эту несправедливость только сейчас. Когда обсуждали законопроект о разграничении полномочий, наш комитет острейшим образом ставил вопрос: кто должен выплачивать детские пособия? По нашему мнению, следовало бы установить федеральный стандарт величины пособий, а регионам предоставить право, если у них есть дополнительные источники финансирования, увеличивать эту сумму. К сожалению, предложение не нашло поддержки, и в борьбе за сохранение детских пособий на федеральном уровне наш комитет не был поддержан. А теперь поздно искать виноватых в том, что произошло.
Хочу обратить внимание и на то, что в первоначальном варианте законопроекта о разграничении полномочий детские пособия были лишены даже статуса "государственные". Но нашему комитету удалось добиться сохранения за этими выплатами госстатуса, ведь в противном случае региональные власти могли бы выплачивать пособия, но могли бы и не выплачивать.
Однако, по моему мнению, мало того, что детское пособие носит статус государственного, оно все-таки обязательно должно сохранить свой федеральный уровень. Однако сейчас получилось, что Центр не имеет права устанавливать размер детского пособия - эта функция отдана регионам. Но дети - будущее страны, и забота о ребенке в первую очередь должна проявляться на федеральном уровне. А уж регионы сами всегда подключатся.
Я глубоко убеждена, что нынешняя демографическая ситуация просто-напросто угрожает нации и национальной безопасности России. К сожалению, некоторые политические деятели видят приоритетность в решении каких-то сиюминутных экономических задач. Но поднимать экономику надо не абстрактно, а ради конкретного повышения жизненного уровня граждан. Поэтому считаю, что такая финансовая поддержка, как детские пособия, - стратегическая задача государства.
- Но пока в том, что выплата детских пособий становится обязанностью субъектов, видятся только отрицательные стороны
- Есть несколько регионов, где выплачивают более высокое детское пособие, чем это предусмотрено федеральными нормами, например пятьсот, а то и тысячу рублей. Такое бывает, только если региональные власти выстраивают социальную политику "с человеческим лицом", при этом решая и экономические проблемы. Примеров тому много. Однако я как депутат от Кемеровской области могу говорить о Кузбассе. Так вот у нас детское пособие составляет 140 рублей - то есть немного больше установленного государством. И сейчас в области стоит задача - повышать этот уровень, несмотря на различные льготы, предусмотренные для семей, имеющих детей. Вообще, считаю, в Кузбассе очень грамотно продумана социальная политика, поскольку охвачены вниманием все категории нуждающихся в поддержке. Это - дети, молодежь, пенсионеры, инвалиды, ликвидаторы и жертвы чернобыльской аварии, шахтеры... Здесь, например, последние три года самая низкая в России цена на хлеб - 5 рублей. Когда этой весной проводили анализ причин увеличения стоимости хлеба, то в результате выявили, что цена на кузбасский хлеб удерживается региональной властью. Потому что руководство области прекрасно понимает: стабильно низкие цены на хлеб - это один из важнейших моментов сохранения социальной стабильности.
- Кузбасс, насколько мне известно, сегодня входит в двадцатку самых динамично развивающихся регионов России...
- Да, это так. Здесь реализуются многие социальные программы, и большую роль в этом играет бизнес, который наконец-то становится социально ответственным. В Кемеровской области практически со всеми собственниками, которые владеют особо значимыми предприятиями и отраслями, администрация подписывает специальные соглашения. В соответствии с ними крупные предприниматели обязуются обеспечивать отдых и оздоровление детей шахтеров, работников бюджетной сферы, оказывать помощь семьям погибших шахтеров, поставлять людям, живущим за чертой бедности, бесплатно или за половину цены уголь и многое другое.
Сегодня, когда в области рождается ребенок, то, как в старые добрые времена, в загсе родителям обязательно вручают подарок - набор для новорожденного. Но этот подарок оплачен не региональным бюджетом, а куплен за счет тех же собственников предприятий.
- Кстати, насчет благополучия. Состоятельные субъекты, безусловно, справятся с выплатами тех же детских пособий. А смогут ли потянуть это другие регионы, большинство которых - дотационные?
- Напомню, бюджетом-2005 предусмотрены денежные средства для выплаты детских пособий в полном объеме. Поэтому в будущем году таких проблем возникнуть не должно. Хотя все-таки по этому поводу у многих есть большие сомнения... Семь-восемь лет назад в области не выплачивались детские пособия, и женщины протестовали, перекрывая дороги и магистрали, требуя денег. Трехгодичные долги по детским и опекунским пособиям, по зарплатам учителям были погашены только после смены областной администрации. Оказалось, что решение есть, и оно - в желании и профессионализме власти.
- Но если регионы и смогут выплачивать детские пособия, то сам размер пособий как-то уж слишком мал - всего 70 рублей.
- Это не установленный размер, а расчетный. То есть при формировании дотаций региона исходят из суммы в 70 рублей. А такого понятия, как величина детского пособия, вообще нет. Можно и тысячу платить, и две. Уверена, что через полгода после вступления в силу закона о разграничении полномочий субъекты Федерации научатся по нему жить и наверняка многие решат детское пособие повышать.
- И какова, на ваш взгляд, оптимальная сумма?
- Например, тысяча рублей. Но, это уж точно, пока утопия. Однако даже если бы пособие было 500 рублей, это было бы нормально. Впрочем, многие сейчас говорят, что детские пособия нужно выплачивать избирательно, в зависимости от достатка семьи. Может, в этом и есть логика, но, по-моему, все дети равны и важны для государства. Поэтому выдавать пособия надо на всех детей. А вот если кому-то оно не нужно, то такие обеспеченные люди могут отдать эти деньги нуждающейся семье или в детский дом... Вообще же я мечтаю о том золотом времени, когда в России, как, например, в некоторых арабских странах, новорожденному ребенку сразу бы открывали счет с приличной суммой от сверхдоходов нефтяных магнатов. Чтобы к своему совершеннолетию молодой человек становился уже финансово независимым. Так будет, если главным приоритетом страны будут дети.
Может, и в России придёт время, когда новорождённому будут сразу открывать счёт от сверхдоходов нефтяных магнатов.
СПРАВКА "ПГ"
ТАМАРА ФРАЛЬЦОВА избрана депутатом Госдумы по одномандатному избирательному округу No 89 Кемеровской области. Окончила Кемеровский университет, кандидат педагогических наук. До избрания депутатом работала начальником департамента образования в администрации Кемеровской области. Член фракции "Единая Россия".
Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 28 Декабря 2004