Международных аэропортов станет в два раза меньше
Начальный этап рыночных преобразований в гражданской авиации привел к стремительному росту числа авиакомпаний и сокращению количества аэропортов. Если вместо "Аэрофлота" образовалось несколько сотен авиаперевозчиков, то из существовавших в 1992 году 1302 воздушных гаваней более половины прекратили свою деятельность. Тенденция сокращения продолжается: в прошлом году количество воздушных гаваней снизилось с 496 до 451. На этом дело не остановится. Сегодня, к примеру, в стране работает 61 международный аэропорт. В правительстве считают, что нужно не более 30.
Власти этот процесс не пугает. Правительство считает, что в России слишком много аэропортов, особенно международных. Наибольшему сокращению в 90-е годы подверглись воздушные гавани Центрального региона России. Большинство аэропортов в этой части страны строилось исходя не из экономических интересов, а больше из политических соображений. Партийные руководители районов считали престижным иметь в своем распоряжении аэропорт. Вот и получалось, что на расстоянии 50 км друг от друга находилось несколько воздушных гаваней. Некоторые из них, выполнявшие в союзные времена по нескольку десятков рейсов, в середине 90-х вынуждены были прекратить свою деятельность. Если авиация для дальневосточников являлась безальтернативным транспортом, то жители близлежащих к Москве областей сделали выбор в пользу экономичных поездов.
Эксперты прогнозируют, что процесс сокращения воздушных гаваней продолжится и в этом году. Генеральный директор ассоциации "Аэропорт ГА" Виктор Горбачев обеспокоен тем, что на грани закрытия еще несколько региональных аэропортов. По его мнению, если идея федеральных властей проводить сертификацию аэропортов раз в 2 года (сегодня - раз в 3 года. - "Известия") воплотится в жизнь, то связанные с этим финансовые затраты тяжело будет выдержать даже аэропортам федерального значения.
Из 451 российского аэропорта 61 имеет международный статус, хотя реально соответствующих такому уровню наберется лишь около двух десятков. По словам председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодины , эта проблема уже решается. "Данный вопрос рассматривался на комиссии по транспорту под председательством вице-премьера Виктора Христенко, - говорит Анодина. - Поручено изучить целесообразность необходимости такого количества международных аэропортов. Есть ли смысл держать таможенную и пограничную инфраструктуру там, где выполняются лишь 2-3 международных рейса в год?".
В прошлом году в России наконец-то появился аэропорт, сертифицированный по третьей, наивысшей категории ИКАО, - "Шереметьево". Вторым аэропортом, сертифицированным по третьей категории, считает Татьяна Анодина, в этом году может стать "Домодедово". В группе "Ист Лайн" - управляющей компании "Домодедово" подтвердили эту информацию. Сертификационные работы этот аэропорт проводит довольно активно. На прошлой неделе "Домодедово" стал первым российским аэропортом, пассажирский терминал которого получил международный сертификат ISO 9001:2000. По словам представителя немецкой компании TUF CERT Владимира Качалова , этот сертификат означает, что технология оказывания услуг в "Домодедово" полностью соответствует международным стандартам.
27.03.2003
www.aviaport.ru