Вручая сертификат на право эксплуатации по 111А категории Гендиректору ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Сергею Беляеву, председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина подчеркнула, что это важное событие не только для персонала порта и его основного партнера Аэрофлота, но и для всей отрасли, для всех авиакомпаний, выполняющих полеты в нашу страну. А если учесть, что 80% международных рейсов выполняется именно отсюда, то вполне логично, что "Шереметьево" теперь вошел в число самых передовых в техническом отношении воздушных гаваней мира. Заметим, что путь в элиту вовсе не был усыпан розами.
До недавнего времени крупнейший российский международный аэропорт находится в состоянии, прямо скажем, далеком от идеального. Низкое качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний, непрозрачная структура управления сказывались на имидже не только порта, но и России-матушки, поскольку первое впечатление о нашей стране подавляющее большинство зарубежных гостей получают именно здесь.
Перед пришедшей в декабре прошлого года новой командой управленцев во главе с Сергеем Беляевым встала совсем непростая задача реформирования системы управления предприятием с целью увеличения доходной части бюджета аэропорта. Надо было разобраться в организации технологических процессов, экономической эффективности. Новая команда активно включилась в программу развития аэропорта, замахнувшись на создание аэропорта-хаба. Понятно, что для столь амбициозных замыслов было необходимо постараться получить более высокую категорию. Ведь до настоящего момента "Шереметьево" был ограничен при посадке минимумом 11-й категории ICAO высота нижней границы облаков 30 метров, дальность видимости на ВПП - 350 метров. Это параметры, для обеспечения которых требуется высокоточное наземное оборудование и высокая квалификация авиадиспетчеров. Другими словами, если метеоусловия не позволяли самолету приземляться при этих параметрах, надо было уходить на запасной аэродром, где погода позволяла это сделать. Регулярности полетов, а Шереметьево географически не слишком удобно расположен, подобные ограничения отнюдь не способствовали.
Теперь же по минимуму IIIА высота нижней кромки облаков, при которой возможна безопасная посадка, снижена вдвое - до 15 метров, а дальность видимости на ВПП - до 200 метров.
Поясним, что IIIА - первая ступень третьей категории ICAO, которая предусматривает посадку при нулевых значениях нижней границы облаков и видимости, проще говоря, всепогодная посадка, когда земли не видно вовсе. Разумеется, что требования к оборудованию аэродрома и квалификации персонала в таких условиях неизмеримо выше, чем в хорошую погоду.
О том, насколько мощный рывок сделал этот аэропорт в своем развитии, говорит хотя бы такой красноречивый факт. Как призналась Татьяна Григорьевна Анодина, еще год назад о третьей категории "Шереметьеву" и мечтать было нечего. Напротив, реально стояла угроза снятия с порта даже скромной второй категории - МАК не удовлетворяло состояние полосы, рулежек, частично радиотехнического оборудования. А при таких объемах перевозок и обслуживания воздушных судов обеспечить требуемый уровень безопасности в тех условиях было непросто. Однако высокопрофессиональный технический персонал при участии западных партнеров всего за девять месяцев - исключительно сжатый срок - привел старый добрый "Шереметьево" во вполне приемлемое состояние, которое позволяло ему потягаться и за третью категорию.
В течение последнего года комиссия, в которую входили эксперты МАК, во главе заместителем председателя Комитета Валерием Гончаровым, с максимальной жесткостью оценивала готовность этого международного аэропорта к эксплуатации по IIIA категории ICAO. В частности, провели проверку готовности всех служб, осмотрели радиотехническое, светосигнальное, метеооборудование, проверили физические характеристики аэродрома, аварийно-спасательные средства, штурманское обеспечение и др. И оказалось, что претензии шереметьевцем имеют вполне реальные основания.
Сравнительно недавно пришедший к руководству аэропортом Сергей Беляев, поблагодарив МАК за содействие при сертификации "Шереметьева", заметил, что категория IIIА закрепила за ним статус первого аэропорта России, и теперь самое время выйти на тот уровень, который от него ожидают. Он пообещал, что несмотря на высшую категорию, аэропортовые сборы до определенного времени повышаться не будут, поскольку "мы не имеем права действовать против экономической логики, то есть способствовать падению доходов авиакомпаний".
"Шереметьево" - базовый аэропорт Аэрофлота, и этим уже много сказано. Неудивительно, что гендиректор авиакомпании Валерий Окулов, наверное, этим долгожданным событием был доволен больше других. И его можно было понять. А ведь действительно, было обидно и досадно - слетаешь, скажем, в какой-нибудь Мюнхен, где садишься при видимости 200 метров, а возвращаешься в родной "Шереметьево" - тоже 200 метров, а посадку не разрешают, уходите, дескать, на запасной аэродром. Теперь - совсем другое дело. У Аэрофлота 199 экипажей подготовлены к выполнению полетов по высшей III-й категории ICAO. Возрастет - процентов на 30 - регулярность полетов, следовательно, и экономические показатели.
Что же, начало положено. Не приходится сомневаться, что очень скоро за третью категорию вступит в борьбу "Домодедово", руководство которого спит и видит, чтобы сделать свой порт московским хабом и потеснить честолюбивых шереметьевцем. А без высшей категории об этом можно не мечтать. Но подобная конкуренция, как считает Т. Анодина, пойдет нашей отрасли только на пользу, убедительно подтверждая, что гражданская авиации была и остается самым надежным видом транспорта.
09.09.2002
www.aviaport.ru