Татьяна Богатырева: Экономический потенциал культуры

Стереотипы подхода к взаимоотношениям экономики и культуры чаще всего связаны с тем, что преимущественно рассматривается острая на сегодняшний день проблема бюд-жетного финансирования сферы культуры. При этом все беды культуры сводятся к отсутствию финансов, которые ранее государство довольно щедро предоставляло сфере культуры, так как традиционно культурная политика осуществлялась всецело государством. Современное понимание взаимодействия сфер культуры и экономики будет весьма обеднено, если не рассматривать другой вектор-вектор влияния культуры на экономику. Подчеркнем, что в теоретическом плане соприкоснове-ние с областями культуры, искусства уже давно понимается не только с точки зрения наделения человека моральными и духовными преимуществами. Так, образование в области ис-кусства с середины девятнадцатого века понимается как бла-готворное для осуществления хорошего дизайна и качества производства. В это же время культурные программы начи-нают формулироваться по отношению к проблеме социаль-ного благополучия. После второй мировой войны культурные программы за рубежом создавались для обеспечения подго-товки к демократии, участию граждан в общественной жиз-ни и ответственному потреблению, в России же в это время превалируют идеологические подходы. Позднее за рубежом обсуждение программ по искусству стало вестись с учетом как гуманистических, так и экономи-ческих аспектов выгод, которые дает искусство, часто с ис-пользованием термина "искусство как индустрия". В 70--80-е годы XX века в культуре резко начали подчер-киваться приоритеты экономического развития, ее инструменталистская роль: в ответ на тяжелый структурный кризис 70-х произошел перенос тяжести с идей участия в культуре во имя развития личности и сообществ на идеи возможного вкла-да культуры в экономическое возрождение городов и регио-нов. "Культурная деятельность и культурные институты ста-ли все чаще восприниматься как важный инструмент расши-рения местной экономической базы с целью компенсировать потерю рабочих мест в тяжелой промышленности и сфере обслуживания. Живая мультикультурная активность городов стала рассматриваться прежде всего как неотъемлемый эле-мент муниципальных и региональных маркетинговых стра-тегий, направленных на привлечение мобильного междуна-родного капитала и специалистов. <...> Культурные продук-ты стали все больше восприниматься как и все прочие товары и услуги, и, соответственно, их производство оказалось це-ликом отдано на волю рынка"1. В последние десять лет существенно изменилась само построение культурной политики. Сегодня она не может не учитывать парадигму развития творческих индустрии2, одним из проявлений которой является медленный отход прави-тельств от прямого финансирования сферы культуры и сопут-ствующее давление на культурные организации, вынужден-ные развивать именно те практики, которые позволили бы им быть экономически самостоятельными. Значительные государственные усилия по поддержке культуры во многих странах были постепенно заменены вы-борочным осуществлением мер по достижению стабильнос-ти экономического развития организаций культуры. Но тог-да стало заметно, что это уже совершенно иная культурная политика и иной менеджмент, генеральная тенденция кото-рого проявляется в отходе государства от традиционной модели финансирования, направленной на финансирование продукта. Сегодня структуры, которые осуществляют финан-сирование, основываются на финансировании не продукта, а проекта, и позитивными сторонами видится взаимодействие между местными сообществами, бизнесом и органами госу-дарственной власти для достижения намеченных целей соци-окультурного развития. Инструменталистская точка зрения, как правило, поме-щает культуру в экономическую плоскость, оценивая потен-циал наследия культурной деятельности с точки зрения улуч-шения имиджа того или иного места, повышения качества и образа жизни населения или привлечения инвестиций. Су-ществует, кстати, и коммерческая форма инструментализма, с помощью которой бизнес использует культурные стратегии для получения прибылей, и хорошо, если попутно возника-ют полезные социальные эффекты. Муниципальные же вла-сти видят в культурных особенностях того или иного города, места один из своих активов, считая, что культурную деятель-ность надо стимулировать, а затем подчинять задачам конку-рентной политики3. Культурные индустрии сегодня становятся полноправной отраслью экономики. "Творческие индустрии-это термин для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрыв-но связана с ее существованием в качестве элемента культу-ры. В сфере творческих индустрии традиционная мощь клас-сической культуры объединяется с "добавленной ценностью", создаваемой предпринимательским умением и использую-щим новые знания талантом работы с электронными и ины-ми современными средствами коммуникации"4. В последнее десятилетие прошлого века индустрия куль-туры быстрыми темпами развивается в России, обгоняя другие отрасли по темпам. Однако те люди, которые приверже-ны традиционным представлениям о культуре (а вернее, пред-ставлению о культуре как продукте деятельности организа-ций, которые работают в традиционном, малоподвижном сек-торе культуры), индустрии культуры не относят к "культуре" по причине их тесной связи с коммерческой составляющей. Нейтральное, лишенное эмоциональной окраски поня-тие культуры чуждо обыденному сознанию. Широкое же по-нимание культуры не различает высокое и низкое, хорошее и плохое упорядочение и толкование жизни общества, не мо-жет уловить культурную обусловленность различения и тол-кования мира5. Часто сказывается тяготение к выверенным временем классическим образцам и пренебрежительное от-ношение к современной культуре,-ведь чаще всего именно она лежит в основе культурных индустрии. Но нельзя не по-мнить, что именно современная культура сообщает развитие инновационным тенденциям, без которых культура не может существовать. Вопрос о же о "качестве" этой культуры требу-ет отдельного разговора и предполагает изучение современ-ной культуры, в том числе в терминах "массовая культура", "мультикультурализм", "постмодерн", что далеко выходит за рамки настоящей статьи. Подчеркнем еще и еще раз, что вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что культура и искусство могут быть прекрасны сами по себе, как впрочем и то, что многие формы культуры нужда-ются в значительной степени в поддержке государства. Тем не менее очевидно, что роль культуры в современном обществе может распространяться и на получение прямых экономичес-ких выгод. Помимо того, что искусство и культура являются основным источником содержания для творческих индустрии, медиа и услуг телекоммуникационных индустрии, их развитие может создавать рабочие места и вносить значительный вклад в ВВП. Деятельность культурных институтов, культурные ак-ции создают локальный экономический эффект. Работы по искусству и культурные продукты имеют собственные автоном-ные рынки (галереи и аукционы), которые позволяют создать необходимый инвестиционный потенциал. С развитием культурных индустрии связано оживление культурной жизни городских центров. Развитие секторов, свя-занных с культурой, оказывает влияние на привлечение капи-талов и людских ресурсов к тем местам, которые становятся центрами нового и современного в культуре. Функциониро-вание таких организаций современной культуры как музеи, кинотеатры, галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, сало-ны мод влияют на формирование привлекательного облика и конкурентоспособности городов. В других странах считается, что кластеры бизнесов, вхо-дящих в сферу творческих индустрии, и организации, занима-ющиеся цифровыми медийными технологиями, являются ос-новными двигателями постиндустриальной экономики, а куль-тура всегда рассматривается в связи с развитием досуговой де-ятельности, индустрии развлечений и культурного туризма. По оптимистическим прогнозам Всемирной туристской организации, количество прибывающих туристов в мире к 2020 г. увеличится в 2,6 раза, а доходы от туристов-в 4,5 раза и достигнет 2 трлн долл., количество прибывающих туристов в России возрастет с 16 до 47 млн человек, а доходы от турис-тов-с 7 млрд долл. в 1998 г. до 37 млрд в 2020 г. К такому фактору развития необходимо отнестись со всей серьезнос-тью и эффективно использовать потенциал индустрии туриз-ма с учетом богатства культурно-исторического наследия на-родов России, создать благоприятные экономические усло-вия для развития всех видов туризма. В США и Европе творческие индустрии являются самым динамично развивающимся сектором. В США к 1998 г. по доходности сектора культурные индустрии догнали авиастро-ение. В настоящее время в секторе творческих индустрии США занято, по разным источникам, 10--20% населения. В Европе соответствующий показатель составляет 5% и продолжает увеличиваться. В Великобритании в 2000 г. творческие индустрии составили 7,9% НВП. В период между 1997 и 2000 гг. они росли в среднем на 9% в год (в то время как за тот же период в других отраслях экономики рост составил 2,8%). По данным на декабрь 2001 г. занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек6. В Великобритании, осно-вываясь на такого рода статистических данных, министерства и правительственные агентства выработали стратегии расши-рения этого сектора. Например, Департамент культуры, средств массовой информации и спорта в сотрудничестве с Торговой палатой работает над расширением возможностей экспорта продуктов творческих индустрии. Недавно был от-крыт форум для оценки способов улучшения взаимодействия между творческими индустриями и высшим образованием; был также создан Портал Интеллектуальной Собственности, который предлагает регулярно обновляемые услуги для ши-рокой общественности, бизнес-кругов и изобретателей7. Индустрии способствуют привлекательности и конку-рентоспособности городов, формированию их современного образа. "Для того, чтобы быть конкурентоспособным в совре-менной экономике, необходимо хорошо определять способы распространения продуктов,-говорит Ф. Вуд.-Продукт должен быть оригинальным. Города не только являются цен-трами создания продуктов, а сами становятся продуктом, ко-торый можно продавать. <...> Города превращаются в порт-фолио общего опыта музеев, галерей, шоппинга, смеси самых разных этнических и культурных групп. Для того, чтобы кон-курировать сейчас, городам нужно собрать все это вместе и красиво упаковать, затем представить всему остальному миру"8. Ф. Вуд отмечает, что культура-это особый товар для "упаковки" и здесь могут быть и успехи, и просчеты. Город Ньюкасл Ф. Вуд представляет как город, где в условиях эко-номического кризиса политики приняли мужественное ре-шение по-новому посмотреть на культурное наследие и его продвижение, и добились серьезных изменений. Ньюкасл, как считает Ф. Вуд,-пример города, в котором политики, бизнесмены и деятели культуры пришли к взаимопонима-нию и стали работать вместе. Репутация города выросла в несколько раз. При этом ни у кого не возникло подозрений, что на культуре спекулировали, используя ее в политичес-ких целях9. Исследователи также подчеркивают, что устаревшей выглядит и распространенная в последние 25 лет модель при-влечения посредством щедрых стимулов в город предприя-тий высокотехнологического и производственного секторов. Ключевой силой притяжения для бизнеса и двигателем эко-номического роста для городов становятся квалифицирован-ные, талантливые и компетентные люди, вокруг устремлений и идей которых и сосредоточиваются конкурентные преиму-щества города, что делает Творческий Город реальностью10. В России при подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга культура рассматривалась отнюдь не как вторичный феномен, а "центральный градообразую-щий комплекс", без поддержки которого невозможны ни со-циально-экономическое развитие города, ни его интеграция и продвижение в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма, ни формирование благоприятного социального климата и обеспечение в городе высокого каче-ства жизнедеятельности и производства, а также укрепление его как контактного центра региона Балтийского моря и Се-веро-Запада России. По примеру европейских столиц в Санкт-Петербурге культура и наследие включаются в актив-ный оборот в качестве капитала, приносящего прибыль, па-мятники и события становятся важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики. Увязка культурной политики с маркетингом города и стратегиями, нацеленными на расширение туризма, происхо-дит благодаря таким факторам, как значительный и продол-жающий расширяться рынок культурных продуктов, хорошо развитая инфраструктура культуры, которая играет важную роль в привлечении торговли и промышленности, превраще-нии сферы культуры в область инвестирования творческих способностей людей и др11. Отметим и такой важный момент, как роль творческих кластеров в преобразовании самого городского простран-ства. Творческими кластерами за рубежом обычно называ-ют совокупность творческих компаний, компактно разме-щенных в определенном районе города. Иногда они бывают достаточно однородны ("колонии художников"), иногда многопрофильны, и в них преобладает промышленная со-ставляющая, сочетающаяся с презентационной функцией (выставочные залы, концертные площадки, магазины дизай-неров и пр.). Как отмечают современные зарубежные исследователи, творческие предприниматели обычно приходят в бедные, "проблемные" районы города, так как там низкие цены на недвижимость. Их присутствие порождает привлекательную творческую среду и необычную атмосферу, благодаря кото-рой район меняется в лучшую сторону, становится популяр-ным, и в дальнейшем на место творческих предпринимате-лей приходят более солидные компании. В России творческие кластеры пока не развиты, однако в Москве появился Центр дизайна ARTPLAY, который можно назвать в числе первых проектов такого рода12. Очевидно, что культура не может решить все проблемы городского раз-вития, но расчет на развитие творческих индустрии может стать неотъемлемым элементом муниципальных и региональ-ных стратегий. Для изучения культуры и экономики сегодня становится недостаточно постановки чаще других возникающего тради-ционного российского вопроса: "Кто виноват?", имея в виду сегодняшнюю негармоничность их взаимоотношений. Выразим надежду, что в ближайшее время актуализиру-ется изучение закономерностей многостороннего взаимодей-ствия экономики и культуры. Культура как источник эконо-мического процветания-достойная тема изучения для всех тех, кто думает о перспективах экономического роста и на-правлениях наращивания конкурентоспособности страны. 1Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные ин-ституты в XXI веке. М., 2003. С. 48-49. 2В творческие индустрии обычно включают издательское дело и полигра-фию, дизайн и моду, рекламу, изобразительное искусство, ремесла, архи-тектуру, сценические формы искусства, аудио-визуальное искусство и средства массовой информации, разработку и выпуск программного обес-печения, интерактивные компьютерные игры. 3Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. С. 43-44. 4Творческие индустрии в современном городе. Как развивать талант и пред-принимательство в Санкт-Петербурге./ Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества ТАСИС. СПб., 2002. Сб. 5 См.: Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997. С. 18. 6См.: Новые форматы партнерства. Вып.1. Серия: Культурные стратегии: Экспертный клуб/ Ин-т культурной политики. М.,2004.С. 17. 7См.: Там же. С. 17-18. 8Вуд Ф. Творческая экономика города // Экология культуры. 2004. N 2. С.18. 9Тамже. С. 19. 10См.: Мак-Илрой Э. В поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? // Новые форматы партнерства. Серия "Культурные стратегии: Экспертный клуб". М.: Институт Куль-турной политики", 2004. С. 15-16. 11См.: Культура как фактор экономического возрождения России. Мате-риалы к "Круглому столу" Петербургского экономического форума. 17 июня 1999 г. 12См.: Культурные индустрии: модель для сборки. Вып.4. Серия: Культур-ные стратегии: Экспертный клуб / Ин-т культурной политики. М., 2005. 18.04.2006 artpragmatica.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован