17 февраля 2004
3192

Татьяна Нестеренко: Регионы переводят на единый счет

Казначейство предлагает свои услуги региональным и местным бюджетам

В ближайшее время Федеральное казначейство должно ввести единый счет субъектов Федерации или муниципальных образований, через который пойдут все платежи, что в свою очередь позволит строго контролировать операции с бюджетными деньгами. При этом, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, предлагаемый Правительством с 2005 года перевод бюджетов регионов на казначейское обслуживание не нарушает их конституционные права.

Отметим, что перевод бюджетов регионов и муниципалитетов на обслуживание в органы Федерального казначейства осуществляется на основании поправок в Бюджетный кодекс в части разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями власти.

В канун Нового года предыдущий состав Государственной Думы по просьбе Правительства проголосовал за эти поправки в первом чтении. Они напрямую связаны с реформой федеративных отношений и местного самоуправления, и, к слову сказать, без их принятия эта самая реформа была бы невозможна. Их суть в том, чтобы законодательно разграничить полномочия между уровнями власти и подвести финансовую "подушку" под саму реформу.

Предполагается, что новые поправки вступят в силу с 1 января 2005 года для регионов, а с 1 января 2006 года - для местных бюджетов. Согласно одобренным поправкам в Бюджетный кодекс предлагается уточнить порядок кассового обслуживания средств федерального бюджета. Другими словами, кассовое обслуживание должно идти только через Федеральное казначейство и через счета, открытые в Центробанке.

Это предложение вызвало критику со стороны региональных властей. Ведь в конце 2002 года депутаты сумели протащить поправку в статью 49 Закона о бюджете, которая разрешила регионам-донорам пускать часть бюджетных средств через свои уполномоченные банки. Принималась эта поправка под предлогом того, что у этой категории регионов неистраченные бюджетные средства лежат без движения в казначействе, в то время как на них можно зарабатывать новые деньги, получая по ним проценты в банках. Понятно, что подобная структура делала региональную финансовую систему, мягко скажем, непрозрачной и позволяла часть бюджетных денег уводить в тень. В этом ракурсе недовольство регионов инициативой Минфина, да и прошлой Думы становится ясным.

В свое время осуществление расчетов через казначейство было придумано для того, чтобы сделать бюджетные потоки прозрачными. Еще не все забыли середину 90-х годов, когда расчеты по бюджетным средствам проходили через уполномоченные банки. Можно вспомнить практику залоговых аукционов, когда государство занимало у банков свои же деньги, а отдавало их с процентами и опять-таки из бюджета.

Тогда-то банки, а вернее, их руководители, имена которых сегодня не сходят со страниц газет и экранов телевизоров, получили госсобственность в свои руки.

Время, однако, изменилось. За эти годы выстроилась система казначейства. И сегодня, по словам начальника Главного управления Федерального казначейства Татьяны Нестеренко, в рамках бюджетной системы РФ существует бюджет федерального Правительства, бюджеты 89 регионов и бюджеты 10 тысяч муниципальных образований, которых после разграничения полномочий с 2005 года станет 30 тысяч. Около половины региональных бюджетов уже находятся на обслуживании в казначействе, а 13 территорий имеют собственные казначейства.

На данном этапе развития платежной и банковской системы, считает Т. Нестеренко, наиболее оптимальным видится вариант обслуживания территориальных бюджетов в органах Федерального казначейства. Во-первых, система казначейства обеспечит прозрачность бюджетов, а во-вторых, контроль за сохранностью бюджетных денег. Желание каждого уровня власти строить свою платежную систему, о чем заикаются не только регионы, но и муниципалитеты, будет откатом назад. В Главном управлении Федерального казначейства уже практически закончена работа по созданию единого федерального счета, на котором в режиме "он-лайн" можно будет отслеживать, сколько есть остатков, где они и так далее. При этом, отметим, на этот проект уже потрачен кредит Всемирного банка в 250 миллионов долларов.

Как открыть счет в Федеральном казначействе

Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа Федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета после представления клиентом в орган Федерального казначейства документов, необходимых для открытия соответствующего лицевого счета, и их проверки.

Представленные документы хранятся в юридическом деле. Юридическое дело оформляется единое по всем открытым данному клиенту лицевым счетам и хранится у уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника.

Клиенты обязаны незамедлительно в письменной форме сообщать органу Федерального казначейства о всех изменениях в документах, представленных в орган Федерального казначейства для открытия лицевых счетов.


http://www.rg.ru/2004/02/17/bjudzhety.html

Татьяна Конищева

"Российская Бизнес-газета" No447 от 17.02.2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован