Конституция России гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы". Референдумы могут проводиться на общероссийском уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и даже на местном. Референдум в Москве предусмотрен новым законом "О референдумах в городе Москве". По просьбе редакции этот нормативно-правовой акт комментирует председатель Комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна ПОРТНОВА (фракция "Единая Россия").
Необходимость принятия новой редакции столичного закона "О референдумах в городе Москве" связана в первую очередь с изменениями в федеральном законодательстве за период с 2005 по 2006 год. Причем последние поправки в федеральный закон "О референдуме в Российской Федерации" вступили в силу с 10 января 2007 года.
При разработке новой редакции нашего городского закона за основу были взяты нормы, принятые вышеназванным законом и последней редакцией федерального закона "Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года No 67-ФЗ. Однако для того, чтобы привести московский закон в соответствие с федеральным законодательством, потребовалось бы внести правки практически в каждую его статью. Вот в связи с этим и была разработана новая редакция закона "О референдумах в городе Москве".
Напомню, что референдум города Москвы - это форма прямого волеизъявления москвичей по наиболее важным вопросам городского значения, которое осуществляется посредством голосования; местный референдум - форма прямого волеизъявления горожан, обладающих правом на участие в референдуме и проживающих на территории внутригородского муниципального образования в Москве, по наиболее важным вопросам местного значения, осуществляемого посредством голосования. Референдум, наряду со свободными выборами, -высшее непосредственное выражение власти жителей столицы.
Цель нового закона - регулирование процессов проведения референдумов в Москве в целом и в муниципальных образованиях, в частности. Закон определяет порядок назначения референдума в столице, устанавливает процедуру регистрации и составления списка участников референдума, а также образование участков референдума. В законопроекте регулируются вопросы организации деятельности комиссий референдума, статуса инициативной группы по проведению референдума, его информационного обеспечения.
Ряд положений закона повторяет правовые нормы, уже принятые Московской городской Думой. Так, численность инициативной группы по проведению референдума в городе Москве должна составлять не менее 300 человек. Что касается местного референдума, то первоначально для всех муниципальных образований численность инициативной группы была определена в 100 человек Не ведь муниципальные образования весьма разняться по количеству населения, проживающего на их территориях. Поэтому по моему предложению было решено дифференцировать количественный состав инициативных групп: не менее 50 человек во внутригородском муниципальном образовании, в котором зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума; не менее 75 человек, если зарегистрировано от 50 до 100 тысяч участников референдума, и не менее 100 человек, если речь идет о цифре свыше 100 тысяч. Количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы, составляет 2 процента от числа участников референдума. Для проведения местного референдума установлены 5 процентов от числа участников референдума.
Новых норм в законе до¬вольно много. Изменен порядок формирования комиссии референдума. Оп¬ределено, например, что членами комиссии не могут быть граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство в другом государстве. Обязанности по образованию участков референдума возлагаются на главу управы района. В деятельности комиссии расширены гарантии гласности, наблюдателям предоставляется право знакомиться с реестром заявлений о голосовании вне помещений для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума. Количество недостоверных и недействительных подписей также сокращено и не может составлять более 10 процентов по аналогии с Избирательным кодексом города. Введены дополнения, устанавливающие ограничения, связанные с должностным и служебным положением при проведении агитации по вопросам референдума. В перечень организаций и лиц, которым запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, включены между народные организации и международные общественные движения. В новой редакции закона уточняется перечень ограничений при проведении агитации, в частности, запрещается агитация, унижающая национальное достоинство, а также запрещаются действия с признаками экстремистской деятельности. Вводятся ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований в фонд референдума, что отвечает принципу прозрачности финансирования.
Очевидно, что новый закон - вполне в демократическом духе и направлен на укрепление народовластия в городе. Тем не менее думская оппозиция попыталась "с ходу" оспорить некоторые его нормы. В частности, было заявлено, что требование к численности инициативной группы в 300 человек; количеству подписей, необходимых для реализации инициативы референдума, в два процента; срокам для сбора подписей в 30 дней не согласуется с нормами федерального закона и практикой проведения референдумов в регионах. Однако это не так. Референдумы в нашей стране носят нормативный характер, поэтому подход должен быть очень скрупулезным и взвешенным. При этом нормы московского закона не противоречат федеральному законодательству и соответствуют реалиям нашей жизни. Для такого многомиллионного мегаполиса, как Москва, вполне законно требование об инициативной группе численностью 300 человек. А установленные сроки - 30 и 20 дней -укладываются в рамки федерального закона и представляются достаточными для сбора необходимого количества подписей участников референдума. Не надо забывать и другое: на практике инициативные группы будут создаваться не самостийными гражданами, а партиями и общественными организациями. Если же эти партии и общественные организации не способны решить даже такие несложные проблемы, тогда будет логичным и законным вопрос о том, чего они стоят на деле.
Тверская, 13 - Петровка, 22, 10 июля 2007 г.