Пивоваренная компания `Балтика` - крупнейший в стране производитель пива - в прошлом году отказалась от практики приобретения уже существующих заводов и начала новое строительство в Самаре и Хабаровске. По мнению президента `Балтики` Таймураза Боллоева, требования рынка стали настолько высокими, что строить новое производство теперь проще, чем переделывать старое. Тем более что на рынке практически не осталось технически оснащенных заводов. В следующем году `Балтика` планирует расширить экспансию в том числе и за пределы России. Наиболее перспективными для развития пивоварения президент `Балтики` считает Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. А вот рост российского пивного рынка, по прогнозам Боллоева, может замедлиться, а то и вовсе остановиться из-за того, что Минфин и Минэкономразвития ведут непродуманную налоговую и тарифную политику.
- Какова инвестиционная программа `Балтики` на следующий год?
- На прошлой неделе совет директоров рассматривал этот вопрос в рамках бюджета следующего года. Увеличение инвестиционного бюджета в целом одобрено. А конкретные цифры будут определены в ноябре. Инвестиционная программа зависит не от наличия денег, а от наличия проектов. Думаю, она будет больше $200 млн (в этом году $180 млн - `Ведомости`). Основным источником, как и раньше, очевидно, будут собственные средства, но мы скорее всего будем планировать и привлечение кредитных средств.
- Что происходит в Белоруссии? Скоро ли этот проект сдвинется с мертвой точки?
- Белорусский проект, к сожалению, заморожен с декабря. Хотя первый этап мы должны были завершить в апреле текущего года. Запланированные на него затраты нам пришлось переориентировать на другие объекты.
У нас была встреча с Лукашенко 10 апреля. Было публично объявлено, что Белоруссия не отказывается от своих первоначальных намерений, что `Балтика` ничего не потеряет. Эти слова прозвучали из уст Лукашенко. Но это, наверное, везде так, от одного человека все не может зависеть. По крайней мере, недавно Лукашенко в одном из своих заявлений объявил, что причиной торможения проекта `Балтики` являются чиновники Белоруссии самого высокого ранга. Наверное, президент Лукашенко знает о чем говорит.
Проект заморожен. Внятного ответа, почему это произошло, мы не можем получить до сих пор. Единственный аргумент - нужно подписать инвестиционное соглашение. Соглашение, которое нам присылают, явно делает проект экономически несостоятельным.
- Можно ли детализировать последние предложения белорусской стороны?
- Главное, что написано в соглашении, - белорусская сторона соглашается на передачу контрольного пакета. А дальше целый перечень того, что мы должны сделать. Мы его суммировали, подсчитали дополнительные затраты, окупаемость. Она составила более 12 лет. А нам нужно, чтобы она была не более восьми лет.
- Этот опыт не повлиял на ваше желание развиваться в странах СНГ? `Балтика` ведет переговоры с Киргизией. ..
- Да, президент Киргизии Аскар Акаев лично был на заводе и предложил `Балтике` начать инвестиционную деятельность в Киргизии. С учетом географического положения страны и ее принадлежности к ВТО это предложение достаточно привлекательно. Из Киргизии можно экспортировать продукт в близлежащие страны - и республики Средней Азии, и Китай. Хотя экономика, жизненный уровень, численность населения не могут служить сильными аргументами `за`. Тем не менее у нас идет не просто переговорный процесс, а поиск конкретной площадки, разработка проекта. Речь идет о производстве.
- Какие регионы кроме Киргизии вы рассматриваете?
- Чтобы не оказаться в ситуации, когда хотим одной рукой поймать несколько арбузов, мы стараемся придать инвестиционному процессу некоторую последовательность.
Изучаем возможности и внутри страны, и за ее пределами. Ведем переговоры с некоторыми заводами в Китае и Вьетнаме, чтобы получить плацдарм для дальнейшего развития. Вариантов насчитывается около десятка. Какие из них выйдут на финишную прямую, зависит от многих обстоятельств.
- А от московских планов вы не отказались?
- Нет, не отказались. Но в Москве нам не везет. Какой бы проект мы ни взяли. Вот у нас были переговоры с `Останкино`. Мы их так долго вели, что потеряли интерес к этому проекту. Мы посчитали, что нужно переделывать практически все, кроме административного комплекса и, кажется, котельной. Пять лет назад мы готовы были взять любой завод в Москве. Сейчас все технически оснащенные заводы достаточно самостоятельны, а неоснащенные не представляют интереса. Приобретая неоснащенный завод и неизвестную марку, фактически приобретаешь голый участок земли. А участок столько не может стоить. Тогда проект становится опять экономически невыгодным. В случае с `Останкино` речь шла о сумме, близкой к $20 млн.
- Недавно вы стали почетным консулом Бразилии в Петербурге. Зачем вам эта должность?
- Это общественная нагрузка. Может быть, какая-то ностальгия по прошлому - я всю жизнь занимался общественной работой, начиная со школьной скамьи. Мне как-то Алексей Мордашов говорит: `Что вы общественной работой не занимаетесь? ` Я спросил у него: `А вы? ` Он отвечает: `Я член бюро РСПП. А вы даже на заседания не приезжаете`. Я принял замечание.
Если же говорить серьезно, тот регион, конечно, очень интересен и перспективен для нашего бизнеса. Наиболее перспективны для развития пивоварения - Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, где идет активное развитие экономики.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться пивной рынок России? В прошлом году потребление пива выросло на 10%. Сохранятся ли такие темпы?
- Темпы роста пивного рынка в целом катастрофически падают. Если так будет продолжаться, рост через два года остановится. Эта ситуация создана субъективными факторами - рукотворная работа правительственных структур, которые создают условия для худшей работы предприятий и худшего положения на рынке. Из 260 пивоваренных предприятий страны развиваются только те, кто нашел средства для технического переоснащения, остальные падают. Но происходит удивительная вещь: Госкомстат объявляет завышенные цифры роста. Раньше я думал, что эта привычка осталась с советских времен. Но потом до меня дошло. Когда объявлены большие цифры по отрасли, у министерств появляется возможность протолкнуть свои идеи о повышении налогов. Это, как правило, делает Минфин.
За первое полугодие Госкомстат объявил рост в отрасли 22%. Это такая ложь! Фактически рост на уровне 15%. По результатам года цифра будет еще ниже. Мы предупреждали об этом, когда вырабатывались законодательные инициативы относительно повышения акциза на пиво до 25%. Но нас не слушали.
- Эти меры что, откроют рынок для иностранцев? Смогут ли выжить компании, которые опираются на отечественный капитал?
- Это неблагодарное занятие - гадать, как будет. Во время моей встречи с Путиным 2 августа я поднял вопрос инвестиционной емкости отрасли. Чиновники, ангажированные лоббистами крепких алкогольных напитков, утверждают, что пива у нас хоть залейся. Это ложь. Пива у нас употребляется в два-три раза меньше, чем в экономически развитых странах. Чтобы приблизиться к минимальному европейскому уровню потребления - 70 л на душу населения, - потребуется почти $2 млрд инвестиций. Вопрос, кто эти $2 млрд вложит. Есть два сценария. Первый: создаются инвестиционные условия внутри страны, и отечественные производители вкладывают эти деньги. Но для этого нужно создавать условия. Второй: открываются двери ВТО, и с насыщенных рынков наш рынок заполняется с 40 л до 70 л, но уже не отечественным, а западным производством. Благоприятные условия для российских производителей не создаются не потому, что нас окружают враги. За благами кратковременного решения задач - закрыть бюджетные дыры - более долгосрочные проблемы отходят в сторону. О заинтересованности западных производителей в российском рынке можно судить по сделке Heineken и `Браво`. Голландская компания приобрела за очень высокую цену - около $0,5 млрд - 4% рынка, которые занимала марка `Бочкарев`.
- Возможны ли еще подобные сделки?
- Сделки могут быть, если будет благоприятная ситуация. Если все будет так, как мы видим сегодня, их не будет.
- Кстати, экспорт `Балтики` будет увеличиваться?
- Да, по прошлому году экспорт в процентах от объема вырос в два раза, а в натуральном выражении - в три раза. На следующий год мы планируем экспортировать около 10% общего выпуска. Для нас экспорт - это возможность минимизировать сезонные колебания спроса.
- С чем, на ваш взгляд, связан рост потребления баночного пива? К этому привели усилия поставщиков банки, которые устраивали рекламную кампанию, или у потребителей изменились вкусы?
- Я думаю, что усилия поставщиков здесь ни при чем. Они три года пытались продвигать банку, но ничего не происходило. Это потенциал торговой марки `Балтика`. Потому что сейчас 50% рынка баночного пива - это `Балтика`. До нас и параллельно с нами выпускалось много баночной продукции, но она даже близко не подошла к `Балтике` по объемам.
Поставщики, конечно, скажут, что это их усилия. Они прокрутили рекламный ролик. Но реклама в целом не гарантирует развития. Есть примеры, когда огромные средства выбрасываются на рекламу, а результата нет.
Баночные линии многих заводов простаивали, но, как только появилась `Балтика`, произошел всплеск спроса. Заводы принялись устанавливать свои линии.
- Вы сталкиваетесь с вопросами, которые выходят за рамки одного предприятия. Вам не приходило в голову заняться политикой?
- Политик должен заниматься проблемами общества в той сфере, где он является специалистом. А если он марионетка и по сумме заплаченных денег определяется его позиция, это уже не политик. Мне кажется, что оказаться в этой ситуации, когда ты зависим от чьих-то финансовых вливаний, - значит потерять свое лицо, это недостойно и унизительно.
Я от этого всего очень далек. Я заканчивал вуз по специальности `пивоварение` и всю жизнь этим занимался. Невозможно понять, как некоторые политики, только оказавшись на этом месте, не вникнув в суть вопроса, выдают гениальные мысли о государственном обустройстве. Я бы не хотел быть в этом ряду. Можно, наверное, менять работу, профессию, если чувствуешь, что достиг своего потолка и дальнейшего развития не будет.
Я не считаю, что я или компания `Балтика` достигли своего потолка.
БИОГРАФИЯ: Таймураз Казбекович Боллоев родился в 1953 г. в Северной Осетии. Окончил Московский институт пищевой промышленности. В 1980 - 1991 гг. работал на Комбинате пивоваренной и безалкогольной промышленности им. Степана Разина (сменный мастер солодовни, заместитель начальника цеха, начальник цеха розлива, главный пивовар). С 1991 г. - генеральный директор пивоваренной компании `Балтика`.
Член Совета по предпринимательству при правительстве РФ, зампредседателя Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции.
О КОМПАНИИ: Пивоваренная компания `Балтика` основана в 1990 г. Около 75% акций `Балтики` принадлежит концерну Baltic Beverages Holding. Компания располагает тремя производственными площадками - в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Туле, а также сбытовыми подразделениями в 23 городах России.
За первое полугодие 2002 г. компания произвела 83 млн дал пива. Выручка от реализации за этот период составила около $350 млн, прибыль - $72 млн.
Ведомости, 09.10.2002
http://nvolgatrade.ru/