22 ноября 2007
1469

Тайна закрытой двери

Лучшим местом в Тамбове и лично мне, и большинству его жителей кажется набережная Цны, которая в этом году украсилась ещё одной достопримечательностью. В год празднования 325-летия Тамбовской епархии здесь была возрождена одна из величайших святынь Тамбовского края - источник святителя Питирима и часовня рядом с ним.
Подлинная часовня была возведена здесь около века назад, в год канонизации святителя Питирима, особо почитаемого на тамбовской земле. Святитель Питирим (в миру - Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме, близ древнего Смоленска. Уже в 32 года он стал архимандритом Вяземским в Иоанно-Предтеченском монастыре, а в 40 лет (в 1685 году) - епископом Тамбовским и Козловским (ныне Козлов - город Мичуринск). Здесь своё служение он начал с преображения знаменитой Пешковой слободы, населённой преступниками и разного рода бродягами. Епископ Питирим приходил к ним как брат и друг, нёс слова утешения, просвещения. И сердца этих несчастных открылись навстречу Богу. По их желанию здесь в 1687 году был построен храм во имя Иоанна Крестителя. Ему же был посвящён и Трегуляевский мужской монастырь, основанный Питиримом в 1683 году. Он же основал в 1690 году женский Вознесенский монастырь, игуменьей которого стала его родная сестра Екатерина. Но особой заботой владыки стало возведение в Тамбове первого в губернии каменного храма - Спасо-Преображенского кафедрального собора.
В парковой зоне Тамбова, между каналом Цны и Спасо-Преображенским собором, расположилась теперь часовня, восстановленная по старым чертежам и снимкам. То, как стремительно на крутом берегу речки поднялись ажурные конструкции часовни, кажется маленьким чудом. Впрочем, всё, что связано с именем святителя Питирима, окружено чудесным ореолом. Достаточно вспомнить о том, как в конце восьмидесятых были найдены его мощи.
Рука КГБ?
Как и по всей стране, в Тамбовской области в конце 80-х православной церкви начали возвращать принадлежавшее ей когда-то имущество, возобновлялись службы во вновь открываемых храмах. Отдельно в этом ряду событий стоит поиск утерянных останков святителя Питирима. Увы, увидеть окончание строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора ему не удалось - летом 1698 года владыка Питирим скончался. Согласно завещанию его погребли в Никольском пределе воздвигнутого им храма.
А в XX веке выяснилось, что глубоко почитаемые верующими мощи святителя Питирима исчезли. После долгих бесплодных поисков в конце 80-х годов верующие обратились к тогдашним первому секретарю обкома КПСС Евгению Подольскому и председателю облисполкома Александру Рябову с просьбой о помощи. К этому времени в помещениях Спасо-Преображенского храма располагался областной краеведческий музей, но там отрицали, что у них в запасниках находятся мощи святителя. В музейных фондах был гроб, были некоторые сохранившиеся атрибуты, а самих мощей, увы, не было... Где же их искать? Сами верующие считали, что без руки КГБ здесь не обошлось, и требование их было простым: пусть КГБ вернёт святые мощи.
Именно тогда начальник одного из отделов Тамбовского управления КГБ вызвал к себе молодого сотрудника Алексея Плахотникова (ныне депутата Тамбовской областной Думы), который по долгу службы курировал в области театры, музеи и всю творческую интеллигенцию в целом. Задачу перед ним поставили конкретную: "Найти!" Раз ходят разговоры, что это чекисты мощи изъяли и уничтожили, значит, надо разобраться, что же на самом деле произошло.
Естественным в этом случае было обращение к архивам КГБ, поскольку вполне вероятной была версия о причастности ЧК-НКВД-КГБ к исчезновению останков святителя Питирима. Однако их тщательные исследования ничего не дали Алексею Плахотникову, как, впрочем, и изучение архивов краеведческого музея.
Тогда Плахотников начал поиски непосредственно в самом краеведческом музее. Если Питирим был захоронен в здании Спасо-Преображенского храма, где располагался музей, то мощи могли быть оставлены там на хранение как экспонат. Алексей Плахотников, окончивший в своё время Тамбовский филиал Московского института культуры, обладал достаточным объёмом знаний в этой сфере и немалой долей здорового любопытства. К тому же вёл его в поисках азарт первооткрывателя. Ну, и плюс недвусмысленный конкретный приказ начальства.
И вновь "пошёл кружить", как говорит сейчас сам Алексей Михайлович, по проторённой уже дорожке - архивы и библиотека музея. Но мощей так и не обнаружил, о чём и доложил в управление. А в ответ услышал категоричное: "Ищи!" На следующее утро, одевшись по-рабочему, Алексей Плахотников вновь отправился в музей: на этот раз в его обширные хранилища, расположенные в бывших служебных помещениях Спасо-Преображенского храма. И там, вспомнив о том, что он профессиональный оперативный работник, начал методично, по всем правилам обыскивать хранилище - полка за полкой, шкаф за шкафом, ящик за ящиком, сметая с них пыль если не веков, то по крайней мере десятилетий... Ничего! Прошёл всё хранилище справа налево, развернулся и... пошёл в обратную сторону: вдруг что-то пропустил в первый раз? Если даже мощи кем-то спрятаны, или утеряны в бурные годы войн и революций, или тайно уничтожены в пылу идеологической борьбы, - в любом случае должны остаться какие-то следы. Надо было возвращаться в архивы и смотреть страница за страницей все документы, относящиеся к более-менее подходящим периодам истории Тамбова.
У пожарного выхода
Но перед этим Алексей решил бросить последний взгляд на музейное хранилище. Оно находилось в старинных хозяйственных постройках храма, сохранивших до наших дней все особенности архитектуры - узкие коридоры, прохладные даже в жаркий полдень комнаты, толстенные стены из кирпичной кладки и двери, двери, двери...
Дверные коробки в коридорах хранилища были вмонтированы так, что стояли вровень с поверхностью самих стен. Но ведь их толщина огромна: это очень старое здание - из тех, что строили на века. Что же находится, например, вот за этой дверью - пустая ниша?
- А что за этой дверью? - спросил он сопровождавших его сотрудниц музея, не отводя взгляда от стены.
- Пожарный выход, - пожала одна из них плечами.
- Давно туда заглядывали?
- А что там смотреть? Выход он и есть выход... К тому же там всё на сигнализации.
Но Алексей уже срывал провода с двери - с подъехавшей охраной или пожарными можно всегда договориться, а вдруг повезёт, вдруг мощи там?! Толстая, добротно сделанная дверь, казалось, намертво приросла к косяку. Проржавевшие, вкрученные много лет назад шурупы с трудом поддавались Алексею, но упорно, срывая ногти, он сантиметр за сантиметром освобождал дверь. И вот она поддалась. Взметнулось облачко пыли, пахнуло затхлым застоявшимся воздухом. Женщины за его спиной охнули.
В узкой нише, образовавшейся между двумя дверями, стояла покрытая мягкими лохмотьями слежавшейся пыли картонная коробка. Смахнув пыль, Алексей осторожно поднял крышку: бережно завёрнутые в расписное узорчатое покрывало в глубине обычной картонной коробки лежали бесценные останки тамбовского святителя Питирима.
...Спустя несколько месяцев Алексей Плахотников ехал домой мимо Спасо-Преображенского собора и удивился царившей там многолюдности. Только через несколько дней он узнал, что именно в тот день, 23 июня 1988 года, руководство области передало вновь обретённые святые мощи владыки Питирима Тамбовской епархии. Кем и с какой целью они были спрятаны за дверями пожарного выхода, так и осталось тайной. В 1993 году, когда вновь открылся для богослужений Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый некогда трудами святителя Питирима, его святые мощи были лично перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и положены в правом приделе нижней соборной церкви под ажурной деревянной сенью. А теперь вот на тихом берегу Цны поднялись к небу и ажурные арки восстановленной часовни над святым Питиримовским источником.

Галина СТАВРИЕЦКАЯ
г. Тамбов
четверг, 22 ноября 2007 года
www.rkoop.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован